• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
UYRI288, а я и не прошу задавленную в усмерть прошивку, а ту, которая более адекватно поможет экономить. Не первый год изучаю эту тему. Хочу, чтобы бензин адекватно сгорал, а не летел в пустую, так как поддать я любитель:) но иной раз езжу спокойно.
Дак Вы сможете мне помочь, или просто так написали, развлечся?

мышеловка под педалью газа дает очень хорошую экономию. Могу посоветовать прошивку от Gumel_John на основе 580 в этой теме лежит, но и там не всё так хорошо. Идеальной прошивки под ваш двигатель вы не найдете, её можно получить только откаткой.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
её можно получить только откаткой.
Полностью поддерживаю!
Только,сугубо ИМХО,580-я = кривая и её "лечить"-только время тратить......
посоветовал бы Казелячью,538-ю "крутить".....и не обращать внимания на миф о её "Казелячести".....
 

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,177
Реакции
852
Баллы
295
Дак вот Евгений и давал мне прошивку, только более усовершенствованную, по сравнению с выложенной:) хочется сравнить:) пробовал ездить правым рядом, все обгоняют, зимой с 20 литров расход упал до 15, но так ездить нельзя, ни одна машина в потоке так медленно не разгонялась, как я...
Откатывать нет возможности и времени, хочется усредненную прошивку, но адекватней заводской.
А Евгений откатывал для себя, и под свои корректировки СО, под свой дмрв и др.
 
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Официально = да! А по факту-и 406-е неплохо на них ездят......
Да на СОАТЭ вообще в двух режиках нет различия под 406 или под 405 - везде указывается что под 405 или писали их тока под газели с 405-ым.
Сегодня поставил такую на газель с 406 вроде нормально.

Народ кто лодыря предложит или ссылку(они ломанные бывают или только с ключами?)?
 
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440

прошивальщик рабочий, под микас 7,1.........64
А то у меня который есть винлодырь, чегото не связывается с блоком, а диагностическими программами нормально.
Да и подскажите Ителма 5,6........03 чем шьется, тоже лодырем?
 
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
А что за прошивка под 405й? Как ходит волга на ней? Киньте опробовать что и как.:hi:
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
580-я кривенькая с рождения.....
Вот,доступные для скачивания,серийные.....http://almisoft.ru/romecugaz.htm
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Марат Малов

Завсегдатай
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
828
Реакции
344
Баллы
225
Привет всем нашим людям!
Микас 5.4. К-линия, Autotester. Проблема:
УОЗ от 9 до 15, скачет, ХХ 750+-50, Воздух 16-18, Часовой расход на ХХ 1,5-1,6, РДВ - 90-100, рассогласование вращения КВ от 250 до 14.
Кручу СО на ДМРВ. шесть оборотов в минус. RCOD в автотестере меняется. Но Часовой, воздух и РДВ ниже не опускаются. При прогазовке часовой расход падает до 1,1, потом снова поднимается. Двиг на нормальной смеси не работает. Только на богатой.

Два вопроса:
1. Что копнуть, ведь датчики по диагносту исправны?
2. Как по диагносту проверить косвенные признаки ухода фаз?
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Привет всем нашим людям!
Микас 5.4. К-линия, Autotester. Проблема:
УОЗ от 9 до 15, скачет, ХХ 750+-50, Воздух 16-18, Часовой расход на ХХ 1,5-1,6, РДВ - 90-100, рассогласование вращения КВ от 250 до 14.
Кручу СО на ДМРВ. шесть оборотов в минус. RCOD в автотестере меняется. Но Часовой, воздух и РДВ ниже не опускаются. При прогазовке часовой расход падает до 1,1, потом снова поднимается. Двиг на нормальной смеси не работает. Только на богатой.

Два вопроса:
1. Что копнуть, ведь датчики по диагносту исправны?
2. Как по диагносту проверить косвенные признаки ухода фаз?
Только без обид!!!
Очередное подтверждение факта,что фришные диагнозы больше вредны,нежели полезны.....
Фраза "шесть оборотов в минус".....вот откуда это взято??? Да пофиг = сколько оборотов!!! Дату надо контролировать,а не "обороты"!!!
По 1-му вопросу = ноу коммент,потому как НЕ ФАКТ!
По 2-му = НИКАК!!! Туда лезут,когда 100%-я уверенность по датчикам,когда 100%-я уверенность по "топливоподаче"!!!
На диагностику,Вам,батенька.....ессно,на 100%-ю.....
 

Марат Малов

Завсегдатай
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
828
Реакции
344
Баллы
225
UYRI288, это так, от балды, опираюсь на значение напряжения потенциометра СО и значение RCOD - от 0 до -0,12, топливо в час остается 1,4-1,6, РХХ 90-100
когда 100%-я уверенность по "топливоподаче"!!!
Ви таки не поверите, манометр есть, давление 2,8-3,0 на рабочем ДВС.
когда 100%-я уверенность по датчикам
ДТВ, ДТОЖ, ДМРВ, ДПДЗ, ДД проверены по камасутре.
Фраза "шесть оборотов в минус".....вот откуда это взято??? Да пофиг = сколько оборотов!!! Дату надо контролировать,а не "обороты"!!!
Это взято отверткой и повернуто потенциометром СО. Дату контролирую, смотрю RCOD, значение напряжения потенциометра.

Добавлено через 54 секунды
Смущают очень скачки УОЗ на холостых. Что-то подсказывает, что косяки по механике, а не по электронике.
 
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
ДТВ, ДТОЖ, ДМРВ, ДПДЗ, ДД проверены по камасутре.
Касаемо ДМРВ = ТОЛЬКО методом подмены на заведомо исправный!!!

Добавлено через 6 минут 55 секунд
значение RCOD - от 0 до -0,12,
Допуск от -0,5 до 0,5 косвенно указывает на условно исправный ДМРВ! Если же,при 100%-но исправном "железе" и прочем,перечисленном выше,И только что указанном допуске,РТ не укладывается в норму 1,2-1,3 (1,4 допускается),то это ПРЯМО указывает на "уплывший" ДМРВ....проверяется элементарно.....при всех "прочих равных",занижая,или завышая (зависит от того,повышен расход,или понижен...бывает и такое) "смещение" и "коэффицент" (RCOD/RCOC) за пределы "допуска" можно таки добиться "эталона" РТ....
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
А должен быть 1,2-1,3......1,4 допускается...
Сегодня влез с бк, а там уоз стоит +5 :) выставил -5, стало 1.2 и приёмистость получше. Прошивку поменял, а глянуть что там, как то руки не доходили, вот дошли и 580я нормуль работает.:drinks:
 
Сверху