• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,647
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Объясните, пожалста, а что такое ДАД??

Датчик Абсолютного Давления во впускном трубопроводе.
Предназначен для преобразования давления во впускном трубопроводе, которое зависит от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала, в электрические сигналы.
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Так он на место ДМРВ ставится?

Ну не вместо, а после поддувала (дроссельной заслонки). ДМРВ, конечно,
убирается. Как лишнее сопротивление входящего воздушного потока.
В косу провода (3 штуки) надо добавлять, или перекидывать те, которые шли на ДМРВ.
Прога перепрошивается соответственно. Не знаю, что более продвинутое,
единых мнений нету, но почему-то на Корветах (более навороченные ЭБУ,
используются на спортивных тачках) используется именно ДАД.
 

Вложения

  • ДАД.JPG
    ДАД.JPG
    100.9 KB · Просмотры: 32
Последнее редактирование:

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Датчик Атмосферного давления -это барометр.:)
А абсолютного-ДАД.

Ну почему же? На Нексии есть ДАД и стоит он не во впускном коллекторе а как выносной прибор и мериет соотношение давления во впускном коллекторе относительно текущего атмосферного и поэтому его в некоторых кругах именно датчиком атмосферного давления обзывают. Хотя по научному согласен с трактовкой абсолютного давления....
 

zhikler

Житель
Регистрация
7 Апр 2012
Сообщения
2,568
Реакции
1,453
Баллы
440
На Нексии есть ДАД и стоит он не во впускном коллекторе а как выносной прибор и мериет соотношение давления во впускном коллекторе относительно текущего атмосферного
Не знаю как там на нексии, но видимо имеется ввиду датчик положения над уровнем моря.
Да, банально меряят атм.давл., чем выше в горы тем меньше давление и стало быть воздух, более разряженный и массовая доля воздуха в 1куб./м меньше.
Сигнал с него считывает "мозг" и вносит соответствуюшую поправку в работу форс. зажигания. Как-то так.
Но с впускным коллетором он не связан.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Не знаю как там на нексии, но видимо имеется ввиду датчик положения над уровнем моря.
Да, банально меряят атм.давл., чем выше в горы тем меньше давление и стало быть воздух, более разряженный и массовая доля воздуха в 1куб./м меньше.
Сигнал с него считывает "мозг" и вносит соответствуюшую поправку в работу форс. зажигания. Как-то так.
Но с впускным коллетором он не связан.

Связан трубкой пластиковой. Очень частый косяк с ней случается в виде конденсата замерзшего всвязи с чем машина не заводится в межсезонье.
 

Михалычч

Завсегдатай
Регистрация
4 Дек 2008
Сообщения
1,400
Реакции
232
Баллы
224
Блин я не пойму как у вас ДМРВ дохнут. Уверены ли вы на 100% что они дохнут? На работе ГАЗ 31105 прошел около 300 тыс км - ни одного ДМРВ не менялось, не промывалось и не чистилось.


Еще раз повторяю, ставлю новый и машина сразу полетела, поехала так сказать без тапки в пол. Конечно можно ездить и 1000000 км на одном ДМРВ, вам нравится - ну ездите, давите тапку, тратьте бензин. Фильтра если что то менял всегда вместе с ДМРВ.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Еще раз повторяю, ставлю новый и машина сразу полетела, поехала так сказать без тапки в пол. Конечно можно ездить и 1000000 км на одном ДМРВ, вам нравится - ну ездите, давите тапку, тратьте бензин. Фильтра если что то менял всегда вместе с ДМРВ.

На какой расход топлива вы надеетесь прийти?
 

Михалычч

Завсегдатай
Регистрация
4 Дек 2008
Сообщения
1,400
Реакции
232
Баллы
224
Хотелось бы на такой как при новом ДМРВ, если на волге то он был по трассе 8-9 литров, замерял при езде на юга. На Соболе конечно будет больше, просто хотелось бы чтобы данной проблемы не было.
 

anonymous

Общительный
Регистрация
5 Дек 2012
Сообщения
15
Реакции
1
Баллы
65
Какая программа для диагностики умеет строить графики и сохранять их? Помнится была такая, которая работала с микасом, но я её естественно потерял, а название забыл.
Есть хитрый план поменять воздушный фильтр (есть подозрение, что его с завода не меняли) и модернизировать выхлопную систему. Хочу замерить расход воздуха по ДМРВ сейчас, с новым фильтром и с новым фильтром + модернизированный выхлоп.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Какая программа для диагностики умеет строить графики и сохранять их? Помнится была такая, которая работала с микасом, но я её естественно потерял, а название забыл.
Есть хитрый план поменять воздушный фильтр (есть подозрение, что его с завода не меняли) и модернизировать выхлопную систему. Хочу замерить расход воздуха по ДМРВ сейчас, с новым фильтром и с новым фильтром + модернизированный выхлоп.

Diagnostic Tool v1.3.1, gaz_diagn от А2
 

asdbsd

Постоялец
Регистрация
6 Апр 2009
Сообщения
109
Реакции
11
Баллы
100
Прошу помощи. Необходимо программно ограничить максимальные прогревочные обороты в связи вот с этим. Если такая возможность на Микас 7.1?
Через программу "Загрузчик 2.1.8" выяснил, что прошивка у меня "E530 UXZDA442 Z4AS031C 241.3763000-31 4062". Обновил ее до E580 (отсюда), вроде как самая последняя?

Пока не проверял, но подозреваю, что проблема не решится.

Добавлено через 54 минуты 49 секунд
Все, проблема решилась обновлением прошивки :smoke: А всетаки интересно, можно ли программно ограничить обороты? :rolleyes:
 
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Прошу помощи. Необходимо программно ограничить максимальные прогревочные обороты в связи вот с этим. Если такая возможность на Микас 7.1?
Через программу "Загрузчик 2.1.8" выяснил, что прошивка у меня "E530 UXZDA442 Z4AS031C 241.3763000-31 4062". Обновил ее до E580 (отсюда), вроде как самая последняя?

Пока не проверял, но подозреваю, что проблема не решится.

Добавлено через 54 минуты 49 секунд
Все, проблема решилась обновлением прошивки :smoke: А всетаки интересно, можно ли программно ограничить обороты? :rolleyes:

Да, в прошивке ХХ-ЖелаемыеОбороты и ХХ-ЖелаемоеПоложениеРДВ
 

asdbsd

Постоялец
Регистрация
6 Апр 2009
Сообщения
109
Реакции
11
Баллы
100
Кстати в прошивке E580 UYZDA442 обратил внимание на то, что вентилятор радиатора работает около минуты после выключения зажигания. Может у кого есть прошивка с подправленной этой функцией? Ато переживаю за аккумулятор свой. Или имеет смысл механически разрывать цепь через замок зажигания.
 

ЕвГeний

Житель
Регистрация
9 Сен 2012
Сообщения
2,823
Реакции
904
Баллы
415
asdbsd, после исправления прошивки за аккумулятор переживать перестаните, зато начнёте переживать по поводу кипения мотора после глушения. Особенно в жару летом.
 

asdbsd

Постоялец
Регистрация
6 Апр 2009
Сообщения
109
Реакции
11
Баллы
100
asdbsd, после исправления прошивки за аккумулятор переживать перестаните, зато начнёте переживать по поводу кипения мотора после глушения. Особенно в жару летом.

Так раньше же проблем небыло, когда секунд 10-15 крутил. Но минута-две по моему многовато. При условии, что помпа уже ОЖ не гоняет.
 

ЕвГeний

Житель
Регистрация
9 Сен 2012
Сообщения
2,823
Реакции
904
Баллы
415
Может, ЭБУ на показания датчиков ориентируется? 15 секунд - по-любому мало, недостаточно. У меня на 402м после остановки через 5 минут температура ОЖ почти до сотни поднимается.
 
Сверху