• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Так что,повторюсь,"газовая" прошивка = не более,чем миф!!!
ну не совсем, но для инжекторного она практически не нужна, особенно если стоит бк и он может при появлении + на газовом редукторе ,сдвигать угол на 5 градусов.:hi:
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
ну не совсем, но для инжекторного она практически не нужна, особенно если стоит бк и он может при появлении + на газовом редукторе ,сдвигать угол на 5 градусов.:hi:
При всём уважении.....
Кроме инжекторного есть ещё карбовая версия 406-го с ЭБУ (другие марки авто мы как то не обсуждаем),которой так же,как собаке пятая нога,нужна "газовая" прошка....
При наличии ГБО на авто,как то подразумевается,что 99,9% времени мотор работает на газе,следовательно НИЧЕГО страшного в ПОСТОЯННОМ опережении угла НЕТ!!!
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Кроме инжекторного есть ещё карбовая версия 406-го с ЭБУ
Тут тоже не всё однозначно, не только угол изменён, но и карты правят умные люди, газ это штука такая. Что если на луце в нагрузку хватает мощности, то на газу нужно чуток увеличить подачу и тд и тп. Хотя на карбе увеличить подачу не реально, и остаётся только угол :(
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Хотя на карбе увеличить подачу не реально, и остаётся только угол
Не знаю,мож мой разговорный русский далёк от совершенства,но я постараюсь.....
И на инжекторном двигателе АБСОЛЮТНО ТОЧНО ТАК ЖЕ!!!!!!!!
Повторяюсь:
При эжекторном ГБО (когда газ подаётся через проставку перед ДП) "увеличить подачу" программными средствами просто НЕРЕАЛЬНО!!!
При инжекторном ГБО пересчётом подачи газа занимается газовый ЭБУ!!!
Отсюда вывод,что при ЛЮБОЙ РАСКЛАДКЕ "остаётся только угол"......
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
При инжекторном ГБО пересчётом подачи газа занимается газовый ЭБУ!!!
Газовый эбу информацию снимает с эбу автомобиля. В нём, как в таковом нет карт. В в газовую прошивку можно внести поправки в карты. На чиптюнере обсуждалось такое.Я делал -делал переключения по 50 ноге, но отказался. При переходе на вторую прошивку глохла и всё :( накосячил что то.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Газовый эбу информацию снимает с эбу автомобиля. В нём, как в таковом нет карт. В в газовую прошивку можно внести поправки в карты.
Первое предложение абсолютно верно!!! Недаром газовый ЭБУ кратко характеризуется "наездником"))))
Второе предложение....как бы поправильнее.....во = ошибочно))))
Карты,ГАЗОВЫЕ, = ЕСТЬ!!! И строятся они на картах бензиновых!!!!!!!!!!!! С поправочным коэффицентом,ессно....который задаётся:
1)-в главном окне при выборе "пропан-метан";
2)-практически там же,при выборе "основного топлива" (стехиометрической смеси)
2А)-показываются паралелльно друг другу время впрыска бензовых и газовых форс.....наблюдается "онлайн" разница)))
3)-кликом по любой газовой форсе вызывается окошко,где мона изменить поправку пересчёта для любой газовой форсы индивидуально!!!

Добавлено через 4 минуты 34 секунды
На чиптюнере обсуждалось такое.
Как архив даташита-отличный ресурс....не скажу "лучший",но хороший)))
Как сборник готовых ответов на вопросы типа "не работает = проверьте предохранитель!" =тоже))))
Большинство тамошних "догматов" подпадают под определение "история знает много великих заблуждений!!!")))))))
И хоть я там в "основном составе",но ещё немного,и буду воспринимать упоминание этого ресурса,как ругательство)))))))))
 
Последнее редактирование:

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Карты,ГАЗОВЫЕ, = ЕСТЬ!!!
Смотрел как газовщик пересраивал мне систему, с картами там... как с водой в сахаре.
И строятся они на картах бензиновых!!!!!!!!!!!! С поправочным коэффицентом,ессно....который задаётся:
вот тут то собака и сдохла... читает карты бензиновые, но поправки не особенно, только в основном по углу и разницы времени впрыска. У меня по перваку время до 7 миллисек доходило...:(, поправил. Температуру и обороты перехода можно поправить, ну и всё. Отключи свой мозг и газовый умрёт, не способен он со своими картами что нибудь сделать.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Отключи свой мозг и газовый умрёт, не способен он со своими картами что нибудь сделать.
:shok:
Типо "моя-твоя = непонимать!?!?"
За последнюю пару страниц йа ДВАЖДЫ упомянул о газовом ЭБУ,как о "наезднике"!!!!!!!!!!!!!!!
Ессно,что он НЕ способен управлять дрыгателем,а всего лишь "посредник" между штатным ЭБУ и газовыми форсами (с одновременным отключением бензовых форс и эмуляцией работы оных) и введением соответствующих поправок на ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ ГАЗОВЫХ ФОРС (ТОПЛИВОКОРРЕКЦИЯ)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
От штатного ЭБУ требуется ТОЛЬКО изменение "углов"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Назовите какой либо другой язык,которым владеете в совершенстве....попробую в онлайн переводчике обработать.....
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Народ дискуссия конечно интересна, но я принцип понимаю как работает и 2 и 4 е поколение и чем отличается.
Ответ типа и так мозги бензиновые под газ адаптируются не принимается(ибо машина просто практически не едет, на метане с бензиновыми настройками и не ыставленными по транспортиру р.валами).
И совет поставить БК тоже не актуален - сейчас стоит СКАТ-5 который сам при переключении на газ отключает форсунки и сам управляет газовым клапаном и включает ПУОЗ(для газа).
Вообщем все делает что и прошивка газовая двойная, но собственно, что не устраивает? А не устраивает то что пуск ДВС происходит в любом случае на бензине(даже на прогретом) и потом через пару сек. включает газ, ну а самое главное что имеется глюк в СКАТЕ-5 выключения газового клапана на ходу и не включится пока опять не переключишь на бенз, а потом назад(так и приходится тумблером играться на ходу), происходит это с не понятной переодичностью может раза два в день а может и десять, вообщем действует на нервы водителю, особенно если в неподходящий момент(на светофоре или переезде стоять и заводиться на бензине не особо охота).

Собственно а сам вопрос есть ли у кого прошивка двойная на газ(метан) или ссылка на нее и чем прошиться(а то программ и их версий в инете на Микас море и какой начинающему проще будет прошиться еще тот вопрос) Микас 7,1.......64 шиться под ЗМЗ406 (без ДК и адсорбера хотя вроде на газовых прошивках данные функции в основном отключены)
К-Лайн адаптер ЮСБ (мастеркитовский имеется) штеккер со старой косы тоже есть, раскидать провода зная на какие контакты и чего не проблема, прошиться хочу на столе с ПК(не на автомобиле) со снятым аккумом.
Спасибо за полезные советы.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Много всякой всячины есть,но именно "газовой" прошивки нет (по причинам указанным выше).....могу правленную/оптимизированную (вне зависимости от типа топлива) 538-ю предложить.......
А М-7 "по диагнозе" и не получится прошивать.....только через 55-ти пиновый разъём...а уж снятый ЭБУ буит,или нет = никакого значения НЕ имеет!!!
 
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Официально = да! А по факту-и 406-е неплохо на них ездят......
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Ну вообще я за двухрежимки. Поверхность УОЗ(будь то в рабочих режимах, при ХХ, при отключении подачи топлива) не составить одной ПУОЗ. По смеси - газовая карта двумерная, а в прошивке микаса трех. На определенных режимах не получится смесь настроить как хотелось бы а так же не настроить переходные режимы(бензин для отжигов, газ для экономии). Но гемора от этого много для обычного диагноста, ему легче пуоз подвинуть и всё
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Вашпе то,у Диджитроника,она лет двести как трёхмерная......

Все бы с ним приезжали)

Добавлено через 2 минуты 10 секунд
Так есть чего на Микас 7,1 ....64 хоть бензин хоть газ?

поищите в нете их куча всяких валяется. если ничего в них не понимаете, то тут только методом подбора подбирается наиболее подходящая под ваш дрыгатель
 
Последнее редактирование:

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,177
Реакции
852
Баллы
295
Кто-нибудь может поделиться хорошей экономичной прошивкой на ЗМЗ 406 бензин? Микас 7.1, форсы сименс, ДМРВ пленка. Давно штудирую интернет, но ничего путевого не нахожу, или денег просят. Раньше стояла 590 прошивка.
 
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
хорошей экономичной
Это,как бЭ,понятия несовместимые.....
наибольшую экономичность дают таки "накрученные" версии при спокойно-экономичном стиле езды....
 

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,177
Реакции
852
Баллы
295
UYRI288, а я и не прошу задавленную в усмерть прошивку, а ту, которая более адекватно поможет экономить. Не первый год изучаю эту тему. Хочу, чтобы бензин адекватно сгорал, а не летел в пустую, так как поддать я любитель:) но иной раз езжу спокойно.
Дак Вы сможете мне помочь, или просто так написали, развлечся?
 
Сверху