• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Газовый двигатель на базе змз 409 со с.ж. 11.5.

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
[ame]http://www.youtube.com/watch?v=bIcF1e49QGs[/ame]

В связи с тем, что октановое число газового топлива на 10-15 единиц выше самого высокооктанового топлива, было принято решение создать двигатель на базе ЗМЗ 406. При использовании пропана мощность двигателя падает не значительно. Однако при использовании метана в качестве моторного топлива мощность двигателя падает на 25- 30%. Поэтому было принято решение собрать двигатель на базе ЗМЗ 405. Доработка должна была сводиться к уменьшению камеры сгорания. Первая мера- это применение тонкой железной прокладки от двигателя змз 40524, толщина которой на 0,7 мм меньше, чем у стандартной. Т.е. 0,5мм против 1,2мм. Вторая мера это изготовление поршней с ровным днищем ( без проточки в 2 миллиметра, которая создана для уменьшения степени сжатия). Однако при этом не достигалась необходимая величина. Можно было фрезеровкой гбц добиться нужной степени сжатия, но тогда при перегреве ГБЦ нужно было выбросить. Поэтому было принято решение собрать двигатель на базе ЗМЗ 409. У поршней двигателя ЗМЗ 409 проточка в поршнях составляет 4 мм, и соответственно имеются большие возможности по поднятию степени сжатия. Специально для этого проекта были изготовлены поршня с гладким днищем ( имеются только проточки под клапана) для поднятия степени сжатия до 11,5 единиц. При небольшой фрезеровке ГБЦ ( около 0,5 мм) можно получить с.ж. ( степень сжатия) 12 единиц. На основе 405 блока ( они абсолютно одинаковые и взаимозаменяемые с 409 ), 409 коленвала и специально изготовленных под это дело поршней был собран двигатель и установлен на Газель Бизнес. У данного коленвала диаметр кривошипа больше, поэтому крутящий момент выше во всём диапазоне. Плюс объём двигателя увеличен до 2,7 относительно 405 двигателя. Это значит что тянуть он будет лучше. Должен по характеристикам получиться хороший двигатель для Газели. Сказано- сделано, движок собран. С.ж. получилась 11,5, только за счёт поршней, ГБЦ решили не фрезеровать. Компрессия 14 ровно во всех цилиндрах. При увеличении компрессии искра пробивает свечной зазор слабже, поэтому были установлены свечи с зазором 0,7мм. Был эксперимент со свечами 1 мм, при резкой перегазовке машина спотыкалась, а при зазоре 0,7 всё стабилизовалось. Сейчас прикупил свечи Денсо специально для двигателя на метане с машины Opel Zafira CNG и там зазор 0,8 мм. Думаю это лучший вариант. Что скажу по результатам испытаний. Хоть и объём двигателя был увеличен на 0,2л относительно 405, и на 0,5л ( это больше, чем 1 вазовский цилиндр) относительно 406, но расход стал ниже чем на этих моторах! Как всё и ожидалось, при повышении КПД расход газа стал даже чуть меньше чем бензина. Этого я добился при с.ж. 11,5, однако на данный момент разрабатывается модель поршня, чтобы поршень выступал в ГБЦ ( форма поршня выпуклая). Таким образом можно вытеснить 10 кубических сантиметров, что позволяет поднять с.ж. до 13-14 единиц. Думаю наибольшая эффективность лежит именно в этих пределах. Однако возникает небольшой ряд проблем. Одна из них- искра. При с.ж. 14 единиц компрессия будет больше 16 атм. Штатная система зажигания в принципе не слабая, но думаю, что зазор свечной будет приближаться к 0,6. Гадать вообщем не будем, всё на практике будет видно. Знаю что на уже собранном моторе зазор 0,6 мм работает неплохо ( именно в данный момент на таком зазоре и работает). Итак, расход около 17-18 литров на сотню. При подобных условиях эксплуатации на 405 расход не менее 20 литров. Также добавилась тяга. Можно трогаться с места ( правда с вибрацией) со второй передачи. Машина при 50 км/ч на 5 передаче при нажатии на педаль газа начинает без вибрации разгоняться
 

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Нарек, я немного не потеме задам вопрос ( сильно не пинайте ). Такой вот альтернативный вариант: поставить механический крмпрессор, расчитать давление наддува, так мы какбэ увеличим степень сжатия не уменьшением камеры сгорания, а увеличением колличества загнанного воздуха. Я понимаю, что ваша деятельность направлена именно на перевод двигателя на газ и эффективное его использование, а не на наддувание, но хочется услышать коментарий по такому способу.
Заранее благодарен.
С прошедшими Вас)

Компрессор так же как и турбина не могут поднять степень сжатия. Я понял о чём вы говорите. Допустим вам для движения с постоянной скоростью 60 км/ч нужно сжигать 20 кг воздуха (цифра взята с неба, просто для примера). Без компрессора у вас дроссель будет открыт на 20% и мотор будет сжигать 20 кг воздуха, а с компрессором дроссель будет открыт на 10% и также будет сжигать 20 кг воздуха. Эффекта никакого не будет. Эффективность сгорания будет одинаковой. От компрессора тоько плюс в том, то будет увеличена максимальная мощность. Другое дело, если взять 1,5 литровый мотор и поставить компрессор и сравнить его с 2.5 литровым атмо. Тогда да, мотор будет работать с более большим наполнением и эффект с такой конфигурацией будет, но не большой, ведь компрессор берёт лишние 20-25 л.с. с мотора и соответственно расход выше. Короче компрессор не для нас.
 

Алексей Х

Освоился
Регистрация
26 Фев 2013
Сообщения
15
Реакции
0
Баллы
42
Недавно тоже было интересно узнать по турбокомпрессору в связке с метаном. У некоторых турбина с завода. Народ ставил и пропан и метан. Вобщем то это уже опробовано.
По теме. Нарек я вот подумал на счёт колец. СС 14 значит давление в конце такта сжатия будет гараздо выше. Экономика складывается из нескольких составляющих. Хорошо сжать и потом так же хорошо расширить это понятно. А если хорошо сжимаем то через кольца увеличатся протечки, а это уже потери которые мне пока не дают покоя. Возникает вопрос. А не добавить ли ещё одно компрессионное кольцо? Если добавить то каким способом. Как счтаешь, можно ли в одну канавку поршня вставить два компессионных кольца предварительно расширив канавку? Или лучше нарезать отдельную канавку что на мой взгляд гораздо сложнее сделать (жаровой пояс 8мм, то есть мало места)? Исхожу из того что поршни заводские но с переточкой у токаря днища.
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
мы какбэ увеличим степень сжатия не уменьшением камеры сгорания, а увеличением колличества загнанного воздуха
Увеличим только на определённых режимах двигателя, ведь компрессор по-разному дует на разных оборотах, кроме того, как уже сказал Нарек, дроссель ограничит наддув в эконом и средних режимах.

Добавлено через 2 минуты 25 секунд
Алексей Х, в таком случае лучше всего подобрать кольца так, чтобы замки лучше сошлись. Но тогда надо уменьшать КТР ЦПГ... Иначе будут задиры.

Или я ошибаюсь?...
 
Последнее редактирование:

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Недавно тоже было интересно узнать по турбокомпрессору в связке с метаном. У некоторых турбина с завода. Народ ставил и пропан и метан. Вобщем то это уже опробовано.
По теме. Нарек я вот подумал на счёт колец. СС 14 значит давление в конце такта сжатия будет гараздо выше. Экономика складывается из нескольких составляющих. Хорошо сжать и потом так же хорошо расширить это понятно. А если хорошо сжимаем то через кольца увеличатся протечки, а это уже потери которые мне пока не дают покоя. Возникает вопрос. А не добавить ли ещё одно компрессионное кольцо? Если добавить то каким способом. Как счтаешь, можно ли в одну канавку поршня вставить два компессионных кольца предварительно расширив канавку? Или лучше нарезать отдельную канавку что на мой взгляд гораздо сложнее сделать (жаровой пояс 8мм, то есть мало места)? Исхожу из того что поршни заводские но с переточкой у токаря днища.

Я как-то звонил на ЗМЗ, предлагал сделать чисто газовый мотор, они сказали, что испытывают его уже. Я говорил с грамотным человеком и узнал много интересного. Степень сжатия была около 12 ( точно не помню), хорошо помню что была турбина. Мужик тот говорил, что на метане она едет лучше чем на бензине. Кольца вполне справляются, на 406 вроде толщина 2*2*4, этого достаточно. Чем современнее мотор, тем тоньше кольца. Сейчас уже не редкость 1,2*1,2*2, поэтому за кольца можно не бояться. Я думаю, что на евро 2 поршнях канавку если расточить, то головка ослабнет, там термовставка, на евро 3 тоже лучше не делать. Что касается отдельной канавки, то для неё места нет. Вообщем заводская конфигурация колец самая оптимальная.
 

Amarok

Постоялец
Регистрация
10 Янв 2014
Сообщения
305
Реакции
43
Баллы
130
Задам еще один ( возможно глупый ) вопрос.
На 406й блок можно поставить 409й коленвал, тут как по мне сразу 2 плюса: 1 получим моент на низах, 2 увеличим степень сжатия.
Вообще считаю, что волге неплохо низов добавить, всетаки машинка и в сельской местности ездит, и прицепы таскает не маленькие, да и вообще в повседневном употреблении момент на низах и середине куда более полезен чем макс мощность.
 

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Задам еще один ( возможно глупый ) вопрос.
На 406й блок можно поставить 409й коленвал, тут как по мне сразу 2 плюса: 1 получим моент на низах, 2 увеличим степень сжатия.
Вообще считаю, что волге неплохо низов добавить, всетаки машинка и в сельской местности ездит, и прицепы таскает не маленькие, да и вообще в повседневном употреблении момент на низах и середине куда более полезен чем макс мощность.

Можно так делать, но 406 поршня на 409 вал не встанут, нужно делать спецпоршня.
 

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
немного не прав насчет наддува-смысл газового мотора в том,чтоб поднять давление в конце такта сжатия....это же можно сделать и с обычной степенью сжатия,применив турбонаддув,это будет даже эффективнее,потому что при открытии дроселя наполнение цилиндра будет увеличиваться намного быстрее-соответственно и момент выше...
а атмо с такой степенью выиграет только на холостых оборотах, но наддув сложнее....
 

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
немного не прав насчет наддува-смысл газового мотора в том,чтоб поднять давление в конце такта сжатия....это же можно сделать и с обычной степенью сжатия,применив турбонаддув,это будет даже эффективнее,потому что при открытии дроселя наполнение цилиндра будет увеличиваться намного быстрее-соответственно и момент выше...
а атмо с такой степенью выиграет только на холостых оборотах, но наддув сложнее....

Да, у нас стоит задача поднять давление в конце такта сжатия. При условии что наполнение одинаково вам не удастся поднять давление турбиной относительно атмосферника. Никогда. При открытии дросселя будет будет турбояма :rofl: Да, идеальный газовый мотор должен быть с турбиной, но она нужна для увеличения мощности, ведь на метане движок становится тупее.
 

boiaboi

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
482
Реакции
259
Баллы
164
Нарек, добрый день, есть вопрос по направляющим и клапанам, вот вы писали
После установки абсолютно все направляющие надо разворачивать. Есть уже развёрнутые в размер уже с завода, например SM делает такие, но их тоже надо разворачивать. А связано это с тем, что когда запрессовываешь направляющую, при таком натяге тело сжимается и отверстие становится меньше, я даже экспериментировал, поэтому на 100% могу сказать, что необходимо разворачивать абсолютно любые напрвляющие.
вопрос вот в чем, прислали мне клапана фирмы SM с бронзовыми направляющими, клапана с точенной тарелкой, начал мерить нарпавляющие на клапана и есть люфт на направляющих, померил ножку клапана оказалась в минусе почти 2-3 сотки. При запресовки направляющей сядит ли она до нужного размера или сразу отослать клапана обратно в фирму. И зачем в направляюжих сделана спиральная проточка?
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
прислали мне клапана фирмы SM
Качество изготовления деталей этой фирмы весьма низкое. Уж лучше оригинальные челябинские купить. Они вполне себе ничего.

Добавлено через 1 минуту 0 секунд
есть люфт на направляющих

в минусе почти 2-3 сотки

2-3 сотки руками на такой длине не почувствуешь в виде люфта. Руками можно почувствовать как минимум десятку. Может 2-3 десятки? Чем замеряли диаметры? Диаметр клапана можно замерить микрометром. А вот чем Вы проконтролировали внутренний диаметр направляющей?

Добавлено через 47 секунд
И зачем в направляюжих сделана спиральная проточка
Это маслосгонная резьба?

Добавлено через 3 минуты 53 секунды
в минусе почти 2-3 сотки
По чертежу это в допуске.

Проблема явно в направляющих - слишком большой диаметр отверстия.

Диаметр направляющей должен быть таким, чтобы после запрессовки как минимум не было люфта, либо был натяг.
 
Последнее редактирование:

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Нарек, добрый день, есть вопрос по направляющим и клапанам, вот вы писали

вопрос вот в чем, прислали мне клапана фирмы SM с бронзовыми направляющими, клапана с точенной тарелкой, начал мерить нарпавляющие на клапана и есть люфт на направляющих, померил ножку клапана оказалась в минусе почти 2-3 сотки. При запресовки направляющей сядит ли она до нужного размера или сразу отослать клапана обратно в фирму. И зачем в направляюжих сделана спиральная проточка?

Насколько я помню у восмёрки клапан ровно 8. Если люфт небольшой, то при посанде направляющие немного сядут и будет нормально. В следующем видео расскажу про самые удачные напрвляющие.
 

Amarok

Постоялец
Регистрация
10 Янв 2014
Сообщения
305
Реакции
43
Баллы
130
Нарек, появился ряд вопросов.
Ваш двигатель будет чисто газовый как я понял, в связи с этим как быть при пуске например в минус 25, как он будет заводится?

Метан это хорошо, но для легковушки возить пол тонны топлива как то не круто, поэтому возникает вопрос: можно применить все Ваши наработки в плане метана к пропану обойдясь только снижением степени сжатия до 12 единиц?

Нужен ли в этом двигателе лямбда зонд и катализатор, или их можно выкинуть(отключить в прошивке лямбду, или спаять обманку) и сделать прямоток со стронгерами или около того.

Может лучше использовать ГБО 5го поколения?

Как газовый двигатель будет переваривать высокие обороты, интересуюсь чисто просто для общего развития, а то знаю некотрых хлебом не корми дай до 8к оборотов мотор разогнать)

Как продвигается Ваш проект? Когда будет видео или информация, или сейчас возникли трудности или банальная нехватка времени?

Спс за ответы, с нетерпением ждем новые подробности газового двигателя.
 
Последнее редактирование:

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Да, двигатель чисто газовый. Бензин привязывать к газу вообще безсмысленно. Машины в боксе, где зимой и летом +20. Если надо на улице ставить, то пожалуйста- подогрев на 1.5 кВт электрический за 1000 рублей и все проблемы. Можно хоть на севере ездить на такой машине, за одно и масло подогретое будет перед пуском. С завода на газелях с камминсом вебасто идёт за 30 000 рублей и ничего. А тут дёшово и сердито. Для легковушки вообще нужно поставить просто 4 поколение впрыск и ничего придумывать не надо со степенью сжатия. Для пропана до 12:1 и то при нормальной настройке. Не больше. Катализатор не нужен. Также как адсорбер, второй ДК, Датчик неровной дороги и т.д. Лямбда зонд нужен, но можно прошивку без него сделать. 5 поколение будет стоить как новый мотор, я его вживую видел, и эта система сложная. Высокие обороты смотря на сколько высокие. При повышении степени сжатия двигателю будет легче на высоких оборотах.
 

Нарек

Постоялец
Регистрация
5 Сен 2012
Сообщения
112
Реакции
57
Баллы
109
Что касается проекта, то пока времени мало, да и ГБЦ всё ещё ищу. Думаю в феврале успею собрать.

Добавлено через 2 минуты 9 секунд
Высокие в моем понимании для машины 80% город 20% трасса ну 5-6 тыс об\мин

Всё равно высокие обороты не полезны двигателю даже на бензине. Я смысла не вижу так крутить мотор. Я вот на легковушке кручу в городе до 3.5-4 максимум. Ну просто нет нужды так газовать.
 
Последнее редактирование:

Amarok

Постоялец
Регистрация
10 Янв 2014
Сообщения
305
Реакции
43
Баллы
130
Всё равно высокие обороты не полезны двигателю даже на бензине. Я смысла не вижу так крутить мотор. Я вот на легковушке кручу в городе до 3.5-4 максимум. Ну просто нет нужды так газовать.
Согласен, на четверке по городу переключаюсь на 2500-2700.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
Тойота при 2000 об/мин 60 км/ч идет
Я на своей (405й) на 5й на 60ти еду, правда не разгоняется она так :))) Но зато едет, в городе при таком режиме средний расход всего 10 литров. А в нормальном среднем перемещении по городу держу обороты 1500-2300, дальше хороший подхват.

А если хочется дать хороший разгон, то и до 4500 докручу, дальше смысла нет.

А на нейтрали вообще не езжу, это не безопасно и не экономно.
 
Последнее редактирование:
Сверху