• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
чем грозит двигателю "запотевание" маслом? О чем это говорит?

Говорит что пора промыть систему вентиляции картера и полость отсоса картерных газов в корпусе воздушного фильтра. А в целом если потеет не сильно то ни чем страшным не грозит, просто стыки где начинает потеть необходимо подтянуть. А если потеет уже основательно с образованием масляных капель но не капает, то следует задуматься о замене прокладок в соединении. У меня один раз случай был, забился воздушный фильтр, точнее та часть которая отвечает за картерные газы, и выдавило передний сальник КВ. Сначала начала потеть крышка шестерён, потом шкив, потом при старте начал ремень свистеть и в итоге из сальника совсем потекло. Заменил, прочистил вентиляцию и потом около полутора лет двигатель сухой был полностью.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Самое страшное, когда начинает через заливную горловину масло выбрасывать.Особеено заметно на трассе, значит скоро двигателю хана. Если потеет, то прокладочки подсохли. Или как Сергей сказал.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Самое страшное, когда начинает через заливную горловину масло выбрасывать.Особеено заметно на трассе, значит скоро двигателю хана. Если потеет, то прокладочки подсохли. Или как Сергей сказал.

фига се, это как же надо наездиться чтоб через горло кидало.такого не видел :)
да не профессор я, даже тех образования нет. просто с детсва с ними.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
ВСЕ сделал.
Маслонасос и переходник под ВАЗ фильтр.
Цена вопрос за работу и ВСЕ запчасти 1 100 рублей:
Вот фото:
 

Вложения

  • IMAG2755.jpg
    IMAG2755.jpg
    23.7 KB · Просмотры: 360
  • IMAG2756.jpg
    IMAG2756.jpg
    25.1 KB · Просмотры: 365
  • IMAG2758.jpg
    IMAG2758.jpg
    29.2 KB · Просмотры: 512
  • IMAG2757.jpg
    IMAG2757.jpg
    27.7 KB · Просмотры: 341
  • IMAG2759.jpg
    IMAG2759.jpg
    29.9 KB · Просмотры: 362
  • IMAG2760.jpg
    IMAG2760.jpg
    27.7 KB · Просмотры: 368
  • IMAG2761.jpg
    IMAG2761.jpg
    27.8 KB · Просмотры: 336
  • IMAG2762.jpg
    IMAG2762.jpg
    67.7 KB · Просмотры: 377

Vityok

Коренной житель
Регистрация
20 Окт 2010
Сообщения
4,371
Реакции
182
Баллы
534
Самое страшное, когда начинает через заливную горловину масло выбрасывать.Особеено заметно на трассе, значит скоро двигателю хана.
А какова физика этого процесса?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Система отсоса картерных газов не справляется. Еще мотор начинает тянуть как потерпевший, и стук пальцев временами ни с того ни с сего появляется. Два раза по молодости так убивал, пока мне один "дед" не объяснил, что для ГАЗ-52, 105 км/ч слишком большая скорость.:smoke:

Добавлено через 8 минут 52 секунды
У меня первый двигатель так сдох, на уборочной заставили сдельно работать, куда нам "носилкам" с ЗИЛами тягяться? Вот и носился, как угорелый, чтоб болше рейсов сделать. Тем более на плодоовощной базе, "носилки" выгружали без очереди. Нас две машины было 52, через две недели оба загнулись.
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Это не забитая вентиляция, это износ поршневой. 52 движок может практически без колец заводиться. Когда вытаскиваешь поршня, а там не только кольца полопались, еще и неремычки между ними отсутствуют, и в поршнях кусков не хватает. Но он работает, масло жрет, но работает. У меня юбку обрывало, на три части лопался вдоль, сгорал с одного боку, но каждый раз до места стоянки сам добирался. По тихоньку, не давая оборотов доезжал.
 

Vityok

Коренной житель
Регистрация
20 Окт 2010
Сообщения
4,371
Реакции
182
Баллы
534
В смылсе если ез вентиляции уже так фигачит - то мотору полный пинцет скоро придет?

П.С.: Просто пытаюсь отдельные посты этого топика выстроить в логическую цепочку... :rofl::rofl::rofl:
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Да, поршня начинает перекашивать и подклинивать. В конце концов его клинит... В данный момент у меня на 52 пошневая, как таковая, свое отработала. Еслиб не третье компрессионое кольцо, вообще бы не бежала. По прямой бежит, но чуть подьем сдыхает, а у нас сплошные бугры. И поставить на ремонт не могу, машина очень нужна.
 

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
а что запасного двига нет? если машину используешь регулярно а не как я пару разу в месяц, то на мой взгляд разумно приобрести еще один двигатель тем паче у вас в России с этим проблем не должно быть! :yes2:
 

lost345

Общительный
Регистрация
17 Фев 2012
Сообщения
12
Реакции
0
Баллы
62
Всем привет!!!весной ремонтировали движку поменяли кольца,вкладыши.седло выпускное треснуло в трех местах его заменили, клапана притерли вообшем мотор зверь вот только с головкой не можем справиться бульбыши в радиатор идут .прокладку поменяли теперь где шпилька вода собирается.промерили головку,блок особых отклонений нет.в прошлом году похожая история была с другим мотором, головку снимали раз пять результат вытенутые шпильки, блок на свалку.так вот теперь руки трясуться как головку тянуть, может есть рекамендации по етому поводу, походу я чегото не догоныю движки разные а проблема одна.как быть?????????????????????????????????
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Всем привет!!!весной ремонтировали движку поменяли кольца,вкладыши.седло выпускное треснуло в трех местах его заменили, клапана притерли вообшем мотор зверь вот только с головкой не можем справиться бульбыши в радиатор идут .прокладку поменяли теперь где шпилька вода собирается.промерили головку,блок особых отклонений нет.в прошлом году похожая история была с другим мотором, головку снимали раз пять результат вытенутые шпильки, блок на свалку.так вот теперь руки трясуться как головку тянуть, может есть рекамендации по етому поводу, походу я чегото не догоныю движки разные а проблема одна.как быть?????????????????????????????????

Была точно такая же проблема на одном моторе. После снятия ГБЦ попробовал навернуть гайки на шпильки и закрутить их до конца резьбы. В итоге у половины шпилек была потянута резьба, на глаз не заметно и гайки закручивались до середины резьбы. Решение: снял все шпильки и отдал токарю, не сильно вытянутые резьбы он восстановил, а некоторые шпильки выточил заново. Гайки соответственно тоже ему отдавал он их прогонял. Ну и при сборке шайбы под гайками по рекомендации форумчан ставил от ЗИЛа из под ГБЦ. При установки шпильки ставил на тонкий слой красного герметика. И ГБЦ протягивай лучше в три приёма, до номинального момента затяжки. Удачи!
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Вчера установил новый насос и новый фильтр тонкой очистки. Давление поднялось на процентов 80-75 не в два раза как я предполагал. Почему то сегодня перестала гореть аварийная лампа. Завтра буду ставить электронный трамблер. 66! бензин мой газон полюбил!!!!! У нас в Узбекистане в основном бензин из газоконденсата посему он не такой "калорийный" как старый, советский бензин. В первый раз слышал как стучат клапана! :gaz_love:
Газон - отлична машина!
 
Сверху