• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Я внедрил двухэтажный насос.
Все остальное это уже мои разработки: бесконтактное зажигание, впрыск топлива, электровентилятор...
В проекте Старого Зимиста ничего этого не упоминалось. ;)
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
день добрый вот мои поделки масленного фильтра
 

Вложения

  • PHOT0071.jpg
    PHOT0071.jpg
    68.9 KB · Просмотры: 433
  • PHOT0072.jpg
    PHOT0072.jpg
    71.9 KB · Просмотры: 441
  • PHOT0073.jpg
    PHOT0073.jpg
    64.9 KB · Просмотры: 375
  • PHOT0081.jpg
    PHOT0081.jpg
    69.2 KB · Просмотры: 378
  • PHOT0076.jpg
    PHOT0076.jpg
    76.7 KB · Просмотры: 393
  • PHOT0080.jpg
    PHOT0080.jpg
    74.4 KB · Просмотры: 348
  • PHOT0083.jpg
    PHOT0083.jpg
    71.2 KB · Просмотры: 376
  • PHOT0085.jpg
    PHOT0085.jpg
    72.2 KB · Просмотры: 345
  • PHOT0088.jpg
    PHOT0088.jpg
    83.4 KB · Просмотры: 376
  • PHOT0089.jpg
    PHOT0089.jpg
    87.8 KB · Просмотры: 513
  • PHOT0095.jpg
    PHOT0095.jpg
    69.2 KB · Просмотры: 363
  • PHOT0094.jpg
    PHOT0094.jpg
    69.4 KB · Просмотры: 358

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
А в чем смысл? Может электро вентилятор? Я делал такой вентилятор, мотор прогревается быстрее и расход бензина меньше.

День добрый, да согласен в Алматы теплее там подогрев не нужен. Гаража у меня нет грузовик стоит на улице а у нас зимой мороз от -20 до -45 доходит, выручает паяльная лампа да газовая горелка, да вот только возни с этим много.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
У нас один "дед", на севере, в свое время приколхозил запорожевскую печку, на 53, газы выхлопные грели поддон, горячий воздух шел на "паук" и в кабину. Он приходил, заводил "котел" и шел в диспетчерскую, потом просто заводил двигатель. движок теплый, и в кабине хорошо. Да, у него вместо тосола была залита ГТЖ, где то целую бочку нарыл.

Добавлено через 2 минуты 40 секунд
Народ ставит подогреватели на двигатель, от сети, я в подробности не вдавался, но TOYOTвский 2С, за 20 минут нагревается. При -35. Они есть разные, под объем жидкости расчитаны.
 
Последнее редактирование:

Асгард

Освоился
Регистрация
28 Апр 2013
Сообщения
16
Реакции
1
Баллы
44
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Все то же самое.Просто 2 цилиндра отрубили.Если менять расстояние то это уже надо отлив менять.А такого не было.Вроде :)
именно так и было ;). У м20 водяные каналы между цилиндрами и выходит так что он не намного короче чем газ 52. Неоднократно читал что у победовского мотора предусмотрено 7(семь) ремонтных размеров! Вообще,даже если и так то это дурость ибо супер-вставки в цилиндр имеют только 2мм толшину. Больше чем на 84 я бы не точил..:stop:
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

именно так и было ;). У м20 водяные каналы между цилиндрами и выходит так что он не намного короче чем газ 52. Неоднократно читал что у победовского мотора предусмотрено 7(семь) ремонтных размеров! Вообще,даже если и так то это дурость ибо супер-вставки в цилиндр имеют только 2мм толшину. Больше чем на 84 я бы не точил..:stop:

для сравнения прокладки 20\69 - 51\52
 

Вложения

  • 20-51.jpg
    20-51.jpg
    50.1 KB · Просмотры: 382

Асгард

Освоился
Регистрация
28 Апр 2013
Сообщения
16
Реакции
1
Баллы
44
Во-во!! Газ 52 больше на 2 цилиндра но длиннее всего на полтора:p. Абажаю этот движок:good:

сегодня обошел пяток магазинов таки нашёл 6!!! последних выпускных клапанов газ-53 со старых(со слов продвца) запасов советского производства. на тарелке стоит ромбический знак ОТК, выполненый травлением.. Они реально севетские?

клапана долго лежали россыпью и на стержнях имеют незначительные но всё-же заметные забоинки. Насколько это критично и как их (забоинки)снять что-бы не пострадала матовая поверхность и не осталось образива? Или может это самое последнее о чём стоит переживать? Кто что скажет?

Кто-нибудь взвешивал родные выпускные и 53-е ? хочу увеличение веса компенсировать дюралевыми тарелками клапанов. Могут ли подойти волговкие тарелки?

А вообще, неужели нельзя подобрать нормальные жаростойкие? Есть же какие-то бэтээровские...
 
Последнее редактирование:

Зубков Сергей В

Освоился
Регистрация
9 Ноя 2013
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
Ребята , подскажите Купил Газ 52 не много подремонтировал , корбку , клапана поменял притер. Газик вроде ожил , но теперь появился какойто стук в двигателе на средних оборотах. Что может быть?
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174

Зубков Сергей В

Освоился
Регистрация
9 Ноя 2013
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
42
Нет не троит работает чисто . На малых оборотах стука нет и на больших в нагрузку тоже нет , а как газ сбросиш в накат -так стучит. И давление масла упало , на горячую было 3ри , а сейчас 2 ва. И стук слышится по ценру двигателя .
 
Сверху