• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Постепенное включение электровентилятора

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
тут рылся в разных статьях и конференциях... планирую со временем поставить электровентилятор на свою 24-10. Очень заинтересовала схема плавного пуска. Нашел пару вариантов с микросхемами и прочими "штуками" - сложновато. Слышал о схеме на двух релюхах и резисторе.
Кто владеет технологией данного сабжа? Помогите чем мОгите плз...
(ткните носом в ссылку если есть - сам не нашел)
 
Последнее редактирование модератором:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

старте не грузит гену,
Так подключите эл. вентилятор непосредственно от АКБ, разумеется через предохранитель и реле нормального качества.
 

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

может будет интересен мой опыт,
Спасибо ,любой опыт пригодится.
проблема возникает при 30 амперном вентиляторе
В общем то проблема не в вентиляторе. Одного транзистора типа IRFP2907 за глаза хватит.IRF2804 тоже пойдёт. Можно и запараллелить пару транзисторов послабей.
Проблема, если заменять штатное реле на микроконтроллерную схему пуска. Нужно будет верхний ключ.То есть делать управление по плюсу а не по минусу как это сделано в Смерче или Силыче.
Верхний ключ это полевик с P переходом. Такие полевики хуже чем с N переходом из за большего падения напряжения на них.А значит и жариться будут больше.Ну и без радиатора не обойтись.
Схемку вечером покажу.
Так по алгоритму от управления от Микаса.
По сигналу Микаса включаем со скважностью 20-30%.
Каждые 5-10 секунд добавляем еще 10% и так далее.
Параллельно мониторим управление от Микаса.
Выключать думаю сразу, переохлаждать двигатель не имеет смысла.


Может кому придет в голову соорудить постепенное включение стартера?
Понятен ваш сарказм :).Но дело в том когда стоишь в пробке а при включении вентилятора пепелац чуть ли не взлетает в воздух .......
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Но дело в том когда стоишь в пробке а при включении вентилятора пепелац чуть ли не взлетает в воздух .......
Понятны Ваши эмоции о пепелаце и попытках взлета.... :)
Попробую выразить свое понимание проблемы:
1.Главная опасность - перегрев двигателя.
2.Решение - безотказное и эффективное охлаждение двигателя при достижении верхнего предела температурного режима.
3.Штатная система, собранная из качественных элементов вполне справляется с охлаждением.
4. Колебания напряжения бортовой сети вторичны, в сравнении с последствиями перегрева ДВС ИМХО.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Спасибо ,любой опыт пригодится.

В общем то проблема не в вентиляторе. Одного транзистора типа IRFP2907 за глаза хватит.IRF2804 тоже пойдёт. Можно и запараллелить пару транзисторов послабей.
Проблема, если заменять штатное реле на микроконтроллерную схему пуска. Нужно будет верхний ключ.То есть делать управление по плюсу а не по минусу как это сделано в Смерче или Силыче.
Верхний ключ это полевик с P переходом. Такие полевики хуже чем с N переходом из за большего падения напряжения на них.А значит и жариться будут больше.Ну и без радиатора не обойтись.
Схемку вечером покажу.
Так по алгоритму от управления от Микаса.
По сигналу Микаса включаем со скважностью 20-30%.
Каждые 5-10 секунд добавляем еще 10% и так далее.
Параллельно мониторим управление от Микаса.
Выключать думаю сразу, переохлаждать двигатель не имеет смысла.



Понятен ваш сарказм :).Но дело в том когда стоишь в пробке а при включении вентилятора пепелац чуть ли не взлетает в воздух .......

Не в качестве сарказма, у меня используется "верхний" ключ и работает безотказно уже почти 3 года, причем не горит ничего, да и контроль с установкой температуры не заумный. :rolleyes:
 

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

1.Главная опасность - перегрев двигателя.
Бесспорно.
2.Решение - безотказное и эффективное охлаждение двигателя при достижении верхнего предела температурного режима.
А почему верхнего ? При температурах выше 100 градусов КПД двигателя падает. А значит и тепловыделение растёт. Зачем нам это?

Штатная система, собранная из качественных элементов вполне справляется с охлаждением.
Выделено качественных. Вот именно. Ломается со временем всё и отечественное и буржуйское .
У меня штатная система включает первую ступень обдува при 95 гр. А я могу тихонько обдувать начиная с 90 гр., а при 95 так же как и штатная будет дуть со всей дури, если конечно нагреется до такой величины.

4. Колебания напряжения бортовой сети вторичны, в сравнении с последствиями перегрева ДВС ИМХО.
При резком включении вентилятора на всю мощность ничего хорошего тоже не происходит.Тепловой удар наоборот.
Не в качестве сарказма, у меня используется "верхний" ключ и работает безотказно уже почти 3 года, причем не горит ничего, да и контроль с установкой температуры не заумный.
По поводу сарказма читайте выше внимательней.
Не я его высказывал.
Очень рад что у вас такая система. Я немного знаком с ней по форуму УАЗ. Ну радиатор у вас там тоже не хилый , по моему от компового кулера и транзисторов вроде 2 параллельно. Да и какая частота ШИМ у вас, если не секрет?
Выше я уже писал , что у меня Силичь и по ряду причин он меня не устраивает. Можно конечно мне поехать к ним в офис или сервисный центр перепрошить или поменять. Но зачем мне терять день времени, ездить по пробкам в пампасы ? Поэтому я и разрабатываю своё устройство . В любой момент снял, перешил , поменял в конце концов на запасное. Торговать я им не собираюсь , и так достаточно зарабатываю. Ну а те кто захочет тоже соберут.
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

1.Главная опасность - перегрев двигателя.
2.Решение - безотказное и эффективное охлаждение двигателя при достижении верхнего предела температурного режима.
При температурах выше 100 градусов КПД двигателя падает.
:stop: Udar, для такого утверждения, ИМХО, должны быть основания.

Приведите зависимость между КПД двигателя и температурой или дайте на нее ссылку.
 

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Вот схемка, номиналы пока не проставил.
Завтра подпишу и возможно прошивка будет.

Схему изменил.Так как общий провод всё равно нужен.
Связь с Микасом оставил только для микроконтроллера.
Первоначально думал минусы всех микросхем закоммутировать на Микас , таким образом хотел обеспечить ждущий режим. Засомневался в возможностях Микаса и схему изменил.
 

Вложения

  • Udar_Микас_1.jpg
    Udar_Микас_1.jpg
    55.1 KB · Просмотры: 60
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Udar, Это тот же вариант, но на других компонентах? В принципе будет ли возможность регулировать начало включения вентилятора как в смерче? 30 амперный карлсон выдержит?

Добавлено через 1 минуту 58 секунд
Приведите зависимость между КПД двигателя и температурой или дайте на нее ссылку.
Попробуй сам нагреть двигатель до 100 и выше и сам почувствуешь, как работа изменяется. А ещё к кипению и вообще подклинивать начнёт. Я так один убил... прекращал ехать ... но думал дотяну.. а не дотянул.:(
 
Последнее редактирование:

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это тот же вариант, но на других компонентах?
Нет это не тот же вариант. Эта схема будет обеспечивать плавное включение вентилятора по сигналу управления с Микаса.
Вариант регулировки скорости вращения двигателя в зависимости от температуры ДВС будет попозже.
Сейчас есть только тестовая прошивка.

Приведите зависимость между КПД двигателя и температурой или дайте на нее ссылку.
К сожалению не могу привести. Но если вам нравится такая температура, можете ездить . Сообщение могу подредактировать, чтоб глаза не мозолило.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Вариант регулировки скорости вращения двигателя в зависимости от температуры ДВС будет попозже.
ЖДёмс тогда следующий вариант, мне лично так удобнее.
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Приведите зависимость между КПД двигателя и температурой или дайте на нее ссылку.

тут имеет место стремление к Циклу Карно,
_http://ru.wikipedia.org/wiki/Цикл_Карно
но тут смысл не в отдельно температуре в радиаторе, а в разнице температур, при чём,
КПД будет тем выше, чем меньше эта разница (температуры в блоке и в радиаторе),

но тогда будет перегрев блока, а вот тут уже падение КПД :)

Добавлено через 1 минуту 33 секунды
Udar, осталось сделать тестовый экземпляр и проверить....

анализируя схему, а зачем там mc34063,
поднять напряжение?
но 2125 и от 12 вольт будет работать.
 
Последнее редактирование:

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Про КПД и температуру. Лет 10 назад BMW внедряли управляемый электрический термостат. В режиме малых нагрузок температура поддерживалась до 108С, для улучшения экономичности. В режимах близких к максимальной мощности температуру ОЖ опускали до
80С. Управлял им контроллер управления двигателем.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

:)
Бесспорно.
По поводу сарказма читайте выше внимательней.
Не я его высказывал.
Очень рад что у вас такая система. Я немного знаком с ней по форуму УАЗ. Ну радиатор у вас там тоже не хилый , по моему от компового кулера и транзисторов вроде 2 параллельно. Да и какая частота ШИМ у вас, если не секрет?
Выше я уже писал , что у меня Силичь и по ряду причин он меня не устраивает. Можно конечно мне поехать к ним в офис или сервисный центр перепрошить или поменять. Но зачем мне терять день времени, ездить по пробкам в пампасы ? Поэтому я и разрабатываю своё устройство . В любой момент снял, перешил , поменял в конце концов на запасное. Торговать я им не собираюсь , и так достаточно зарабатываю. Ну а те кто захочет тоже соберут.

Радиатор от проца с кулером в сборе. Благо они есть в продаже неограничено (45Х45Х45). Это дает 2 основных преимущества- независимость охлаждения ключей при любой температуре окружающей среды и уменьшение габаритов всего устройства. Ключи включены в паралель только по входу, чтобы получить 2 независимых канала. Допустим у Вас спарка или есть еще электропомпа. Если ЭВ один, то просто выходы ключей можно паралелить, либо второй оставить в резерв (на усмотрение владельца). Частота тактовая 115Гц. В ходе экспериментов было выявлено, что она более оптимальна по:
1. Менее "назойлива" для ушей
2. Обеспечивается высокий КПД на ключах
3. Меньше гармоник и следовательно меньше наводок на бортовое оборудование (Электромагнитная совместимость)
4. Фильтрация на бортсеть вполне обеспечивается простым проводом длиной 1 и более метров.
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

К сожалению не могу привести.
Можно проверить экспериментально, например с помощью программы диагностики:

Здесь хорошо видно, что расход топлива, по мере роста температуры ОЖ, снижается, а значит, КПД двигателя растет.

Поэтому "сбивать" температуру ОЖ невыгодно - лучше её просто поддерживать и не мешать двигателю работать.
 

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Поэтому "сбивать" температуру ОЖ невыгодно - лучше её просто поддерживать и не мешать двигателю работать.
Да но речь шла о температуре больше 100 град.
Можно при 110 градусов аналогичную диаграмму?
анализируя схему, а зачем там mc34063,
Здесь верхний ключ. Поэтому затвор нужно накачивать.
Вольт до 20. На затворе при открытом транзисторе должно быть напряжение открывающее полевик.
При нижнем ключе таких украшений не нужно.
А так как штатно вентилятор управляется по плюсу ,
то хочется минимум переделок штатной проводки.
С прошивкой пока небольшая задержка , целый день прокатался по семейным делам.

kineskop, Спасибо - будем пробовать.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905

Udar

Общительный
Регистрация
25 Мар 2011
Сообщения
29
Реакции
13
Баллы
64
Re: Постепенное включение электровентиллятора

А что мешает сделать управление по минусу?
Ничего не мешает, правда возникает небольшой геморрой. Особенно когда нужно всё вернуть в штатный вид. Для схемы с верхним ключом кидается только провод массы.
Для схемы с нижним нужно делать свою колодку на вентилятор или резать провода. Если есть колодка , то проблем для нижнего ключа никаких. Штатная сдергивается, ставится своя.
Схему нижнего ключа выложил.
Прошивку уже написал, остались временные тайминги. Домой доберусь выложу.

Выкладываю прошивку. Частота ШИМ около 115 Герц ,
как посоветовал kineskop. Прошил микроконтроллер. На столе работает.
Могу сделать 37 герц или 2,5 кГц по советам Силичь. Правда в последнее время он утверждает что у Силича частота около 4 кГерц.
Но у Силича еще и индуктивность присутствует .
По сигналу с Микаса ШИМ включается со скважностью 30% и плавно растёт в течении 40 сек.
Да забыл...... Прошивать HEX как он есть никаких галочек в программаторе устанавливать или снимать не нужно.
 

Вложения

  • Разница.jpg
    Разница.jpg
    46.6 KB · Просмотры: 52
  • Нижний.jpg
    Нижний.jpg
    41.7 KB · Просмотры: 40
  • micas.rar
    327 байт · Просмотры: 17
Последнее редактирование:
Сверху