• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

WorldNuclearWar

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
136
Реакции
90
Баллы
110
Можно ли пустить через теплообменник ВЕСЬ тосол?
Нет.
Циркуляция ОЖ делится на малый круг - (БЦ-ГБЦ-термостат-помпа), параллельно (БЦ-отопитель+подогрев дросселя-помпа) и большой (БЦ-ГБЦ-термостат-радиатор-помпа).
Участки системы охлаждения с суммарной циркуляцией - вход ОЖ на блок цилиндров, а также всасывающий патрубок помпы.
Естественно, в эти места никакие "делители потока" поставить невозможно.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
В исходной схеме имеем фактически тройник на тройник. Это очень сомнительный вариант
У меня стоит тройник на ГБО и туда же последовательно воткнут весь довесок. И ни чего кипятком не писает. И испаритель греется, как ему положено и масло остужается, как ему должно быть. :)
 

frost ii

Общительный
Регистрация
11 Авг 2012
Сообщения
8
Реакции
7
Баллы
64
Господа!

Сразу и во избежание. Я никого не пытаюсь научить жизни, просто делюсь своими соображениями. Идея мне понравилась, реализация - нет. Точно так, как топикстартер, я делать не стану.

Ежели чо - у меня не волга, а то, что в подписи, с ЗМЗ 409. Очень близкий по конструкции, ну вы и так все знаете. Естественно, я посмотрел на родственный ему ЗМЗ 514, где схема с водомасляным теплообменником реализована штатно. И реализована она там не так, и по схеме видно, что через теплообменник идёт гораздо больший поток ОЖ, чем это реализовано у топикстартера, и возможности сделать как в 514м нет, а сделать хотелось бы хорошо, а не на "отвали". И я в раздумьях.

Пока вырисовалась следующая схема.

БЦ -> теплообменник -> отопитель + подогрев дросселя -> помпа

Т.е. отопитель и подогрев дросселя в параллели. Сразу возникает вопрос - как быть с краном отопителя? И сразу готов ответ - его надо заменить на трехходовой распределительный вентиль и поток на отопитель не перекрывать, а шунтировать байпасной магистралью, как это сделано в домашних батареях центрального отопления. Таким образом теплообменник не будет делить поток ОЖ с отопителем, а пропустит его через себя весь целиком, а отопитель от этого потока возьмёт столько, сколько ему нужно.

Естественно, в эти места никакие "делители потока" поставить невозможно.
Сделать-то можно, но цена вопроса непомерно высока. Поэтому - отметается.
 
Последнее редактирование:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Показав ссылку на родственный двигатель, Вы сами и ответили на свой вопрос. Теперь попытаюсь объяснить заводскую схему. 1. Отбирая часть теплоносителя из блока 4го цилиндра на теплообменник печки, мы снижаем расход охлаждающей жидкости на охлаждение головки, но печкой мы пользуемся, когда температура окружающей среды низкая и теплообмен самого двигателя в окружающую среду достаточно интенсивен.
2. Обсуждаемый охладитель в заводской схеме запитан из головки как видно район 2 го цилиндра, то есть охлаждающая жидкость отобрала от двигателя все тепло и только потом поступает в теплообменник.

Теперь отвечу по поводу сечений в радиаторе, охладители и патрубках. Суммарное сечение трубок внутри любого указанного охладителя в разы больше сечений патрубков это сделано для снижения скорости в теплообменниках и как следствие улучшения теплоотдачи в окружающую среду. Поток воздуха очень не равномерный и не зависит от тепловыделения двигателя (малые скорости автомобиля при полной нагрузке и т.д.).

На вопрос по поводу гидравлического сопротивления радиаторов и теплообменника, то при таких скоростях жидкости они очень низкие и по этой же причине организовать регулирование потоков сложно. Не зря ставят дополнительные помпы. Существующие помпы двигателя как насос можно назвать с большой натяжкой, более правильно назвать ее надо мешалкой.
Неужели не видите очевидного, все рассчитано на естественную циркуляцию- жидкость нагревается, становиться легче, подымается вверх, опустите радиатор или печку на 300-400 мм ниже головки блока и вся циркуляция остановиться.

Теперь мои предложения, (могу, как и все ошибаться): 1. Подводящий поток – установить взамен сливного крана штуцер, и подсоединить к теплообменнику. Положительные моменты: а) кран расположен в районе 1 го цилиндра поток самый холодный в двигателе, б) давление жидкости в этом участке самое большое в двигателе; в) уменьшая общий расход охлаждающей жидкости не нарушаем циркуляцию в самом двигателе. Отрицательные – а) необходимо «тащить» шланг под шкивами – нужно крепить, сложно осматривать на предмет течей. 2. Отводящий поток врезать в линию от термостата до радиатор, дополнительный штуцер ввариваем в стальную трубу, в которую предлагалось переносить датчик температуры включения вентилятора. Положительные моменты а)стабильная циркуляция (работает как естественная так и помпа); б) схема становиться гидравлически почти независимой от остальных потоков. Отрицательные а) при такой схеме, возможно придется ограничивать или регулировать расход охлаждающей жидкости через теплообменник так как пускаем охлаждающую жидкость сразу через радиатор.
Жду критики.
 

WorldNuclearWar

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
136
Реакции
90
Баллы
110
установить взамен сливного крана штуцер, и подсоединить к теплообменнику

Диаметр штуцера маловат. Сравните с диаметром штуцера в районе 4 цилиндра.
не нарушаем циркуляцию в самом двигателе

Не понял. В чем принципиальная разница с подключением на штуцер в районе 4 цилиндра? По сравнению со схемой с подключением последовательно ГБО - расход через ГБЦ уменьшится.

Отводящий поток врезать в линию от термостата до радиатор, дополнительный штуцер ввариваем в стальную трубу, в которую предлагалось переносить датчик температуры включения вентилятора

И получаем ложные включения электровентилятора от термореле в радиаторе при закрытом термостате, а также дополнительные постоянные потери тепла и более долгий прогрев зимой.
Неужели не видите очевидного, все рассчитано на естественную циркуляцию- жидкость нагревается, становиться легче, подымается вверх, опустите радиатор или печку на 300-400 мм ниже головки блока и вся циркуляция остановиться.

Вы переоцениваете значение естественной циркуляции. Более-менее значимые (десятки-сотни Паскаль) естественные перепады давления возникают в водяных системах высотой не менее 3 этажей, при перепаде температур в системе 25-30 градусов - говорю Вам как инженер-теплотехник. В нашем случае даже при небольшом напоре, развиваемом помпой на ХХ, естественный напор будет на порядки меньше.
 
Последнее редактирование:

frost ii

Общительный
Регистрация
11 Авг 2012
Сообщения
8
Реакции
7
Баллы
64
Теперь попытаюсь объяснить заводскую схему...
Спасибо.
Я правильно понял, что на приведённой мной схеме поток в теплообменник забирается из ГБЦ перед самым выходом в термостат?

Суммарное сечение трубок внутри любого указанного охладителя в разы больше сечений патрубков это сделано для снижения скорости в теплообменниках и как следствие улучшения теплоотдачи в окружающую среду...
Это расхожее заблуждение. Попытаюсь объяснить.

Тепловой поток от нагретой поверхности в жидкость зависит от коэффициента теплоотдачи, разности температур между ОЖ и поверхностью и расходом ОЖ.

Коэффициент теплоотдачи связан с процессами в пограничном слое и растёт со скоростью потока. Это первый множитель.
Чем выше разность температур между нагретой поверхностью и ОЖ, тем интенсивнее идёт охлаждение. Это второй множитель.
То есть на единицу массы ОЖ отдаётся тепла меньше, но самих единиц массы в единицу времени будет значительно больше.

При нагревании поверхности от горячего теплоносителя идёт зеркальный процесс.

...Существующие помпы двигателя как насос можно назвать с большой натяжкой, более правильно назвать ее надо мешалкой.
Нуу... Центробежная помпа - нормальный насос. И то, что всё идёт самотёком что-то сомнительно. А потоки, да, надо организовывать.

Теперь мои предложения, (могу, как и все ошибаться): ...
Это интересно, есть повод подумать.

Добавлено через 33 минуты 41 секунду
... В нашем случае даже при небольшом напоре, развиваемом помпой на ХХ, естественный напор будет на порядки меньше.

Кстати, о помпах. Вот 406 вроде как быстроход, а у моего 409-го наоборот обороты подрезаны. Есть абстрактная идея поставить другой шкив, чтобы заставить помпу работать быстрее.
 
Последнее редактирование:

WorldNuclearWar

Постоялец
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
136
Реакции
90
Баллы
110
Есть абстрактная идея поставить другой шкив, чтобы заставить помпу работать быстрее.
Не абстрактная. Выше обсуждалась.
Имхо, грозит появлением кавитационного износа лопаток на повышенных оборотах.

Я правильно понял
Да. Кстати, в ГБЦ температура ОЖ выше, чем в блоке, и при той же циркуляции, что и в схеме топикстартера, производительность теплообменника будет ниже.

Посмотрите на изображенную мной схему, может будет понятен ход моих мыслей.
:) Что это?
Вообще, баланс обязательно предполагает уравнение или систему уравнений, однозначно определяющих соотношение составных элементов. Схема - необязательный элемент, используется в качестве пояснения к математическому выражению баланса.
 
Последнее редактирование:

frost ii

Общительный
Регистрация
11 Авг 2012
Сообщения
8
Реакции
7
Баллы
64
Не абстрактная. Выше обсуждалась.
Имхо, грозит появлением кавитационного износа лопаток на повышенных оборотах.
Спасибо, я поищу. Тема разрослась и на поиски нужно время.
Абстрактная, потому что я пока не смог определить все плюсы и минусы и выразить их численно.
Кавитационный износ не грозит - на моём 409м принудительная отсечка на 4000 оборотов, а шкив как на 406м, поэтому некоторый запас есть. Отбор потока от печально известного четвертого цилиндра при медленно работающей помпе вызывает острое желание подумать.

Да. Кстати, в ГБЦ температура ОЖ выше, чем в блоке, и при той же циркуляции, что и в схеме топикстартера, производительность теплообменника будет ниже.
Зуб даёте? Я пока цифрами не владею, мне не очевидно. Поток сильнее из-за большего сечения - коэффициент теплоотдачи выше. Насколько? Какова там вообще дельта температур по ОЖ?

Кстати, обратите внимание на САБЖ от Ивеко Диаметры по воде прозрачно намекают.
11899_med.jpg


Предлагаю относиться снисходительно к товарищам (и ответственно к своим словам тоже - не всякая мысль достойна публикации).
Изображено так, как получилось. Мысль расшифровать можно. Похоже правда, что на самом деле всё гораздо заковырестее, чем представлено на схеме.
 
Последнее редактирование:

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
Интересная тема!

Вопрос к знатокам. Можно ли пустить через теплообменник ВЕСЬ тосол? Насколько гидросопротивление теплообменника по водяному тракту отличается от такового у радиатора и блока вместе взятых?

Ведь если оно значительно ниже, то такая схема должна быть только лучше

Я так и сделал. Весь тосол пустил через теплообменник, следующий элемент в цепи это газовый редуктор , потом радиатор отопителя. И установил трехходовой кран. Фото скоро будут. Положительный результат налицо. Раньше в жару могла запищать приборка извещая о давлении ниже нормы, сейчас такого нет. Давление после сильных нагрузок на ХХ 1,2 кг. Результатом доволен! Еще раз спасибо автору! А размышления по поводу его эффективности считаю неуместными. Исходя из такой логики западные инженеры просчитались с расчетами? Такого не может быть!
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,195
Баллы
1,275

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
Кран не электрический. Бронзовый советского производства... Я считаю , что электрический не нужен. Буду менять скоро отопитель . Сниму десяточный , а поставлю с "крутилками" сейчас просто нет времени... Я считаю , что два раза в год открыть закрыть не слишком напряжно. А температура в основном будет регулироваться заслонкой.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,195
Баллы
1,275
Я считаю , что электрический не нужен.
Может быть оно и так, но горячий радиатор под торпедой летом на черноморском побережье (иногда приезжаю и туда) не будет способствовать комфортному пребыванию в машине.
Всё-таки постараюсь пристроить электрический трехходовой.
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Всё-таки постараюсь пристроить электрический трехходовой.
А есть мысли про такой краник, от чего? Я просматривал конструкцию подобного крана от БМВ. Он перекрывает только когда под напряжением. Как только пропадает напряжение все клапаны открываются :( Если такой ставить то при выключенном двигателе горячая охлаждайка попадет в отопитель и при повторном пуске двигателя через 20-30мин. из печки будет дуть горячий воздух... Кстати, даже при механическом кранике при заглушенном двигателе печка прогреется через тройник обратки. Пока эту проблему не решил...
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,195
Баллы
1,275
А есть мысли про такой краник, от чего?
От соболя или от газели. Точь-в-точь как и наш, но с тремя патрубками.
Сегодня купил - буду экспериментировать.

На корпусе крана написано
РКНУ.810903030.
Реально работает как трехходовой кран: переключает входной поток (со стороны двигателя) в один из выходных патрубков.

Разъем аналогичен простому электрическому крану 31105.
 

Вложения

  • 103_2683.jpg
    103_2683.jpg
    82.3 KB · Просмотры: 50
  • 103_2684.jpg
    103_2684.jpg
    77 KB · Просмотры: 44
  • 103_2685.jpg
    103_2685.jpg
    89.3 KB · Просмотры: 45
  • 103_2686.jpg
    103_2686.jpg
    116.1 KB · Просмотры: 47
Последнее редактирование модератором:

frost ii

Общительный
Регистрация
11 Авг 2012
Сообщения
8
Реакции
7
Баллы
64
IMG042.jpg


Купил, разобрал, разобрался.

Переключатель посредством шестерни (1) движет зубчатый сектор (2), который вращается вокруг оси (3).
На секторе (2) установлена пружина (4), на которой крепится клапан (5). В данный момент он снят.
Клапан (5) в свою очередь перекрывает выходные патрубки (7) или (8) в зависимости от положения сектора (2).
Отверстие входного патрубка (6).

При сборке обработать герметиком. :) Не перепутать взаиморасположение - отверстия (6) и (7) должны быть точно друг напротив друга. В неправильном положении помешает собрать бобышечка на крышке.

Чтобы перекинуть кран из одного крайнего положения в другое, шестерня (1) должна сделать почти три полных оборота.

Герметичность обеспечивается усилием прижима пружиной (4) клапана (5). Чем сильнее пружина, тем лучше прижим.

В моём кране при сборке клапан был не на месте, после переборки всё ок - даже в обратном направлении продувается с трудом.

Диаметр патрубков - 20мм.

Управление (разводка проводов)

Белый - +12 В;
Чёрный - масса;
Зелёный - открытие;
Коричневый - закрытие.

Управление осуществляется кратковременной подачей управляющего импульса (замыкание на массу) на управляющий провод. Положение крана при этом фиксируется.

Описание подключения
 
Последнее редактирование:

frost ii

Общительный
Регистрация
11 Авг 2012
Сообщения
8
Реакции
7
Баллы
64
Занятно.
А патрубки у этого девайса какого диаметра?
Я так понял, это с Газели? Там эта штука какую функцию выполняет?

20 мм. Кран отопителя это, то есть как раз то, что нужно.

Это единственный трехходовой кран, остальные модификации - просто запорные.

Добавлено через 22 часа 2 минуты 51 секунду
Электроника

IMG049.jpg


Управление краном осуществляется при помощи моторчика. Разводка оказалось иной, чем указано в описании.

Чёрный - масса
Оранжевый - +12В
Белый, коричневый - управление.

На плате управления распаяны два одностабильных мультивибратора - по штуке на канал, которые включают реле.
Схема работы проста - замкнул управляющий электрод, мультивибратор сформировал управляющий импульс, реле включились на заданный промежуток времени, двигатель прокрутился. Замкнул оба электрода - плата сгорела.
Электролитический конденсатор исключает ложные срабатывания устройства при включении.

Для изменения длительности управляющего импульса можно заменить ёмкости. Для реализации плавного регулирования потока через кран, схему нужно переделать.
 
Последнее редактирование:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
климат на Волгу? а от чего?
От Волги....:)
а просто поставить подобный кран от иномарки, подобрать думаю не составит труда
Абсолютно правильная мысль. Не стал писать об этом, поскольку если стану рекомендовать что-то, то это будет трудноисполнимый совет.
Идеальны в этом плане и абсолютно надежны краны от микроавтобусов TOYOTA HIACE 85-91 гг кузова LH51 и 61 . Это латунные краны крайне миниатюрные и как раз там угол патрубков (если не забыл) 90 градусов. Только патрубки там кажись 16 мм и тут помудрить придется, но патрубкой этих за глаза хватало и для обогрева кабины и кузова объемом 6м3.
Другой вариант тоже TOYOTA HIACE но 95-99 года. Там кран пластик и штуцера 20 , но он прямой, хотя это не создает трудностей.
Вообще года с 95 почти все иномарки ликвидировали кран отопителя и все регулируют смешиванием теплого и холодного воздуха и никаких проблем из-за горячего радиатора под торпедой не возникает - качественная теплоизоляция и плотно закрывающиеся заслонки!
Так что придется искать кран от старых иномарок, а их не густо и опять же часто кран ставили вкупе с заслонками, так что он как на Волге либо закрывал, либо открывал на всю катушку сразу. Так что кран надо выбирать не просто от иномарки, а именно с заслонками подобными тому, что я нарисовал. Я ведь этот профиль заслонки не сам придумал, а на других кранах увидел... к счастью для того чтобы увидеть заслонку, большинство кранов разбирать не надо - через патрубки все видно...
 
Сверху