расскажу небольшую историю, приключившуюся совсем недавно.
Сосед взял себе подержанную шаху. Естественно, только начал ездить - проблемы так и посыпались. У меня нет никакого опыта по жигулям, поэтому я ему сразу отказал. Поехал он в сервис что в Москве, СВАО, ул Чермянская (в промзоне) примерно напротив владения 30. Эта часть Чермянской улицы прямиком выходит на Широкую, дальше за ней начинается Полярный проезд. Сервис этот расположен с правой стороны улицы, если двигаться по ней в строну Широкой.
Так вот, приехал мой сосед туда, там ему поменяли трамблёр, свечи, зачем-то сменили исправный коммутатор и сделали кое-что ещё не относящееся к электрике. Ушло на это дня два или три. Забрал он машину с сервиса - вроде всё нормально. Недельку поездил, звонит мне: выкипел аккумулятор! Действительно, аккумулятор оказался пригодным лишь в утиль, а ведь был только что нормальным, рабочим аккумулятором (Подольского завода). Очень уж подозрительно как-то: так резко и быстро накрылся вполне нормальный аккумулятор. Стал я смотреть напряжение при работающем двигателе - завышено! На клеммах аккумулятора гонит 16 вольт независимо от нагрузки. Посоветовал сменить регулятор напряжения. Поехал мой сосед в магазин, сменил три штуки реле - толку нуль. В магазине посоветовали сменить генератор. Но, позвольте, причём здесь генратор, когда напряжение завышено? Вот если б оно было занижено - тогда да, да и то такое бывает как правило из-за пробитых диодов, и вовсе не обязательно менять из-за них весь генератор, достаточно сменить мостик.
В общем, пришлось мне брать жигулёвскую схему электрообуродования, смотреть, вникать, разбираться. Ничего там сложного нет, почти всё так же как на волге, один лишь существенный недостаток - нет амперметра. В общем смотрел я схему, смотрел, да так ничего понять и не смог. Взял схему, пошли мы с соседом к машине, и принялись сверять схему с тем, что на машине. И тут глядь - к штатному серому проводу что запитывает реле напряжения, подмотан какой-то нештатный проводок, которого нет на схеме. И идёт этот проводок на коммутатор. Вот тут-то всё стало ясно! Они там, в сервисе, подмотали дополнительный провод в обход регулятора, в результате чего генератор принялся работать постоянно со 100% возбуждением, то есть шёл дикий перезаряд. На старых волгах такое иногда случается из-за неисправности регулятора, но это сразу же становится видно на амперметре - чуть дал газку, стрелка зашкаливает на +
Но у жигуля амперметра-то нет! А контрольная лампа на щитке приборов разумеется, гаснет, и вроде как бы всё нормально. А в результате сгорел аккумулятор.
Убрали мы этот проводок, и сразу напряжение пришло в норму.
А если пофантазировать немного на тему: "а что если..." А что если мы бы поменяли генератор стоимостью около 2 тыс. руб, потом опять аккумулятор... потом опять пришлось бы ехать в тот же сервис...
Вот такая история, о многом заставляет задуматься. В том числе и о том, почему отказались от амперметров - очень хороший полезный прибор на самом деле.