• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Поршни не ставь.И так косяков много еще хрен знает как отлиты и из чего.406 сцепление не подойдет(если родное уаз).Я уже советовался с одним инженером из НАМИ.Короче он сказал что лучше поставить лепестковое LUK и тюменский усиленный диск,он хоть и тяжелее но запас прочности по центру больше,хотя у самого и диск от LUK стоит.Для нашего варианта лучше такое сцепление ставить потому что у 406 площадь меньше,а нам ведь не на гонках гонять и искать сцепление полегче,нам наоборот чтоб запас прочности был.А поршни спортсмены делают на заказ и нам не вариант,не бюджетно получится. А вместо неопрена можно ставить мерседесовскую набивку говорят держит отлично.Говорят что до первых соплей тыщ 60 ходит,если грамотно поставить.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Всем! Юрий, отвечаю на счет расточки канавок на шатунных вкладышах, я взял старый шатун обрезал верхнюю часть,поставил крышку затянул болтами, зажал на токарном станке с внутренней части где ставится вкладыш и сделал проточку на 5 мм с боку для зажатия в потрон станка. Ставлю вкладыши в эту оправку, затягиваю гайки, зажимаю в потрон станка и внутренним резцом прорезаю канавки, но патрон поварачиваю в ручную и еще не довожу канавки на 5мм до дырочек во вкладышах. Это я на сталеалюминиевых так прорезал, на бобитовых можно и в ручную острам предметом.
На счет КПП с повышающей передачей от ЗИЛа -это КПП от "Зубренка" и на ЗИЛах с 243ими движками приминяются.
У меня вопрос Starik 5273 на счет головки от ГАЗ-52 работающей на пропане, как самому опытному потребителю газового топлива? Мне превезли головку, на верхней части есть цифры 7.6 размером около 5 сантиметров и сказали что голова для движка работающего на СНГ. Если есть у кого информация.... отстучите господа Газоводы.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ватаt, здорово. А разве есть корзина luk на двс газ52?

Добавлено через 19 минут 8 секунд
Азат привет. Раз у тебя отлито число-76, то степень сж.будет-7,2. Эта же голова использовалась и на газовой версии. Ранее использовалась ст.сж.-7,0.(для газа). На сколько мне известно, ст.сж. 7,2-это самое большое, что выпускалось серийно и шла эта голова как под А-76, так и под газ.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Есть такое дело.Просто у разных моделей 52 разное сцепление,у более ранних стоит уаз куда как раз люк и подходит,а у более поздних стоит 52 сцепление.У меня газ 51 а там сцеплени как раз от уаза.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Ребята, если на движке маховик от ГАЗ-51ого то корзина одинакого с УАЗами и можно ставить корзины подходящие на "ГАЗЕЛИ", а если от ГАЗ-52 ого то там корзина побольше. В принципе можно просверлить отверстия на маховике 52 и нарезать резбу М8, для этого нужно зажать маховик на токарный станок и провести резцом по плоскости для определения центровки, предворительно замерив диаметр корзины от центра крепежных болтов. На сколько знаю по опыту проблем с корзинами ГАЗ-52 не было, корзина вобще служит долго, а диск по любому придется ставить родной.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ребята, тут у нас неразбериха с поршнями на 89мм, так вот: есть на газ69 движек с такими поршнями! Это М-21г, но это ремонтный размер, стандартный-88мм, я так понял, что это польский двс "ныса", вроде так, внешне говорят похож на М 20,так что это уже другая отливка блока. Вот думаю может и 52-ой так же отливали где нибудь с гильзами на 92мм?
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Вот старик опередил меня.Все правильно на 89 это другой блок хотя внешне как м20.И разочарую таких на 51 не делали,только 4ех цилиндровые на ныссу(если не ошибаюсь) и жуки.А еще для того что бы поставить другое сцепление можно выточить двухэтажную толстую (типа) шайбу чтоб первый этаж это диаметр внутренней выемки маховика а второй внутренний диаметр диска самого сцепления.Получится очень точно если очень точно вытачить по отверстиям шайбу.Тогда можно и от 53 сцепление поставить.
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Всем! .....
я вот писал что я сделал ножовочным полотном ,не узковато будет ,может пошире чем сделать ,а то я там только наплавочный слой прорезал. с токарными работами у нас в селе затрудниловка.
 
Последнее редактирование модератором:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Юрий! Если наплавочный слой прорезал полотном по металлу- это у тебя канавка получилось наверно 2х1 мм, в принципе для смазки этого хватает.
А поршня на 88мм от двигателя " Ниссы",бывшего Польского микроавтобуса.У него блок похож на блок от 69ого, но движок верхнеклапанный. На "шестерку" от 51ого максимальные поршня 84мм, при моей жизни других блоков я не видел и не слыхал, так что время свое пожалейте. Вот поршнями еще можно монипулировать, я сам голову ломаю по счет установки поршня с тримя компрессионнами кольцами. Может на родных поршнях нарезать еще одну канавку под узкое кольцо, например от ВАЗа или на родные канавки поставить по два узких кольца, чтобы компрессиию не потерять. Я в молодости на мотоциклах так ставил, результат то был.
Что скажете Аксакалы?

Добавлено через 16 минут 50 секунд
Starik 5273! Поставил я газовую установку, сегодня заправил и переключился на газ. пришлось чуток повозится пока настроивал. пробывал проехатся, мне очень понравилась работа движка, тяга была чуть слабовата, но после подкрутки редуктора стала в норму. Ездит не хуже бензина, но работа движка без каких то провалов, дерганий мне вообще в кайф, не знаю пока, какой будет расход.
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет! Азат, поздравляю с успешным пуском! С настройкой конечно придется повозиться. Но самое главное : выставляй на газу зазор клапанов - не менее 0,35мм на обоих клапанах, и проверяй этот зазор не реже - раз в полгода! При работе на газе, клапана быстрее оседают в седлах. И вообще, как показала практика, лучше пускай клапана подстукивают, зато движок работает нормально. На газу, если клапаны поджаты, мотор начинает колбасить, резко падает крутящий момент, начинает подтраивать.

Добавлено через 5 минут 41 секунду
Кстати, почем у вас там газ? У нас пропан - 8,50р. ,а вот метан подскочил с 7,80 сразу до 9,00р., зараза!
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Starik5273, спасибо за информацию, пропаном можно заправится за городом по 8.50, а в городе уже подняли до 9.50 так что газ тоже дорожает. Сколько средний расход газа на 100км на твоем грузовике с 53им движком.и еще прочитал что нужно по раньше зажигание поставить, для полного сгорания газа в цилиндрах. Как на практике?
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Средний расход по городу: 28-30 кубов на 100км, ну или 28-30л на 100км, (на метане 1 кубометр газа=1л бенза). Вообще на метане расход как на бензе. У моего товарища пропан, у него расход: город-35л/100км, за городом-27-30л/100км, а у меня где то: 24/100км. На счет раннего зажигания-все верно,но сильно не увлекайся! Деления на два пораньше и хорош. Если еще раньше, то мотор начнет работать жезче и опять потеря момента, (разгон замедлится, тяга уменьшится, гибкость движка пропадет и просто мотор начнет подгорать).
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

насчет зажигания все верно.И это надо делать в первую очередь иначе вообще хреново будет ездить.Даже клапана так не влияют как зажигание.Ты когда про газ сказал я думал ты про зажигание знаешь поетому ничего не сказал.У нас обычно когда газ ставишь тебе сразу зажигание выставляют.А если нет то говорят что надо.У нас когда машина на газу в была мы обычно настройку сами не трогали.Только в редких случаях главный подтягивали если сэкономить надо.А так обычно ездили к мастаку у которого газелисты тусуются(они у нас практически все на газу) он как то по звуку и набору оборотов определял.Потом отправлял прокатнуться для проверки.Редко когда приходилось заново переделывать.Забыл сказать главное при холоде не заводить на газу.Лучше на бензине отогреть чуток а потом на газ.Если не прогреть она плохо работает ибо газ плохо испаряется.А в при температуре ниже 0 вообще мембрана может примерзнуть и порваться
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ваtаt все верно, но на метане(если все отрегулировано как надо),заводится что в +20 , что в -20 одинаково хорошо без подручных средств, на пропане (если все в порядке) то же заводится нормально, но редуктор перемерзает через минуту и как Азат уже писал, без кипятка не обойтись.

Добавлено через 10 минут 17 секунд
А вообще, мужики, вы парни головастые и дотошные, и это хорошо. Уверен, что со временем и Азат будет разбираться и чувствовать "как и что" не хуже спецов.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Вот интересная запись.На правду похожа.Я сам ездил на керосине(правда авиационном) с малым добавлением бенза

Добавлено через 39 минут 50 секунд
Забыл ссылку вставить _ttp://gaz-m20.ru/index.php?showtopic=198

Добавлено через 2 минуты 40 секунд
А вот окончательное решение спора по 88 поршням _ttp://www.gaz69.ru/ipb/index.php?showtopic=44&st=140 пост номер 150
 
Последнее редактирование модератором:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ваtаt! Спасибо тебе чувак! Мужики! Эх собраться бы нам вместе, на поляне где нибудь!

Добавлено через 23 минуты 30 секунд
И обязательно Старого Зимиста с нами!!!:drinks:
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ага и обязательно с машинами.:D и вот еще по 88 горшкам пост 365

Добавлено через 2 минуты 11 секунд
_ttp://www.gaz69.ru/ipb/index.php?showtopic=44&st=360
 
Последнее редактирование модератором:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ребята, я раз в гору лез на газ53 порожняком, и вдруг откуда нивозьмись-газ52-бензовоз! Обогнал меня, как стоячего! Я и опупел!

Добавлено через 12 минут 23 секунды
Ага и обязательно с машинами.:D и вот еще по 88 горшкам пост 365

Добавлено через 2 минуты 11 секунд
Ваtаt, дружище! И не забудь за спинку что-то положить!
:drinks:
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху