• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

РусланСТР

Общительный
Регистрация
11 Май 2010
Сообщения
31
Реакции
2
Баллы
70
РусланСТР, Какие форсунки стоят?Какое ПО у Микаса?

стоят Siemens DEKA(желтые)
а прошивка даже не знаю какая, друг говорит ЭБУ был снят с ГОСволги, в какой-то канторе..

Добавлено через 6 минут 11 секунд
Требуется регулировка СО.

а как это делается??:pardon:

Добавлено через 1 минуту 1 секунду
Поддерживаю, если ничего не менялось кроме микаса (а конкретно ДМРВ), - то СО должно решить проблему.

ДМРВ не менял... а поставил новый... такой же как и был.
 
Последнее редактирование:

nuc1ear

Постоялец
Регистрация
7 Янв 2010
Сообщения
353
Реакции
195
Баллы
145
а как это делается??
Надо нати сервис, где есть услуга "регулировка токсичности (СО)". (например во Владимире это стоит порядка 300р). Там в выхлопную трубу дядька засунет трубку, подсоединённую к адскому устройству - газоанализатору. Возьмёт отвёртку сначала большую, потом маленькую - т.к. большая не лезет. и покрутит болтик регулировки на ДМРВ. Потом дядька попросит денег за проделанный труд. (когда я делал своей машине регулировку СО - мне сказали, что зря вообще 300 р отдал, - всё и так нормально было). Вот и вся процедура.

ДМРВ не менял... а поставил новый... такой же как и был.
вообще - это называется поменял. А что ещё поставил новое?

----
Вспоминается фраза из фильма день выборов
"...вот точно такой-же миной, только меньше, но другой ....."
 
Последнее редактирование:

П3тр0виЧъ

Завсегдатай
Регистрация
19 Май 2008
Сообщения
863
Реакции
805
Баллы
215
Газоанализатор - это, конечно, круто.
Но нужно понимать, что мы хотим получить от регулировки СО. Если мы хотим уложиться в нормы Евро, то да, без него не обойтись. Но, в большинстве случаев, мы всего лишь хотим уложиться в нормы расхода топлива - 1,2 л/ч на холостом, и 13 л/км по городу, так? Это можно сделать и без газоанализатора. Нужно только подключиться к компьютеру посредством К-Лайн адаптера и покрутить коэффициенты RCOD и RCOK.
 

П3тр0виЧъ

Завсегдатай
Регистрация
19 Май 2008
Сообщения
863
Реакции
805
Баллы
215
На нитяном это даже более реально, чем на плёночном. Если ДМРВ - нитка, то при желании и возможности можно обойтись даже без компьютера, нужен только БК. По крайней мере, мне удалось снизить расход с 1,5 л/ч и 15 л/100км до приведённых выше. Оптимальных коэффициентов нет. Просто нет.
Производитель рекомендует пределы RCOD от -0,05 до 0,05. У меня этот параметр на порядок выше, что то около -0,4.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
На нитяном это даже более реально, чем на плёночном. Если ДМРВ - нитка, то при желании и возможности можно обойтись даже без компьютера, нужен только БК. По крайней мере, мне удалось снизить расход с 1,5 л/ч и 15 л/100км до приведённых выше. Оптимальных коэффициентов нет. Просто нет.
Производитель рекомендует пределы RCOD от -0,05 до 0,05. У меня этот параметр на порядок выше, что то около -0,4.

Собираюсь поставить себе БК. Какую модель посоветуете? У меня стоит газовое оборудование и тут газ закончился - немного поездил на бензине - пальцы на некоторых режимах подзвякивают и выхлоп какой-то вонючий через чур. Думаю что расход бензина будет просто бешенный если засечь. Явно требуется регулировка.
 

РусланСТР

Общительный
Регистрация
11 Май 2010
Сообщения
31
Реакции
2
Баллы
70
Надо нати сервис, где есть услуга "регулировка токсичности (СО)". (например во Владимире это стоит порядка 300р). "

в понедельник попробую отыскать сея сервис) спасибо за советы..
 

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
На нитяном это даже более реально, чем на плёночном. Если ДМРВ - нитка, то при желании и возможности можно обойтись даже без компьютера, нужен только БК.
На плёнке Сименс и Скат-2В очень даже реально. И всё заносится в память ЭБУ.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

nuc1ear

Постоялец
Регистрация
7 Янв 2010
Сообщения
353
Реакции
195
Баллы
145
нужен только БК.
Тогда такой вопрос: расход топлива л/час не вычисляется, а тупо берётся как параметр с Микаса. (кому интересно - то ту есть документация http://www.chiptuner.ru/content/gaz_doc).
Если я подключаю ноутбук к машине, то независимо от программы, используемой для диагностики, расход=1.3 л/час.
На БК (орион какой-то там) это параметр равен 1.5 - 1.6, вот и вопрос - откуда такие разногласия?
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
стоят Siemens DEKA(желтые)
а прошивка даже не знаю какая, друг говорит ЭБУ был снят с ГОСволги, в какой-то канторе..

Почти все прошивки на Волгу идут с калибровками под форсунки Siemens DEKA.

Модель Микаса и номер ПО можно посмотреть на самом Микасе (должна быть наклеена табличка с маркировкой).
Если ставили на замену 5.4, то там ДМРВ должен быть нитяной, соответсвенно Микас должен быть с номером заканчивающимся на 01, а не на 31 (это для пленки)
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Мужики, ни кто не встречал информацию о времени горения ТВС на основе АИ-92 в цилиндре ДВС? А то кто пишет 2 мс, кто 3 мс, при этом не пишут для какого это бензина, а разница существенная, учитывая что угловая скорость коленвала 6 градусов/мс при 1000 об/мин, а дальше - больше.
Это к вопросу расчета оптимального УОЗ. Попытка определить время горения ТВС по УОЗ в заводских прошивках дает совсем разные результаты.
 
Последнее редактирование:

Volganin93

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
88
Реакции
46
Баллы
95
Никто не знает почему при корректировке параметров БК через ноутбук - выдает ошибку "Ошибка записи в энергозависимую память"? Что с этим делать? :(
П.С. Параметры записываются и сохраняются.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Никто не знает почему при корректировке параметров БК через ноутбук - выдает ошибку "Ошибка записи в энергозависимую память"? Что с этим делать? :(
П.С. Параметры записываются и сохраняются.

Ну раз параметры пишутся и сохраняются, тогда это просто глюк. А ЭБУ после записи использует поправки? Если да и ошибка однократная, тогда просто сотри и забудь, по крайней мере до следующей корректировки.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
Никто не знает почему при корректировке параметров БК через ноутбук - выдает ошибку "Ошибка записи в энергозависимую память"? Что с этим делать?
Ничего.
раз параметры пишутся и сохраняются, тогда это просто глюк.
Это не глюк,а особенности ПО.Нормально это,одним словом.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Это не глюк,а особенности ПО.Нормально это,одним словом.

Эти особенности ПО проявляются в одних программах диагностики и не проявляются в других и еще зависят от K-line адаптера. Особенность ПО, носящая нестабильный характер, по моему и есть глюк. Хотя, можно до посинения спорить о терминологии. Суть одна - на работу ПО не влияет, носит одноразовый характер - стереть и забыть.
 

Maxcim

Общительный
Регистрация
10 Ноя 2010
Сообщения
35
Реакции
1
Баллы
69
Помогите разобраться. Вот мои показания. Вопрос RCOK у меня был 0 я его поставил -0,03 тем самым увеличил или снизил расход?! И еще проблема пока не прогрелась на прогозовки детонации нету , а когда прогрелась то почти все детонируют, а на холостом нормально. И в мото тестере выделеным горит обогощени по первому и вт зонду эт нормально? И впрыск форсунок 4,3 сек, от чего это зависит?
 

Вложения

  • Безымянный8.bmp
    71.1 KB · Просмотры: 28
  • Безымянный7.bmp
    61.7 KB · Просмотры: 7
  • 2.jpg
    2.jpg
    77.1 KB · Просмотры: 67
  • 4.jpg
    4.jpg
    116.6 KB · Просмотры: 63
  • 5.jpg
    5.jpg
    51.9 KB · Просмотры: 48
Последнее редактирование:
Сверху