• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Была точно такая же проблема на одном моторе. После снятия ГБЦ попробовал навернуть гайки на шпильки и закрутить их до конца резьбы. В итоге у половины шпилек была потянута резьба, на глаз не заметно и гайки закручивались до середины резьбы. Решение: снял все шпильки и отдал токарю, не сильно вытянутые резьбы он восстановил, а некоторые шпильки выточил заново. Гайки соответственно тоже ему отдавал он их прогонял. Ну и при сборке шайбы под гайками по рекомендации форумчан ставил от ЗИЛа из под ГБЦ. При установки шпильки ставил на тонкий слой красного герметика. И ГБЦ протягивай лучше в три приёма, до номинального момента затяжки. Удачи!

Большое спасибо!!!!пойду вашим путем,так и сделаю ,подскажите как найти номинальный момент затяжки?
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Что то не везет мне с этими движками,снял головку и обнаружил трещины в блоке где сидят шпильки 12-ая и 22-ая от шпилек к окном, через них и шла вода (ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа вот косяк!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!), прошлым летом другой двигатель также кончился у него весь правый ряд отошел.что это? в чем ошибка? как быть?есть варианты?может как Старый "зимист" на герметик ее посадить или клей какой нибудь, должен быть вариант.
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Это уже замена блока. Просто собирать нужно правильно и в процессе эксплуатации следить за техническим состоянием и двигатель в принципе вечный. Я когда на работу устроился на погрузчик, там стоит такой же двигатель, и ГБЦ была затянута практически от руки и двигатель нормально работал. За 26 лет работы в двигателе только распредвал поменяли. Это когда я пришёл начал в нём всё менять. И сейчас себе уже купил такой же погрузчик с таким двигателем с 1990 года, работал с 1990 по 2003 по двигателю ничего не делалось. Поставили его и забыли пока я не купил его, время простоя под открытым небом, без консервации и спец хранении с 2003 по 2013 год. Когда приехал покупать поставили только свечи новые, продули карб, залили воду. И двигатель завёлся как часики только дымил сильно и вода текла с помпы. Погрузчик заехал сам на эвакуатор и сам с него спустился. В Вашем случае в период эксплуатации что то делалось не верно раз пошли трещены, возможно сильный перетяг ГБЦ плюс к этому сильный перегрев двигателя, езда с постоянной детонацией но это влияет больше на поршневую.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Что то не везет мне с этими движками,снял головку и обнаружил трещины в блоке где сидят шпильки 12-ая и 22-ая от шпилек к окном, через них и шла вода (ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа вот косяк!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!), прошлым летом другой двигатель также кончился у него весь правый ряд отошел.что это? в чем ошибка? как быть?есть варианты?может как Старый "зимист" на герметик ее посадить или клей какой нибудь, должен быть вариант.
Это перегрев. Выкручивай шпильки, нарезай резбу на 12*1.5 и ставь болты, я ставил от ЗИЛовской головки короткие, через проставочку, ни кто, ни куда, не убегает.:yes2: Голву всегда тяну в два приема, сначала на 3 кг, потом на 8. Надо чувствовать шпильку, как идет. Если трещина в блоке вдоль, то можно до пяти шпилек, менять на болты смело. Вот только про тосол забудь.
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Перегрев исключено, это перетянули однозначно,как прокладку поменяли вода сразу пошла,я еще удивился почему с первой прокладкой через шпильку не показала,а выброс шел. Айван,скажи зачем резьбу нарезать на 12? и что такое проставочка ?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Резьба в блоке на 11, а болты идут на 12, можно шпильку на 12 выточить. А проставка нужна.., болты ЗИЛовские длиноватые. между шляпкой и шайбой поставить. По крайней мере на производстве так реанимировали блоки, да и себе пару раз так делал.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Сегодня у меня днюха (возраст Христа!) с чем я себя и поздравляю а девочки (аж 8! все от 18 до 30 лет) зная мою склонность к грузовой технике и постоянно открытый allgaz.ru подарили вот такой вот подарок, это то что не ждешь от женщин но как видите наш форум творит чудеса:
 

Вложения

  • gift.jpg
    gift.jpg
    105.1 KB · Просмотры: 414

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Подскажите альтернативу родному воздушному фильтру.
Я поставил от мерседеса (М103). Хотя думаю можно подобрать что то еще, например ВАЗ классика или от ГАЗ-3307 видел бумажный воздухан на них.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
по причине отсутствия в продаже или возможно того что плохо искал, поменял на карб от волги (к-126) с кастрюлей вместе.
Кстати, мужики, такой вопрос: подсоединили трос подсоса заслонки закрывает-открывает но обороты не набирает когда подсос активирован. Почему?
Реально пересадить тягу газа на тросик?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
На 126-Г, обороты добавляет тяга от заслонки к дросселю, смотри- или тяга погнута, или неправильно привод дросселя собран. На нем, когда вытягиваешь ручку "подсоса", надо газульку нажимать.

Добавлено через 5 минут 53 секунды
На УАЗах стоят 126г на тягах, я не говорю о "хантере и моложе, в принципе можно все, пока не думал об этой проблеме, но на шнурке, с ручным приводом доезжал.
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
мужики, прошло более 6 лет с момента открытия этой темы.
Те из вас, кто внедрил "Дедовские" новшества, оправдали ли они ваши надежды?
Стоит ли дальше заморачиваться?
 
Сверху