• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Постепенное включение электровентилятора

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
тут рылся в разных статьях и конференциях... планирую со временем поставить электровентилятор на свою 24-10. Очень заинтересовала схема плавного пуска. Нашел пару вариантов с микросхемами и прочими "штуками" - сложновато. Слышал о схеме на двух релюхах и резисторе.
Кто владеет технологией данного сабжа? Помогите чем мОгите плз...
(ткните носом в ссылку если есть - сам не нашел)
 
Последнее редактирование модератором:

Teh

Завсегдатай
Регистрация
21 Янв 2007
Сообщения
1,459
Реакции
642
Баллы
295
Re: Постепенное включение электровентиллятора

мне кажется, греящийся до красна, резистор - не очень надежная штука...
)
Да. Накаленный до красна резистор быстро сдохнет...Но если это нихромная спиралька, расположенная в потоке воздуха от вентилятора, то срок службы лет 20, а может и больше.
 

Вложения

  • Проволочное сопротивление обдувается потоком.jpg
    Проволочное сопротивление обдувается потоком.jpg
    41.2 KB · Просмотры: 67

DANek

Постоялец
Регистрация
13 Ноя 2009
Сообщения
282
Реакции
155
Баллы
174
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Да. Накаленный до красна резистор быстро сдохнет...Но если это нихромная спиралька, расположенная в потоке воздуха от вентилятора, то срок службы лет 20, а может и больше.

ИМХО! Учитывая условия эксплуатации(моторный отсек, повышенные вибрации), так как на фото- очень опасное расположение,- сильноточная неизолированная цепь, слетит и кз гарантирован. Лучше пусть это будут добавочные резисторы 14.3729, 1402.3729 или СЭ 107.
 

Teh

Завсегдатай
Регистрация
21 Янв 2007
Сообщения
1,459
Реакции
642
Баллы
295
Re: Постепенное включение электровентиллятора

ИМХО! Учитывая условия эксплуатации(моторный отсек, повышенные вибрации), так как на фото- очень опасное расположение,- сильноточная неизолированная цепь, слетит и кз гарантирован. Лучше пусть это будут добавочные резисторы 14.3729, 1402.3729 или СЭ 107.
Читайте выше. 5 лет работает эта схема, может и больше, но в 2006 она уже точно стояла.

Концы подводящих проводов жестко закреплены и слететь у нее не получится. Конечно теоретически может сломаться спираль, но че ей ломаться-то, ей даже нагреваться толком не получается, обдув, однако.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это будет работать долго, до первого межвиткового в движках, а вот в этом случае, первыми подохнут именно резюки :)
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Да тоже разогреется и лопнет- были случаи. От КЗ спасает либо пакетник, либо электроника с отсечкой. :)
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Да тоже разогреется и лопнет- были случаи. От КЗ спасает либо пакетник, либо электроника с отсечкой. :)

поверю на слово, у самого такого не бывало.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Еще на Соболе проводка пыхнула из-за КЗ нашего карлсона. Причем пердахронитель сгорел, но проводка все одно поплавиться успела. (40А). После этого стал ставить сетевые автоматы непосредственно перед карлсонами. Они срабатывают четко, вот только для релейных схем необходимо выводить светодиоды (в паралель с конт. группой), дабы знать, что автомат сработал. :)
 

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Здравствуйте. Примерно год назад установил себе схему ступенчатого включения электровентилятора (см. ранее по теме). До начала этого лета претензий не было. С повышением температуры за бортом выше 30 градусов стал замечать, что сопротивление из 1.5 мм нихрома всё же перегревается в момент падения на нём напряжения, в результате доп. реле не срабатывает, и вентилятор на полную мощность не выходит. Стал анализировать. Первое, на что натолкнулся, было напряжение в бортовой сети. Около 12 В, на прогретом двигателе без включённых электроприборов. А должно было бы быть 13.8 - 14.2 В.
Реализовал следующую схему: http://www.volga-gaz.ru/tunung/?url=66. После этого напряжение в сети 13.8 В. С начала лета пока больше проблем не было.
При первой возможности, тем не менее, дополнительно заменю сопротивление на другое, из нихромовой проволки бОльшего сечения.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

А где взять эту самую проволоку? Толще, чем 1,5 мм. Мне не для вентилятора, а просто бывает нужна, а взять негде. От вариаторов чересчур тонкая. Может, ещё где используется?

[DEL]И по схеме. Я не понял, зачем разрывать цепь при выключенном зажигании. Ведь в родном исполнении "таблетка" подключена к клемме генератора постоянно. Просто этот провод нужно бросить не на клемму генератора (как она подключена штатно), а на аккумулятор (просто удлиннив его).[/DEL]
 
Последнее редактирование:

R_o_m_a_N

Постоялец
Регистрация
9 Апр 2008
Сообщения
400
Реакции
131
Баллы
145
Re: Постепенное включение электровентиллятора

При установке вентилятора от 406-го двигателя на 3110 с 402-м двигателем и дополнительным электровентилятором потребуется еще замена реле вентилятора. Штатно там установлено реле 113.3747-10 (как вариант возможно реле 90.3747-10 или 85.3747), коммутирующее токи до 30А. Для малого вентирятора этого достаточно - его мощность 110Вт, максимальный ток под нагрузкой 14А. Но для большого вентилятора, имеющего мощность 180Вт и максимальный ток под нагрузкой 30А, это реле явно слабовато. Вместо него рекомендуется установить реле 711.3747 или реле стартера 3110.3747. Эти реле рассчитаны на коммутацию токов до 70А.
Обьясните пожалуйста, что значит "слабовато" на 406 подключено через реле 30А.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

На 406-м тоже ставили как 15-амперные вентиляторы, так и 30-амперные. Если двигатель 406-й, это ещё не значит, что там стоит 30-амперник.

Обычное 30-амперное реле тоже будет работать с 30-амперником. Просто со временем его контакты могут "залипнуть" либо прогореть.
Поэтому ставят более мощное стартерное реле. Чтобы отсрочить момент выхода его из строя.
 

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Re: Постепенное включение электровентиллятора

По поводу проволоки, честно говоря, каких-то магазинов у нас я не знаю, зато есть барахолка. Прошлый раз покупал там. В наличии была как раз 1.5 мм, но говорили, что и 2 мм бывает. Как вариант, можно сделать 2х1.5 мм, наверное.

Ведь в родном исполнении "таблетка" подключена к клемме генератора постоянно.
Точнее к диодному мосту. Но в родном исполнении, как я понял, на клеме диодного моста при невращающемся роторе напряжения нет. То есть если не разрывать цепь аккумулятор-таблетка при выключенном зажигании, будет идти разрядка аккумулятора. Штатный проводок с диодного моста на таблетку я не трогал, заизолировал его аккуратно, и оставил. От аккумулятора через реле протянул другой, его завёл через папу-маму в генератор к таблетке. Есть ещё такой момент, генератор в процессе работы нагревается очень сильно, поэтому провод должен быть хотя бы похожим на штатный от диодного моста до таблетки, чтобы изоляция не поплавилась.
Обычное 30-амперное реле тоже будет работать с 30-амперником
Стартерное-то на 70А без ступенчатой схемы долго не жило...
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Но в родном исполнении, как я понял, на клеме диодного моста при невращающемся роторе напряжения нет.
[DEL]То есть как это нет? Куда ж оно девается? Ведь эта клемма стоит на выходе генератора и подключена непосредственно к АкБ (через длинный толстый провод и предохранитель). Напряжение там есть всегда.
Так что если штатно АкБ через "таблетку" не разряжается, то не будет разряжаться и при переделанной схеме.[/DEL]

Сейчас нашёл схему генератора. К сожалению, именно 406-го не нашёл, но нашёл ВАЗовский для 2110. Насколько я знаю, конструктивно они идентичны.

Так вот. Есть небольшая проблема. Объясняю подробнее.

Дело в том, что - да, питания на "таблетке" при выключенном зажигании нет (я был неправ - признаю). Так как у меня в голове всё немного перепуталось. Но оно при включенном зажигании и невращающемся генераторе там тоже есть.

Питание это на "Волге" (не путать с ВАЗовской схемой - там резистор подключен по-другому) идёт на таблетку с приборной панели через лампу зарядки (и через шунтирующий её резистор 5,1 Ом). Эта странная на первый взгляд схема в работе генератора не участвует. А нужна только в тот момент, когда зажигание включено, а генератор не вращается. Чтобы возбудить генератор для первоначального его запуска (как стартер для ДВС). В это время ток на обмотку возбуждения идёт через лампу зарядки (поэтому она светится, показывая, что генератор не работает).
Именно к этой клемме (клемма D) и подключен вход контроля напряжения РР. На него с каждой фазы идёт свой диод. И при начале работы генератора на нём появляется напряжение. Лампа зарядки гаснет, а генератор следит за напряжением на этой клемме. И действительно, напряжение на АкБ может упасть, а на клемме D - нет. Но не из-за просадки в где-то в проводке, а из-за просадки в силовых диодах! То есть диоды выпрямителя, которые идут на АкБ при нагрузке просажены, а на клемме D - нет (так как эти-то диоды не нагружены)! Отсюда и разница.
То есть диоды, идущие на АкБ, нагружены - на них просадка, напряжение 13 В.
Диоды, идущие на клемму D и РР, не нагружены - на них просадки нет, напряжение 14 В.

То есть бросать провод на АкБ вроде и не обязательно. Достаточно брать напряжение с выхода генератора.

Теперь о проблеме. Если подключить по схеме с реле, то не будет работать лампа зарядки.
Буду думать, что придумать.

PS Для работы лампы зарядки придётся бросить дополнительный резистор на "массу" от клеммы D. Вот только какой - надо подбирать. Думаю, сопротивлением не выше 5,1 Ом (чтобы хотя бы 6 Вольт на лампочке было). Но при этом он должен быть мощным - судя по расчётам, не менее 40 Ватт. А это очень круто.
Либо ставить резистор выше сопротивлением (и меньшей мощности), но при этом выковыривать из приборки штатный резистор, шунтирующий лампу.
PPS И даже если так сделать, то, когда АкБ заряжена и необходимости в зарядке нет, лампа будет гореть. В общем, пока решения нет. Думаю, со встроенным РР ничего придумать и не получится, чтобы и лампа зарядки работала, и напряжение правильно регулировалось.
 
Последнее редактирование:

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Возможно, но не уверен - надо проверять. Если не ошибаюсь, проводок тот припаян к самой подкове диодного моста, а выход идёт отдельно... В противном случае разницы бы в работе не было...
 

R_o_m_a_N

Постоялец
Регистрация
9 Апр 2008
Сообщения
400
Реакции
131
Баллы
145
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Чтобы отсрочить момент выхода его из строя.
Кого реле?
Тогда нет ничего страшного у меня одно вчера вышло из строя. цена вопроса 60руб.
 

zeroe

Общительный
Регистрация
29 Мар 2010
Сообщения
80
Реакции
38
Баллы
94
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Да, таблетка от 2110 у меня как-то стояла. От самого генератора у меня изначально отходило 2 провода. Один прямиком на +АКБ, другой (клема одевается на папу генератора) куда-то в салон, видимо, тахометр. На работу пока не жалуюсь. Вольтметр на панели просадку напряжения показывает (хотя на АКБ ровно 13.8 В). Работает ли лампочка под вольтметром - не помню, не обращал внимания, вечером могу посмотреть.

То есть бросать провод на АкБ вроде и не обязательно. Достаточно брать напряжение с выхода генератора.
А оно так и получается на самом деле. Либо к этому проводу цепляться у выхода генератора, либо у блока предохранителей под капотом. Поскольку я делал через реле - проще было весь монтаж разместить в районе АКБ.
 
Последнее редактирование:

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

zeroe, так как тема тут не про регуляторы напряжения, продолжу разговор в более подходящей теме:
http://forum.allgaz.ru/showthread.php?p=1074566#post1074566
 
Сверху