• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Новичек и работа сцеплением

Procedure2

Постоялец
Регистрация
22 Мар 2008
Сообщения
185
Реакции
131
Баллы
125
Меня как начинающего автомобилиста интересует правила хорошего тона работа сцеплением при езде например в городе, недавно со мной проехался настоящий шофер сказал что я часто нажимаю сцепление и держу ногу на нем и когда притормаживаю. Грит угробишь сцепу быстро.
А чета привык так ездить накатом и для экономии бензина тож думаю полезно. Как правильно?
 

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824
какой такой связи,
первичный вал КПП вставлен в КВ через подшипник и сил трения в этом узле достаточно для придания первому некого вращательного момента, уравнивающего скорости валов в коробке.
 

VerdeN

Постоялец
Регистрация
12 Янв 2011
Сообщения
112
Реакции
127
Баллы
124
Как вообще машина движется? От двигателя. Что двигатель выдает? Крутящий момент. Момент куда передается? На колеса. А как передается? Через коробку передач и сцепление! Если совсем просто, то сцепление - это два диска (на Волге это не так, если ничего не путаю, там однодисковое, но для упрощения будем считать, что у нас два диска). Когда педаль сцепления отпущена - то оба диска настолько плотно прижаты друг к другу, что они оба вместе крутятся, поэтому у нас при нейтрали вращается коленвал и первичный вал. Когда мы нажимаем сцепление - то диски разъединяем - и двигатель у нас сам по себе, а коробка и все валы в ней - сами по себе, и все, что в коробке - крутится по инерции (т.е. со временем остановится). Потом, когда мы включаем передачу - то связываем первичный вал через промежуточный со вторичным - и отпускаем сцепление - то происходит такая цепочка: мотор -> крутящий момент от него -> диски сцепления->валы коробки передач->ведущие колеса.
 

lelik

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2006
Сообщения
1,435
Реакции
432
Баллы
275
первичный вал КПП вставлен в КВ через подшипник и сил трения в этом узле достаточно для придания первому некого вращательного момента, уравнивающего скорости валов в коробке.

Хм, ну это если заклинивший китайский, возможно.
 

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824

lelik

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2006
Сообщения
1,435
Реакции
432
Баллы
275
Это любой. Там есть натяг. первичный вал крутится даже при снятом диске. Как-никак опора вала

Но данное явление не гарантировано. Никогда не слышал что подшипник передает крутящий момент и обязан изменить частоту вращения первичного вала с диском за долю секунды на сотни оборотов)
 

dj_sap

Житель
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
2,045
Реакции
1,544
Баллы
445
Нажала сцепление, выключила передачу, нажала и отпустила педаль газа, включила передачу, отпустила сцепление
Неправильно. Надо так: нажала сцепление, выключила передачу, отпустила сцепление, нажала и отпустила педаль газа, нажала сцепление, включила передачу, отпустила сцепление - вот это называется перегазовка!

Если на нейтралке, это называется двойной выжим. Выключил, отпустил сцепу, газонул, включил. Это на грузовых так делают.
Опять же совсем не так. Двойной выжим выполняется без нажатия педали газа, иначе весь смысл двойного выжима теряется (погасить скорость первичного вала коробки).

они связаны в любом случае, пусть и не жестко, но как раз этой связи достаточно
С закисшим подшипником может и достаточно, а с исправным абсолютно недостаточно - подшипник после хорошего пробега автомобиля даже сам по себе выбег имеет, если пальцем раскрутить, а с инерцией (весом) первичного вала КПП вообще вертеться будет долго.
 

gooamoko

Завсегдатай
Регистрация
4 Июл 2007
Сообщения
722
Реакции
428
Баллы
225
Если на нейтралке, это называется двойной выжим. Выключил, отпустил сцепу, газонул, включил. Это на грузовых так делают.
Насколько я в курсе, двойной выжим применяют при переключении с низкой передачи на высокую. А перегазовку - при переключении с высокой на низкую. В этом плане я соглашусь с dj_sap. Единственная поправка - газу надо дать так, как бы была нажата педаль при движении на той передаче, на которую хочешь переключиться. Это сложнее всего.
Можно почитать тут: _http://www.popov.org/misc/uaz/transmission.html
Я постигал "науку" переключаться с перегазовкой на 4-х ступенчатой КПП, где не включаласть 3-я после 4-й. Потом заменил коробку на пятиступенчатую от ГАЗ-ели и иногда пользуюсь перегазовкой при включении первой перед движением по сложному участку. Можно еще пробовать включать несинхронизированную передачу через ту, которая синхронизирована нормально. Например:
Надо снизить скорость с третьей до первой...
1. Выжимаем сцепление.
2. Оттормаживаемся и одновременно включаем вторую, а потом, не отпуская сцепления - первую (при условии, что первая плохо синхронизирована).
3. Отпускаем сцепление и двигаемся на первой дальше.

Добавлено через 6 минут 15 секунд
Потом, когда мы включаем передачу - то связываем первичный вал через промежуточный со вторичным - и отпускаем сцепление - то происходит такая цепочка: мотор -> крутящий момент от него -> диски сцепления->валы коробки передач->ведущие колеса.
Там, вообще-то еще и карданный вал есть, дифференциал и полуоси (для заднеприводного), либо дифференциал и шарниры равных угловых скоростей (для переднеприводной), либо - после коробки передач - еще и раздаточная коробка, с которой через карданные валы и дифференциалы - на ведущие колеса. Но это уже совсем другая тема :)

Добавлено через 28 минут 37 секунд
первичный вал КПП вставлен в КВ через подшипник и сил трения в этом узле достаточно для придания первому некого вращательного момента, уравнивающего скорости валов в коробке.
Не знаю как у вас, но у меня (если прислушаться) то при отпускании педали сцепления при нейтрали становится слышно как начинает вращаться первичный вал. К тому же, следует помнить, что первичный вал связан со вторичным роликовым (если не ошибаюсь) подшипником. Там, следовательно, тоже натяг есть какой никакой, ибо валы хоть и чуть чуть, но держатся вместе. И что? Момент и на вторичный вал передается? Я считаю, что ничего никуда не передается через подшипник коленвала, если подшипник нормальный и в этом я опять же согласен с dj_sap. Я быстрее соглашусь с тем, что скорости валов уравнивает подшипник, который соединяет первичный и вторичный валы.
В качестве доказательства своей теории могу привести простой тест - посмотрите на поведение машины при запуске в мороз с выжатым сцеплением (когда первичный вал приводится во вращение только подшипником коленвала) и без выжатого сцепления - первичный вал ВРАЩАЕТСЯ однозначно, ибо приводится в движение ведомым диском сцепления. Почувствуйте разницу.
 
Последнее редактирование:

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824
Сравнил. В работающей коробке все подшипники и шестерни смазываются маслом.
Подшипник в КВ такого бонуса лишен. смазка в нем пластичная, т.е. в любом случае сопротивление его больше.
слышно как начинает вращаться первичный вал
Готовься к перебору КПП.
 

VerdeN

Постоялец
Регистрация
12 Янв 2011
Сообщения
112
Реакции
127
Баллы
124
gooamoko, а вот нафига человеку знать про все эти полуоси и проч.? Захочет - сам прикладмех выучит, там и про полуоси, и расчетные формулы для них есть =)
 

dj_sap

Житель
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
2,045
Реакции
1,544
Баллы
445

dj_sap

Житель
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
2,045
Реакции
1,544
Баллы
445
dj_sap, у тебя то же шумят подшипники? Я свою коробку не слышу вообще.
Если на ХХ открыть дверь и нажимать и отпускать сцепление на нейтрали, то отчётливо слышно вращение первичного вала.

Добавлено через 53 секунды
Ну или промежуточного.....или обоих сразу - не принципиально. Главное, что вращение слышно.
 
Последнее редактирование:

Aleviko

Постоялец
Регистрация
27 Июн 2008
Сообщения
567
Реакции
313
Баллы
195
С интересом ознакомился со всем тредом.
Пришел к выводу, что за чуть менее трех лет выработал и отшлифовал абсолютно неправильную методику пользования сцепой и торможения :)
Скорее всего, все зависит от конкретнй конфигурации авто и преобладающей дорожной обстановки.
Итак, рецепт неправильного мёда:
1. Газ и сцепа "ходят" в противофазе. Зачем: чтобы избежать резких рывков на задних колесах. Почему: на сильно скользой дороге (перед светофором она всю зиму такая) любое резкое изменение оборотов "срывает" задние колеса;
2. Свободные перекрестки стараемся проезжать при включенной третьей, сцепа выжата, правая нога "щупает тормоз". Зачем: чтобы быть готовым начать экстренно тормозить или экстренно ускоряться в любой момент. Почему: потому что свободный перекресток перестает быть свободным менее, чем за 1.5 секунды, т.е. быстрее, чем в среднем можно среагировать. Даже поворачивая направо вам может понадобиться пропустить вдруг решившегося перепрыгнуть лужу пешехода или поворачивающего налево аццкаго гонсчега без поворотнегофф;
3. Катиться на нейтралке, замедляться двигателем, а тормозить тормозами. Зачем: чтобы использовать оборудование по назначению :). Почему: на скользкой кочковатой дороге Волга лучше всего идет на нейтралке. Попробуйте "переставиться" по ледяным колеям со включенной передачей и нажатым газом. Если повезло и никто не пострадал :), вернитесь на то же место и попробуйте то же с выжатым сцеплением. Относительно медленно сползать с горки в пробке проще на передаче. Тормоза, если они исправны, тормозят равномернее, чем задние колеса, соединенные дифференциалом.
Все вышесказанное относится к городу Самаре (вместо улиц - кочковатые направления) и машине в подписи.
 

gooamoko

Завсегдатай
Регистрация
4 Июл 2007
Сообщения
722
Реакции
428
Баллы
225
dj_sap, у тебя то же шумят подшипники? Я свою коробку не слышу вообще.

А в четырехступенчатой коробке (оригинальная которая стояла на ГАЗ 24-10) я даже синхронизаторы как работают слышал. Сначала думал, что проблема с уровнем масла, но потом масла уровень проверил - все в норме.
На прогретой коробке - практически не слышно. А вот на холодной - при запуске - только начинаешь выжимать и сразу такой низкого тона шумок отчетливо слышно.

Добавлено через 10 минут 35 секунд
gooamoko, а вот нафига человеку знать про все эти полуоси и проч.? Захочет - сам прикладмех выучит, там и про полуоси, и расчетные формулы для них есть =)

Про полуоси - может и не надо, а вот с работой дифа лучше ознакомиться хотя бы в общих чертах. Чтобы потом не ломать голову над тем, почему одно колесо крутится, а второе - нет. А если про это все нифига знать не надо - то зачем тогда интересоваться работой сцепления и коробки? Ездит и ездит, главное - знать на каком расстоянии педальки от пола машина ехать начинает, какое расстояние до пола педальки газа должно быть при этом и мышечно помнить эти расстояния. А как она ехать начинает и сколько валов в коробке - вообще ни к чему.

А мне же, получается, абсолютно ни к чему волноваться на тему сказанного Ali-xan-ом о переборке коробки. Ездит же! А когда с грохотом что-нить вылезет - отнесу умному дяде.
 
Последнее редактирование:

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824

Aleviko

Постоялец
Регистрация
27 Июн 2008
Сообщения
567
Реакции
313
Баллы
195
Aleviko, Вы бы что ли как-то однозначнее указали, что это вредные советы, а то кто-нибудь решит, что это руководство к действию :)

Куда уж однозначнее и конкретнее то?

Надеюсь, это станет посылом к подробному разбору.
Т.е. если просто все заявят хором: "не, ну ты придурок!", я просто молча останусь при своем мнении. Если кто-то мой пост просто не дочитал, то, конечно, его мнение меня не колышет :)
 

poligraf

Постоялец
Регистрация
23 Апр 2011
Сообщения
199
Реакции
177
Баллы
144
А можно еще вопросов новичка?
Ну привык за 46 часов в автошколе тормозить с выжатым сцеплением. Сам научился, никто не поправил. Сейчас сам отучаю себя от этой привычки - управляемость теряется, чувствую. И в повороты тоже научился входить в школе входить со сцеплением... На волге так низя:)

Там выше было про 46 часов.
На последнем занятии инструктор попался другой: "А чего ты", - говорит он мне во время стоянки перед светофором - " тормоз держишь со сцеплением?". "А чего", - говорю я, - "не держать-то тормоз?! Она же покатится куда!". Тут он мне показал, что сцепление надо немного отпустить, чтобы оно вышло в "рабочее положение" и потом чутка добавить газу, когда надо будет двигаться. Плюс - машина не катится.

Вспомнил об этом стоя в пробке на горке. Сзади на автомате как приткнуться под самый бампер - а я же не успеваю быстро ногу с тормоза на газ перебросить, машинка откатывается назад.
Вариант раз в таких случаях - как инструктор сказал про небольшой выжим сцепления.
Вариант два - как в автошколе на горке учили, с ручником.

Как лучше?
 

aukolosov

Общительный
Регистрация
7 Апр 2010
Сообщения
73
Реакции
93
Баллы
94
poligraf, главное желание переучиться. остальное - дело решаемое. Пока не так много накатано и многие вещи пропускаются через сознание, все исправить гораздо легче.

У меня своячница ездит 11 лет за рулем. Ездит аккуратно, ни в одной аварии не была. Но когда я еду с ней пассажиром, мне часто бывает не по себе :). Я понимаю, что с таким опытом у нее уже вошло в привычку и ей уже не переучиться.

Собственно, технология достаточно простая. Попробуйте на площадке или улице без машин (ну или в крайнем случае на малооживленной дороге), двигаясь в правом ряду, снижать скорость вобще не трогая педаль сцепления. Т.е. отпускаете педаль газа - машина снижает скорость, но продолжает ехать на холостом ходу. Спокойно начинаете нажимать педаль тормоза, снижая скорость движения еще больше и прислушиваясь к звуку работы двигателя. Когда двигатель начнет работать недостаточно устойчиво, значит пора выжимать сцепление и переключаться на более низкую передачу (потом до такой крайности доходить не придется, но на период обучения эти ощущения, что с машиной ничего страшного не случится, очень важны для уверенной езды). Так, дойдя до первой передачи, практически на любой машине можно добиться очень низкой скорости движения. Если нужно еще ниже, то можно конечно и выжимая частично сцепление. Но, как я уже упомянул, мне в любой пробке достаточно первого способа.

Про трогание на горке. Лучше овладеть обоими способами и выбирать подходящий для вас в данной ситуации. На практике на горке до определенного угла наклона проще трогаться с частично включенным сцеплением, а при больших углах уже использовать ручник. В первом случае плавно и медленно отпускаете педаль сцепления до момента схватывания и потом еще чуть-чуть, чтобы машина начала если не двигаться вперед, то уже пытаться это делать. Т.е. машина будет удерживаться на месте за счет частично включенного сцепления. А уже дальше без суеты можно спокойно перенести праую ногу с педали тормоза на педаль газа и продолжить трогание, включая полувыжатое сцепление до конца.
Сначала такой способ кажется нереальным или крайне медленным, но со временем он будет занимать приемлемое для быстрого и уверенного трогания время. Даже если освоив такой способ, первое время будет получаться недостаточно быстро, "подготовительные операции" до момента трогания можно проделать заранее, чтобы машина начала немного ползти одновременно с троганием остальных машин. На светофоре это можно сделать, прикинув время до включения зеленого, а в пробке - наблюдая за стоящими на две-три машины впереди.

Ну а в первое время конечно лучше находить спокойные места и осваивать на своей машине упражнения, используемые в автошколе, а также любые другие, повышающие уверенность управления машиной (их можно придумывать для себя самому). Например для уверенного удержания машины на горке полезно не только трогаться на ней, но и проехав самую малость учиться удерживать ее в неподвижном положении без педали тормоза, правильно подбирая педалью газа обороты двигателя (т.е. тронулись на горке, немного сместились вверх, зависли, сбавили обороты, немного скатились, поймали оборотами машину, зафиксировав на месте, и т.д.)

Еще на первое время лучше стараться после поездки вспомнить все допущенные огрехи (их не так сложно привыкнуть запонимать самому) и проанализировать - почему так получилось, и как избежать повторения допущеной ошибки.

Эти простые и, возможно, в чем-то занудные правила позволят в дальнейшем ездить уверенно и получать при этом удовольствие, а не стресс.
 
Сверху