• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Ув. Александр Юрьевич! хочу поставить этот дэвайс :good:на мой Пыжик 306 1.8i автомат. Здесь это актуально. Подвод хочу взять с коробки. Я понимаю, что у меня не Волга, но многим, наверно, будет интересно узнать как идеи известного волговода воплощаются и на других марках.
Я бы категорически не советовал этого делать! Я нисколько не умаляю достоинств и умения наших автоконструкторов и производителей, они много знают и много умеют. Просто они живут и работают в пространстве, которое им отведено свыше (начальством). Поэтому наши отечественные автомобили такие, как им позволила быть наша действительность, т.е. очень далеки они от совершенства и поэтому столь много людей стремящихся, так или иначе, сделать их лучше. Любой автопроизводитель на западе работает в совершенно иных условиях. Не сделают хороший автомобиль, никто им дотацию выдавать не станет и ввозные пошлины на иностранные автомобили не поднимет. Вылетят они в трубу и все.... Поэтому можете быть совершенно спокойны, что Вашему автомобилю (если только Вы не готовите его к ненормативным нагрузкам) этого не требуется. Все мыслимые и немыслимые условия работы мотора учтены и приняты все меры, чтобы мотор сделал то, что от него требуется . Так что, скорее всего, Вы сделаете мотору только хуже, поскольку по теории надежности, с ростом числа элементов, даже при 99% надежности каждого, вероятность отказа системы в целом растет, причем очень круто. Свою иномарку я никогда бы не стал модернизировать. Это точно. Особое мнение о моторах Пежо: они прекрасны. Я не устаю восторгаться именно пежовскими разработками (хотя из этого вовсе не следует, что остальные моторы плохи...).
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Поэтому можете быть совершенно спокойны, что Вашему автомобилю (если только Вы не готовите его к ненормативным нагрузкам) этого не требуется. Все мыслимые и немыслимые условия работы мотора учтены и приняты все меры, чтобы мотор сделал то, что от него требуется .
Скоро лето! А израильским летом днем за бортом до 50 гр. Бывает, в жару поднимаешься в гору (груженый, с включенным кондиционером), проезжая населенный пункт со светофорами, и как назло "красная волна". Моторчик и греется. Что происходит с маслом при этом - не известно.
Так что, скорее всего, Вы сделаете мотору только хуже, поскольку по теории надежности, с ростом числа элементов, даже при 99% надежности каждого, вероятность отказа системы в целом растет, причем очень круто.
Но если сделать все по уму?
Особое мнение о моторах Пежо: они прекрасны. Я не устаю восторгаться именно пежовскими разработками (хотя из этого вовсе не следует, что остальные моторы плохи...).
На спидометре 190 тысяч, а СО=0.011, лямбда=1.00 (хвастаюсь).

Единственное, что меня смущает, так это скорость масла после установки теплообменника. Не зря же Вы советовали поменять сетку с отверстиями на проволочную сетку на маслонасосе:ok:. На волговском двигателе, как я понял, немного иначе: меняют масляный радиатор на теплообменник (в отличии от установки теплообменника туда, где его раньше не было).

В любом случае я Вас услышал. Большое спасибо за совет(ы):thankyou:
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
А израильским летом днем за бортом до 50 гр.
Простите, не посмотрел место Вашего обитания. Да, жарко там. Довелось быть в Иудейской пустыне. Больше 50 в тени. Но ведь ездят и ничего... Сам на машине жарче юга Испании не залезал (Севилья). Лет восемь назад это было. Днем сколько было даже не знаю, но тошненько , а в 11 вечера температура была +37.
Машина, как раз, PSA. Большая - Пежо 806/Фиат Ulisse. Кондей и горки. Я, больше за кондей переживал, что не справится, а не за охлаждение мотора.... Потом, когда списывал эту машину в металлолом (этой зимой), понял, что беспокоился зря. Волговский испаритель, по сравнению с пежовским :Слон и Моська. Сразу стало понятно, почему волговский кондей всех раздражает..... что он есть, что нет (а я как раз этой зимой на Волгу кондей внедрил.... летом посмеюсь...).
Так что в ту поездку (вокруг Европы по морскому побережью) 17000 км груженая для 40 дневной автономки машина была выше всяких похвал.

Это самая западная точка Евразийского континента (Кабу да Рока). "Дальше на Запад земли нет" - так написано на столбе. Только Америка...


Но если сделать все по уму?
Я и пишу про случай, когда все по уму. Если тяп-ляп, то кроме как плохо, ничего хорошего не будет...:):)
Есть т.н. теория надежности, которая, в общем виде, гласит:
- если некий агрегат состоит из двух деталей, каждая из которых имеет надежность 99%, то надежность самого агрегата будет уже не 99% , а 98%. Если же он состоит из 10 столь же надежных деталей, то общая надежность агрегата в целом будет уже 80%, если из ста, то 40%, если из 1000, то 5%. Цифры в процентах приведены, конечно же, условные, но отражающие истинное положение вещей.
Поэтому, к примеру, состоящие из миллионов транзисторов вычислительные процессоры, должны иметь надежность на отказ каждого отдельного транзистора 99,9999999999999....99999999999% для того чтобы сам процессор в целом имел степень надежности порядка 80%. Вот такие пироги с котятами.
На спидометре 190 тысяч, а СО=0.011, лямбда=1.00 (хвастаюсь).
Не надо хвастаться :):):) так и должно быть у НОРМАЛЬНОГО автомобиля и так должно быть еще тысяч 200 (правда, если Ваша машина года 98-00). Более свежие специально имеют меньший ресурс. Они вообще проектируются на максимум пять лет, зато почти без обслуживания....
Единственное, что меня смущает, так это скорость масла после установки теплообменника. Не зря же Вы советовали поменять сетку с отверстиями на проволочную сетку на маслонасосе.
Тут Вы, похоже, сами себя запутали. Про сетку на насосе речь шла о зимнем холодном запуске, когда масло подобно вазелину, и плохо просасывается через мелкие отверстия. Горячее же масло, при температуре порядка 90 градусов, подобно воде.... Ну а сам теплообменник имеет проходные сечения, в сумме, намного превосходящие сечения любых масляных каналов в моторе, так что никакого влияния на скорость течения масляного потока он не оказывает.
На волговском двигателе, как я понял, немного иначе: меняют масляный радиатор на теплообменник (в отличии от установки теплообменника туда, где его раньше не было).
Тут важно знать устройство волговского мотора. У него масляный поток, штатно, охлаждается не весь, а только часть его. Эта часть без напора и давления изливается из магистрали (как, якобы, излишек) через радиатор в поддон. А водо-масляный теплообменник является полнопоточным, через него проходит весь поток масла под давлением, перед поступлением в двигатель.
 
Последнее редактирование:

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Моторчик и греется. Что происходит с маслом при этом - не известно.

Но если сделать все по уму?
Тогда температура масла снизится и мотор будет меньше греться.


По поводу "пирогов с котятами": если после установки теплообменника общее количество деталей автомобиля не увеличится в 2, 10, 100 раз :),
то о надёжности не стоит беспокоиться ... :smoke:
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Так что в ту поездку (вокруг Европы по морскому побережью) 17000 км груженая для 40 дневной автономки машина была выше всяких похвал.
Не каждый сможет решиться на такой шаг.:hi:

к примеру, состоящие из миллионов транзисторов вычислительные процессоры, должны иметь надежность на отказ каждого отдельного транзистора 99,9999999999999....99999999999% для того чтобы сам процессор в целом имел степень надежности порядка 80%.
Доходчиво!:)
Горячее же масло, при температуре порядка 90 градусов, подобно воде.... Ну а сам теплообменник имеет проходные сечения, в сумме, намного превосходящие сечения любых масляных каналов в моторе, так что никакого влияния на скорость течения масляного потока он не оказывает.
Что еще больше убеждает меня в правильности выбора :rolleyes:. В любом случае, можно будет все вернуть как было. Расходы не велики.
Думаю сделать так:
Штуцер закажу у знакомого (уже разговаривал с ним и чертеж показывал), а тот штуцер, что торчит из блока, на который накручивается фильтр, сниму (многие писали, что задача трудновыполнимая). Сейчас определяюсь с выбором теплообменника. Может взять круглый от субару? или такой как тут многие уже поставили? Опять же, какой фильтр подойдет? В поисках я сейчас: что же ставить?:search:
 

GothicWey

Завсегдатай
Регистрация
15 Сен 2010
Сообщения
1,369
Реакции
311
Баллы
245
Тут добрался до гаража, начинаю машину потихонечку в порядок приводить... Подумал насчет теплообменника, но финансы не позволяют, буду пробовать ставить валяющийся термоклапан и радиатор... Какой лучше радиатор поставить? от 3110(пять трубок) 31105 (семь трубок) или же от 24(с ребрами, типа как на печке) ??
 

GothicWey

Завсегдатай
Регистрация
15 Сен 2010
Сообщения
1,369
Реакции
311
Баллы
245
Колобок, мм... 24-ки))) Просто в "вконтакте" людишки вкрячивающие V8 в бедные 21 и др волжанки ставят почему то от 31105 - он мол лучше всего... Я бы вообще от иномарки какой маленький радиатор поставил... Но из-за второго вентилятора у меня врятле что получится... Пару раз напугавшись температурой 100* в пробке поставил второй вентилятор)) Но как посоветовал один мастер, точнее сказал что двигатель греться может из-за того что масло=охлаждение совсем убрали... Когда вот приобрел термоклапан и пытался поставить возникла проблема что никак не выкручивался штуцер куда фильтр накручивается... Сейчас не знаю получится ли его опять таки выкрутить... Может на горячий ДВС попробовать...
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Можно взять родной пежовский от дизеля XUD9....XUD9TE. Он вообще должен встать как родной и фильтры те же самые, родные.
Спасибо за совет!:thankyou:
Я вот тут подумал:
уже горячее масло с поддона попадает с помощью насоса в фильтр. После чего путь разделяется: часть попадает в головку блока (распредвал, клапана), другая часть попадает в коленвал (и смазывает все, что на нем сидит). Можно предположить, что масло, которое проходит через головку блока, уже охлаждается (скажем, до 90-100 градусов)? А затем, самотеком попадает в поддон, где и смешивается с более горячим? Если это так, интересно, как распределяются потоки? Например, если поток масла через головку блока относительно невелик, тем выше в конечном счете ценность теплообменника. Масло, которое находится в картере должно быть очень горячее: остатки масла, снятые с внутренних поверхностей цилиндров, стекающее с поршней (несмотря на то что большая часть тепла ушла через кольца); масло смазывающее шатуны на коленвале получает огромные ударные нагрузки; удары шатунов о масло тоже не забирают тепла (вспомним калориметр-мешалку Джоуля).
До "сюда" правильно?:rolleyes: Просто хотелось бы уяснить для себя принцип.

В пятницу поеду куплю фильтр и теплообменник. Потом, патрубки надо будет купить чтоб все соединить. Конечно, все это займет какое-то время, но в конечном итоге надеюсь выложить тут результаты испытаний, хоть и субъективные. Пекло не за горами:popcorm:
 

Димыч

Постоялец
Регистрация
17 Мар 2006
Сообщения
489
Реакции
220
Баллы
175
Уважаемый автор этой темы несомненно прав, сказав про КПД. Лишнее тепло должно быть отведено , а модернизация ... Это и есть способы эффективного отвода тепла! Если его не отвести то мы получим более высокую температуру , повышенное трение и как результат энергия пойдет на износ деталей! Поддерживаю автора!
 

Aleksey31105

Постоялец
Регистрация
18 Фев 2010
Сообщения
831
Реакции
164
Баллы
174
GothicWey, Возьмите хорошую головку на 24( если память не подводит), головку надо чуть сточить, что бы садилась на грань шестигранника плотно и все должно получиться. Накидным ключом это сделать трудно.
 
Последнее редактирование модератором:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
на сколько сильно? не достаточно для охлаждения?
Вопрос не хороший. Дело в том, что в головку отводится примерно 2/3 количества теплоты отводимой от двигателя вообще. Более подробные сведения в научной литературе...
Иными словами, ГБ это самая теплонагруженная деталь мотора.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Вопрос не хороший.
не хороший вопрос - это не заданный вопрос:)
теперь я знаю ответ. :ok:

теперь вот еще вопрос. Нашел в инете интересную информацию про вязкость масел. К примеру, вязкость масла (0W-40; 5w-40;10w-40)при 100 градусах в пределах 12.6-16.3, а при 150 градусах меньше 3 (2.9)!!!
Значит ли это, что после установки теплообменника, желательно будет перейти на масло с пониженной вязкостью (типа 0W-20)?
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Значит ли это, что после установки теплообменника, желательно будет перейти на масло с пониженной вязкостью (типа 0W-20)?
Для вашего климата и погодных условий это совершенно не критично. ;)
Может быть даже имеет смысл "повысить" вязкость - если вдруг давления в системе смазки будет недостаточное.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Для вашего климата и погодных условий это совершенно не критично. ;)
Может быть даже имеет смысл "повысить" вязкость - если вдруг давления в системе смазки будет недостаточное.
при повышенной вязкости, боюсь, масло не "пролезет" в труднодоступные места.
 

ДимаХайфа

Общительный
Регистрация
30 Мар 2012
Сообщения
29
Реакции
42
Баллы
74
Конечно интересно. И желательно с фотографиями.
Поехал я в гараж Пежо, спросил теплообменник, там сказали, что нет, надо заказывать. Спросил цену. В переводе на зеленые - 378 дол. Поехал в ларек, что продает всякую мелочевку - 270 и тоже заказывать. Поехал на разборку - 54 бакса со штуцером и шлангами.
Видно, что водяные патрубки заглушены, как оказалось после снятия заглушек из-за того что те помяты. Наверно, какой-то криворукий затянул сильно хомут, и помял алюминиевый патрубок и поэтому подтекал антифриз. В целом, теплообменник в хорошем внешнем состоянии. Промывал бензином, ужасно много сажи вымыл. Такое впечатление, будто масло никто никогда не менял.
Теплообменник еще не установил. Есть шанс, что и не подойдет, хотя, должен:) Уплотнительное кольцо надо будет менять, похоже, стоит на теплообменнике со дня выпуска - с 2001 года. Но я сниму со старого фильтра.
Если теплообменник не подойдет - верну, если штуцер не подойдет придется заказывать.
 

Вложения

  • IMG_8172.jpg
    IMG_8172.jpg
    118.1 KB · Просмотры: 84
  • IMG_8182.JPG
    IMG_8182.JPG
    112.3 KB · Просмотры: 78
  • IMG_8187 - Copy.jpg
    IMG_8187 - Copy.jpg
    45.6 KB · Просмотры: 79
  • IMG_8189.jpg
    IMG_8189.jpg
    102.3 KB · Просмотры: 70
Последнее редактирование модератором:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Я не знаю сколько людей внедрили себе эти теплообменники, но на тех машинах, что под моим надзором (в том числе и личная), за почти два года никаких отклонений от нормы не выявлено.
Я внедрил, спасибо за штуцер и за год хуже точно не стало. И закипания что то не заметил после установки.
 
Сверху