• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Постепенное включение электровентилятора

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
тут рылся в разных статьях и конференциях... планирую со временем поставить электровентилятор на свою 24-10. Очень заинтересовала схема плавного пуска. Нашел пару вариантов с микросхемами и прочими "штуками" - сложновато. Слышал о схеме на двух релюхах и резисторе.
Кто владеет технологией данного сабжа? Помогите чем мОгите плз...
(ткните носом в ссылку если есть - сам не нашел)
 
Последнее редактирование модератором:

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Aleksey31105, штатно (судя по схеме) на 31105 он подключен к предохранителю на 90 А. Но к тому же предохранителю подключен и генератор. При заведённом двигателе источником тока является генератор. А так как он подключен к тому же предохранителю, что и вентилятор, то получается, что вентилятор оказывается вовсе без предохранителя - ток от генератора напрямую идёт на вентилятор.
Поэтому лучше использовать отдельный предохранитель и поставить его минимальным. На 30-40 Ампер. Пусковых токов при плавной работе нет, предохранитель можно ставить на 30 Ампер. Но для того чтобы сохранить работоспособность и при пуске через реле, лучше поставить на 40 Ампер - на 30 Ампер может не выдержать пусковых токов при жёстком пуске.
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

У него и так должен быть свободный предохранитель - один из четырёх. Пусть к нему подключится.

у меня не было такого
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

К сожалению, у меня блок с двумя предохранителями, а посмотреть прямо сейчас на 31105 нет возможности.
Но судя по схеме 31105 (с 406-м и с "Крайслером")такой "пустой" предохранитель на колодке под четыре предохранителя имеется. На 60 Ампер, но его можно поменять на 40- или 30-амперник.
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

К сожалению, у меня блок с двумя предохранителями, а посмотреть прямо сейчас на 31105 нет возможности.
Но судя по схеме 31105 (с 406-м и с "Крайслером")такой "пустой" предохранитель на колодке под четыре предохранителя имеется. На 60 Ампер, но его можно поменять на 40- или 30-амперник.

я смотрел, под капотом все предохранители были заняты, мудрить не стал поставил указанную выше коробочку через шину, Смерч на один предохранитель, остальные все свои доработки на другой.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Только что заметил: а почему в названии темы слово "электровентилятор" с двумями "л"? Как-то несолидно.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
В общем, вот схема.
Извиняйте, пока без номиналов - ещё подгоняются некоторые моменты.
Пояснения к схеме и отличия от "Смерч-7":
1. В схему сразу заложено два выходных силовых транзистора, что позволяет коммутировать токи до 30 Ампер (дорожки на плате также усилены).
2. На транзисторах VT1 и VT2 организован режим продувки двигателя после выключения зажигания (вернее, поддержка напряжения питания схемы микроконтроллера после выключения зажигания). После отработки режима схема полностью обесточивается. При выключенном зажигании после режима продувки модуль электричество не потребляет! Длительность продувки зависит от температуры двигателя непосредственно перед выключением зажигания.
3. Коммутация вентилятора осуществляется по "плюсу" питания, как и в штатной схеме с реле. Что значительно упрощает монтаж модуля без необходимости переделки проводки (можно просто перетыкнуть клеммы с имеющегося реле) и организацию резервной схемы на базе штатной. Управление по "плюсу" удалось организовать, применив "насос" вольтодобавки на базе VD4, C9, R11 и VT3, обеспечив напряжение на затворах полевиков выше 20 Вольт! Что является необходимым условием полного открытия транзисторов с n-переходом в верхнем плече. Правда, это повлекло за собой и минус (небольшой) - максимальная мощность вентилятора не может быть выше 97% из-за того, что "насосу" требуется постоянно подкачивать конденсатор C9. На это уходит минимум 3% от общего периода ШИМ.
4. На делителе R2, R4 организована возможность регулировки (посредством подбора резисторов) мощности вентилятора при принудительном пуске вентилятора, который осуществляется подачей сигнала "масса" на клемму 6 модуля.
5. В схему включён нагрузочный резистор R5 для датчика температуры (эмуляция указателя приборной панели), который позволит упростить подключение модуля к автомобилям, на которых не стоял штатно датчик ТМ-106 и его пришлось добавлять в схему самому.
6. Исключены электролитические конденсаторы, которые имеют свойство стареть и чувствительны к повышенной температуре.
7. Плата выполнена на элементах SMD, что усложняет реализацию схемы в домашних условиях (по крайней мере в тех же габаритах), но увеличивает плотность монтажа, позволив сохранить те же габаритны модуля, что и прежде.

Вроде пока всё.
Указанная схема работает и проходит испытания и отладку.
Схему откатаю, прошивку откатаю - выложу полную схему, а также прошивку. На это может уйти время, так что скоро не обещаю.
 

Вложения

  • Smerch-15_beta.gif
    Smerch-15_beta.gif
    16.1 KB · Просмотры: 57
Последнее редактирование:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Управление по "плюсу"
я так понимаю это об входе XP6 ?

по минусу управления с прочими вкусностями не будет?

2. На транзисторах VT1 и VT2 организован режим продувки двигателя
я это реализовывал беря питание от реле системы (управляющий) на Волгах с Крайслером там задержка всего полминуты правда, а так очень полезная вещь.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
я так понимаю это об входе XP6 ?
Нет, имеется в виду, что минусовой провод вентилятора, как и в штатной схеме, остаётся всегда подключен к массе, а модуль коммутирует плюсовой провод. Как штатное реле. Во всех режимах, а не только при управлении от XP6.
"Смерч-7" (старая схема) же коммутирует минусовой провод вентилятора, а плюсовой постоянно подключен к "плюсу". Что вызывает массу проблем при установке, если человек не разбирается в электрике. А также при организации резервной схемы на базе штатного реле. Приходится "переполюсовывать" схему. Что, бывает, загоняет в тупик неопытных "электриков".
В общем, сравни схему со схемой "Смерч-7" и увидишь - весь выходной каскад "вывернут наизнанку". Это можно было бы обеспечить просто применением транзисторов с p-переходом, но таких и близко нет похожих по характеристикам на IRF2804.

я это реализовывал беря питание от реле системы (управляющий) на Волгах с Крайслером там задержка всего полминуты правда, а так очень полезная вещь.
Так нельзя организовать зависимость длительности продувки от температуры двигателя при подключении к штатному датчику ТМ-106. Он подключен к приборке, а приборка при выключении зажигания обесточивается.

В новой прошивке пока заложено максимум минута на продувку (в самом горячем случае). Вернее, что-то около 67 секунд.
 
Последнее редактирование:
  • Нравится
Реакции: Teh

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Он подключен к приборке, а приборка при выключении зажигания обесточивается.
я всегда ставлю отдельный датчик.

Добавлено через 59 секунд
Нет, имеется в виду, что минусовой провод вентилятора, как и в штатной схеме, остаётся всегда подключен к массе, а модуль коммутирует плюсовой провод. Как штатное реле. Во всех режимах, а не только при управлении от XP6.
"Смерч-7" (старая схема) же коммутирует минусовой провод вентилятора, а плюсовой постоянно подключен к "плюсу".
ага уяснил, просто схему не посмотрел, а просто текст прочитал, вот и не понял, извините.

Добавлено через 37 секунд
В новой прошивке пока заложено максимум минута на продувку (в самом горячем случае). Вернее, что-то около 67 секунд.
что тут понимаем под самый горячий? какая температура?
 
Последнее редактирование:

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
что тут понимаем под самый горячий? какая температура?
В этом фишка алгоритма "Смерча" (кроме старых версий прошивки). Он не ориентируется на статические показатели температуры, а оценивает три составляющих - пропорциональную (линейную зависимость), интегральную (накопительная долговременная составляющая) и дифференциальную (скорость изменения температуры - роста или спада).
Поэтому, насколько горяч двигатель, он решает не по его реальной температуре, а по совокупности всех этих составляющих. Ведь бывает и так, что двигатель горячий, но при этом идёт падение температуры. То есть увеличение мощности вентилятора не требуется. И наоборот.

К тому же я не могу сказать точную температуру, хотя бы потому, что конечный потребитель выставляет её сам - регулятором на плате.

Ну, грубо можно сказать, что если перед выключением зажигания вентилятор работал на полной мощности, то он проработает ещё минуту. А если на половине мощности, то полминуты (но уже на полной мощности). Как-то так.
 
Последнее редактирование:

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
kineskop, уже продумано и заложено на будущее. Пока вот так. Самому хочется избавиться от этого подстроечника. Просто и так куча переделок, а времени было выделено (из кучи других проектов) на доработку схемы с гулькин нос.
 
Последнее редактирование:

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Все равно молодец, знаю как не хватает на все...

Добавлено через 58 секунд
Кстати, вместо подстроечника можно применить цифровой резюк...:)
 
Последнее редактирование:

Aleksey31105

Постоялец
Регистрация
18 Фев 2010
Сообщения
831
Реакции
164
Баллы
174
Добрый вечер Всем. Все поставил Смерч-7, работает, УРА! Всем огромное СПАСИБО. Особенно помогла схема нарисованная от руки
Example626, Хотя у меня у реле в новом салоне подключение не как у 406.( у меня 405Е-3). нет серого тонкого провод. К реле подходят только ; провода. Начало раскрутки настроил на 87гр. Сегодя прокатился по московским пробкам температуру держит в разнице 1-2 гр.(88-90) Смущает только одно: перед тем как запустить вращение , крыльчатка немного дергается. Товарищ говорит, что так и должно быть( т.к в схеме ,что то начинает открываться) Я ДОВОЛЕН, и жду с большим нетерпением Вашу
Example626, новую разработку. И может не не в тему, у кого есть элекро схема на Волгу 31105 с 40525Е-3 с Нов. салоном. Спасибо еще всем за помощь!

Добавлено через 3 минуты 55 секунд
А подключил я его к 40 амп. предохранителю.
 
Последнее редактирование:
Сверху