А вот расскажите и мне, пожалуйста про заряд-разряд батареи и как определяется контрольная ёмкость, а так же пусковой ток.
На конкретном примере. Симптомы
здесь и
тут.
Вкратце история простая: батарейка не даёт завести машину
иногда. При этом подключение стартера сильно её сажает. Под нагрузкой (стартёром) до 0,25 В в разряженном состоянии, да и заряженном тоже прилично.
Итак. Есть две батарейки.
Батарейка №1 Fireball 75 пр-ва Днепропетровск возрастом года 3. Была снята прошлой осенью по причине незавода, через пять часов после часовой поездки, на лёгком морозе не более -5. Заменена на аналогичную новую FB75 пр-ва Жигулёвск (сейчас в наличии отсутствует, теперь на другой машине живёт).
Возвращена на автомобиль после долива, перелива и пары недель прогона заряд-разряд. прогоны установили, что батарейка имеет приемлемую ёмкость и пригодна к эксплуатации (цифры будут в конце).
Батарейка №2 ExtraStart 75 пр-ва Словения. Возрастом 4 года (а может быть три, не помню точно когда покупал). Стояла всю зиму в холодном гараже, никуда не ездила, холостое напряжение показала то ли 7 то ли 8 (при -10). Перелив и прогон около недели показали непригодность к эксплуатации. Реальный эксперимент на автомобиле подтвердил вывод для температур около ноля, для сильно положительных пока не проводился. Аналогичная батарейка отработала почти три года на другом автомобиле, после была перелита и ездить пока можно.
Методика проверки
а) заряд батареи постоянным током 5А до напряжения 15,5-16В.
б) отдых до напряжения 13,3 В холостых
в) разряд током 5А (лампочка) до 9В нагруженных
г) восстановление до 11 В холостых, затем повтор.
Последние циклы ток не подстраивал, выставлял 5 сначала и ждал пока упадёт до 1-2. Потому что на пяти сильно пузырить начинает уже при 13В.
Батарейка 1 в начальном состоянии имела низкую плотность (1,18-1,20) и просила добавить воды при этом. Держала нагрузку 6 часов. После долива воды (плотность стала 1,16) нагрузку она держала уже 8 часов. Затем была заряжена и перелита до плотности 1,27. Штук пять прогонов показали ёмкость 60А/ч (12 часов * 5 Ампер).
На самом деле так считать, конечно, неправильно. Но для примерной оценки ёмкости вполне сойдёт.
Батарейка 2 имела большую плотность, 1,22-1,24. Но при этом долго стояла на морозе, и нагрузку держала часа 2-3. После перелива и доведения плотности до 1,30 нагрузку стала держать до 6 часов (ёмкость порядка 6*5=30). С тепла и полного заряда машину завести можно, но заряда от бортсети в холода всё равно недостаточно для ночёвки.
На вилку 100А батарейки реагируют одинаково: проседают до 10,5В и держатся так до 10 секунд. Достаточно уверенно выдерживают три-четыре подхода с вилкой по пять-семь секунд с перерывами в несколько минут на охлаждение вилки.
Так вот, если батарейка 1 на столе показывает себя вполне приличной, что с ней такое может происходить, что она изредка отказывается работать? Вообще, может ли такое быть в принципе: нормально работает, ёмкость есть, тока хватает, потом внезапно – нет ни ёмкости ни тока. Под нагрузкой стартером проседает до 0,2В и даже после полного заряда не работает. А через полчаса поездки спокойно крутит, до 8,5-9,5 при включении и 10,5-11,5 на прокруте. Где-то какие-то пластины пооборвались что ли? но почему тогда проявляется только под нагрузкой? Вхолостую напряжение не падает.