• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
1. Всем-всем спасибо!
2. Замучался очищать водяную рубашку. Каждый раз какая-то черная перхоть вымывалась. Слил жижу в бутылочку из под пепси, поднес магнит, примерно 20 процентов из всех осадков - железные. Сегодня закончил, после промывки идет чистая вода. Завтра на работу, а потом 3 выходных. Вот и поставлю.
3. А теперь самый главный вопрос. Куда подключить? У меня коробка автомат, а к радиатору подключается 3 шланга: один к насосу, один к теплообменнику АКПП и один с термостата. Есть два варианта: последовательно с печкой или последовательно с теплообменником АКПП. Или есть еще варианты?
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    44.5 KB · Просмотры: 55

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Есть два варианта: последовательно с печкой или последовательно с теплообменником АКПП.
Лучше с акпп, перекроешь печку - перекроется и доступ к теплообменнику. Либо поставить тройники у печки на вход-выход.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Сегодня примерял обменник.
ключа для фильтра у меня нет, поэтому просто одел хомут на фильтр, затянул, пару ударчиков по болту хомута через отвертку и фильтр легко откручивается руками.
По высоте подходит с большим запасом, единственное что мешает, так это трубки от вентиляции картера. Надо будет все переделывать. Шланги уже купил. Интересно, кто-нибудь знает, шланг для тосола выдержит масляные пары или надо специальный маслостойкий покупать?
 

Вложения

  • IMG_8243.jpg
    IMG_8243.jpg
    81.2 KB · Просмотры: 104
  • IMG_8248.jpg
    IMG_8248.jpg
    85.3 KB · Просмотры: 99

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Добавлено через 8 минут 55 секунд
Я почти сразу, ну максимум через минуту промыл. Потом прочитал инструкцию, там написано: не мыть предметы из алюминия. Много времени промывал водой.
Меня очень смущают Ваши опыты с промывками. Я бы побоялся ставить после этого теплообменник на машину. Можно и мотор убить....
 
Последнее редактирование модератором:

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
В общем геморное это дело! Времени ушло почти целый день вдвоем. Просто, то шланги не подходят, то по пути находятся всякого рода проблемы.
Проехал около 60 км. Пока ничего не течет. Субъективно ничего не могу сказать: изменений не вижу. Пока не так жарко 25 градусов. Быстрее ли стала прогреваться? Тоже не скажу. Во всяком случае, пока хуже не стало. Через выходные, то есть через 2 недели надеюсь куда-нить свалить отдохнуть на машинке. Тогда и посмотрим.
Все соединял шлангом 20 атмосфер 16 мм внутренний диаметр. Штуцер с радиатора 20 мм, штуцер с обменника около 12 мм. На обменник положил много немецкого герметика, и закрутил по 2 хомута на на штуцер. То есть "по уму" не получилось. Нужно было бы переходники дополнительно заказать...
Мое личное мнение: если есть все-все условия (гараж, время, материал, голова, руки и сильное желание/необходимость поставить обменник) - вперед! Если же автомобиль не греется, то не стоит и заморачиваться, потому что за час этот дэвайс не установить. А так как с трудностями вы наверняка столкнетесь, что бы не было для вас это сюрпризом. Выше форумчане уже высказывались, что что-то им не подходит, как им кажется.
Продолжение будет;)
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
На обменник положил много немецкого герметика, и закрутил по 2 хомута на на штуцер. То есть "по уму" не получилось.
Вот это плохо. Потом сопли герметика часто находят в самых не нужных местах.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Александр Юрьевич, я с Вами абсолютно согласен!
Я намазывал штуцер, одевал шланг, затягивал дальний хомут, затем ближний к обменнику. Таким образом, по логике вещей, герметик выдавливался наружу. В любом случае, если потечет, напишу обязательно - будем знать что это очень слабое место! И тогда придется переделывать.
Потихоньку теплеет, вот прогноз. И еще схема соединения.
 

Вложения

  • IMG_8281.jpg
    IMG_8281.jpg
    20.4 KB · Просмотры: 46
  • 2.jpg
    2.jpg
    52.2 KB · Просмотры: 67
Последнее редактирование:

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Сдается мне, что подключение не оптимальное. Например, когда термостат закрыт, вода совсем не идет через радиатор, поэтому и не проходит через теплообменники. Таким образом, не происходит нагрев масла охлаждайкой во время прогрева двигателя.:(
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Сдается мне, что подключение не оптимальное.
Ошибки нет в этом рисунке?
Где насос (помпа) подключен? Подробнее развязку у термостата надо бы прорисовать. У радиатора (основного) выход один или два?
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Я бы стал включать теплообменник в разрыв печки. Крана, перекрывающего эту цепь не существует, так что циркуляция через печку постоянная.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Ошибки нет в этом рисунке?
Где насос (помпа) подключен? Подробнее развязку у термостата надо бы прорисовать. У радиатора (основного) выход один или два?
Нет вроде ошибки. Помпу нарисовал, под номером 7, см. рис. Развязка у термостата такая: горячая вода при выходе из двигателя (головки блока) разделяется на 2 потока: 1 - прямиком на печку, 2 - через термостат на радиатор. То есть когда температура воды, скажем, 50 градусов и термостат закрыт, то вода циркулирует в двигателе через печку; а когда температура 90 и термостат открыт, большая часть потока идет через толстый шланг на радиатор, а меньшая продолжает течь через печку.
У радиатора один вход и два выхода. Один выход на помпу, второй - на обменник автомата (сейчас на 2 обменника)
 

Вложения

  • 3.jpg
    3.jpg
    53.1 KB · Просмотры: 29

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
разделяется на 2 потока: 1 - прямиком на печку, 2 - через термостат на радиатор.
Вот место для теплооменника на масло! Пока термостат закрыт будет масло подогреваться, как откроется - охлаждаться.


У радиатора один вход и два выхода. Один выход на помпу, второй - на обменник автомата (сейчас на 2 обменника)
Про основной радиатор? Тогда масло подогреваться не будет, только охлаждаться.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Я бы стал включать теплообменник в разрыв печки. Крана, перекрывающего эту цепь не существует, так что циркуляция через печку постоянная.
Я вот хотел с Вами посоветоваться: что если я последовательно соединю все обменники (маслянный и АКПП) и печку? При этом штуцер на радиаторе закрою.
 

Вложения

  • 4.jpg
    4.jpg
    51.7 KB · Просмотры: 17

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Про основной радиатор? Тогда масло подогреваться не будет, только охлаждаться.
Да!:drinks:Вот и я так думаю! А мне бы хотелось бы и прогрев масла соорудить. Вот и думаю замутить по этой схеме!
 

Вложения

  • 4.jpg
    4.jpg
    51.7 KB · Просмотры: 15

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
что если я последовательно соединю все обменники (маслянный и АКПП) и печку? При этом штуцер на радиаторе закрою.
Попробуй посчитать пропускную способность каналов (по площади поперечного сечения) в системе ДО и ПОСЛЕ предполагаемой модернизации. По участкам каждого обменника. При уменьшении сечения возрастает скорость ОЖ и, как следствие, сопротивление потоку. Теплоотдача зависит от времени прохождения ОЖ через обменник, а ростом скорости время уменьшается. Т.е. ОЖ будет меньше отдавать тепла в печке и забирать у масла двигателя.
Чисто теоретически.
Однако, система будет стабильнее, т.е. температура в разных её участках будет меньше отличаться.

По идее, хуже не станет.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
По идее, хуже не станет.
Я думаю, станет гораздо лучше. Просто, например, в режиме охлаждения, штатно, параллельно подключено: радиатор охлаждения, радиатор печки и обменник АКПП. Я помню как то в пекло подымался с мертвого моря, машина очень грелась, так я передавил шланг печки, и тогда смог нормально подняться без перегрева. :)
 
Сверху