• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

вегамебель

Постоялец
Регистрация
4 Окт 2007
Сообщения
277
Реакции
104
Баллы
175
Спасибо! На компе всё правильно, всё работает. Нет сигнала с ЭБУ, может я к диагностической калодке не правильно подключаю? Жёлтый диод на адаптере не загорается.

Добавлено через 2 часа 46 минут 18 секунд
Наконец-то всё заработало, но возникла другая проблема. При заведённом двигателе, через 5-10 секунд, адаптер вырубается и пишет "ошибка ком-порта".
 
Последнее редактирование:

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Наконец-то всё заработало, но возникла другая проблема. При заведённом двигателе, через 5-10 секунд, адаптер вырубается и пишет "ошибка ком-порта".

Поздравляю с небольшой победой! А теперь поиграйся со скоростью обмена можент 4800, 9600 или больше поставить. И БК должен быть отключен от K-линии. Длина проводов от адаптера до колодки какая? Какую прогу тиранишь?
 

вегамебель

Постоялец
Регистрация
4 Окт 2007
Сообщения
277
Реакции
104
Баллы
175
Провода 3 м , АвтоТестер, СТР410

Добавлено через 2 часа 12 минут 25 секунд
Завожу дв. ком-порт слетает. ChipTuningPRO 4, ваще
игнорирует адаптор.
 
Последнее редактирование:

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Провода 3 м , АвтоТестер, СТР410
Завожу дв. ком-порт слетает. ChipTuningPRO 4, ваще
игнорирует адаптор.


ChipTuningPRO 4 он не для тестирования, где ты там видел настройки порта? Он для редактирования прошивок. С ним работать уже со слитыми с ЭБУ прошивками, находящимися на компе. Копировать (сливать/заливать) прошивки и EEPROM из/в ЭБУ - при помощи CombiLd или WLoader, однако для этого ЭБУ нужно в режим программирования перевести (снять контактную колодку и соединять/подавать питание по схеме). Попробуй провода сделать короче, а также запустить прогу после старта двигателя. Если большая просадка напряжения при старте, тоже может влиять. Другие проги диагностические попробуй как будут себя вести. Вот сайт Сергея Тимофеева (Атор Авто-Тестера) http://testgaz.narod.ru/, Вот GAZ-DIAGN http://2a2.ru/gaz_diagn.html, Вот тут есть программы http://www.avtodiagn.ru/diagnostika.php
 
Последнее редактирование:

вегамебель

Постоялец
Регистрация
4 Окт 2007
Сообщения
277
Реакции
104
Баллы
175
С другими программами то же самое. А вот напряжение, скарее всего,у меня стоит зимний режим-14,5 в. Попробую уменьшить. И обьясни пожалуйста: в диагностической программе я смогу поменять пораметры и сохранить их, или нет?
 
Последнее редактирование:

Apatit

Общительный
Регистрация
10 Апр 2010
Сообщения
55
Реакции
32
Баллы
95
На 580 вместо 541 езжу я, было поменяно производительность форсунок и тарировка ДМРВ. Расход не изменился, но машина трогается плавнее, не выскакивают ошибки с кз на цилиндрах, тише работает, т.к. обороты ниже )

Минус замеченный: дольше заводится, надо сравнить параметры при пуске ,может что изменить можно?
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
И обьясни пожалуйста: в диагностической программе я смогу поменять пораметры и сохранить их, или нет?

Только те, которые прописываются в ОЗУ ЭБУ - поправка УОЗ, коррекция СО (написаны во кладке "Регулировка"). После отключения аккумулятора они обнулятся. Основные параметры (УОЗ, Топливоподача, Базовое цикловое наполнение и другие) прописываются в прошивке и меняются в CTPro.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
Только те, которые прописываются в ОЗУ ЭБУ - поправка УОЗ, коррекция СО (написаны во кладке "Регулировка"). После отключения аккумулятора они обнулятся.
Да ну?Если только при неисправности ЭБУ.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Да ну?Если только при неисправности ЭБУ.

Верно.
EEPROM - многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), паспортные данные автомобиля: VIN, номер кузова, двигателя, имя прошивки и т.д. Доступ к этой памяти возможен как извне, с помощью программ - загрузчиков, так и изнутри управляющей программы. (Например, регулировка с тестера или компьютера уровня СО).
 
  • Нравится
Реакции: vlr

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Минус замеченный: дольше заводится, надо сравнить параметры при пуске ,может что изменить можно?
Конечно можно программой ChipTuningPRO 4,ломаной естественно.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Один хрен слетает com? то только не делал.

Засада. Провода соединительные укорачивал?
У меня самодельный (чистый COM без USB) с 3-х метровыми нормально прет. Единственная засада в нем, что на сравнительно новых и новых ноутбуках нет этого COM-порта как класса. А в нетмагазине где брал поддержка не осуществляется? Так бы им написать, спросить. Может что насоветовали бы.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Засада. Провода соединительные укорачивал?
У меня самодельный (чистый COM без USB) с 3-х метровыми нормально прет. Единственная засада в нем, что на сравнительно новых и новых ноутбуках нет этого COM-порта как класса. А в нетмагазине где брал поддержка не осуществляется? Так бы им написать, спросить. Может что насоветовали бы.

Есть платы для ноутов с СОМ портами. У всех ноутов есть дырка под плату расширения - вот туда ее толкать. Единственное надо точно модель аппарата чтоб не лохануться с типом платы, поскольку там есть 3 стандрта PCMCIA, и еще 2 разновидности EXPRESS кажется один узкий длинный второй буквой Г уродец такой.... Это в параметрах твоего ноута надо смотреть.

Вот например посмотри такие карты бывают

http://www.nix.ru/price/compare_goods.html?goods_for_compare[0]=68127&goods_for_compare[1]=64107&&manual_gcounter=2&manual_override=1

http://www.nix.ru/autocatalog/noteb...daptor_RS232_PCMCIA_Type_IICOM_pin_68127.html

http://www.nix.ru/autocatalog/noteb...or_2xRS232_PCMCIA_Type_II2xCOM_pin_64107.html
 

shumski

Постоялец
Регистрация
24 Авг 2010
Сообщения
506
Реакции
246
Баллы
175
Есть проблема похоже как у вегамебель, только адаптер немножко другой http://www.orionspb.ru/main/pro/nvilki/adapter_k_line/
и com слетает на 2-х Волгах из трёх, на моей с Микасом 5.4 всё норм а у тех 7.1. Пробывал с разными прогами разными компами, даже брал такой же адаптер другой, всё один в один:(
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Есть платы для ноутов с СОМ портами.

Про платы расширения я в курсе.

Добавлено через 3 минуты 58 секунд
Один хрен слетает com? то только не делал.

Если у Вас есть срочный вопрос, звоните нам по телефону: (495) 234-77-66 по рабочим дням с 8.30 до 17.30. МАСТЕР КИТ.
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Мужики! Глупый вопрос - как определить какой МИКАС установлен на авто?
Посмотри какой у тебя стоит дмрв. Если с крутилкой то нитка, если без болта типа сименс, то плёнка. А мелочи типа на какой схеме собран уже не важны. Если только не собираешься менять прошивки.
 

дамир63

Бывалый
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
1,841
Реакции
759
Баллы
345
Мужики! Глупый вопрос - как определить какой МИКАС установлен на авто? Крышку с компа снять и там прочитать или еще какие-то варианты есть?
Судя по выпуску,скорее микас 5.4 возможно и соате.
 
Сверху