• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
стас, Мне обещали сделать с сом портом, там соединять с ЭБУ по той же схеме, как и с усб портом?

Добавлено через 10 минут 33 секунды
К стати тут тоже вроде качает _http://www.cwer.ru/node/41192/ тот же сомби с каким то довеском, ни чего не понимаю что прицепили.:(
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Мне обещали сделать с сом портом, там соединять с ЭБУ по той же схеме, как и с усб портом?
Факт подключения с ЭБУ остаётся фактом.
На СOM порте я не знаю, что да как там.Но обязательно должно быть K-линия ,масса, и +12 вольт на те ноги на которые указано на схеме.Токо я не знаю где вы будите брать +12В.У меня USB адаптер и он сам вырабатывает +12В.Но опять же я не знаю как сделан COM порт.
Подключать всё так же как на схеме.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
И если не имеет связи на волгах то как БК показывают скорость?
Вы хотите поспорить что-ли?Тогда схемы систем управления посмотрите для Волг хотя бы.А скорость,а вместе с ним и расход в л на 100 км БК расчитывает от сигнала ДС напрямую,минуя ЭБУ.Об этом можно почитать в инструкции к БК.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
У меня USB адаптер и он сам вырабатывает +12В.Но опять же я не знаю как сделан COM порт.
Где то было написано что типа только на 27 ногу подавать плюс, а тут что то многовато плюсов. Ладно думаю, как нибудь разберёмся.
 

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
Если говорить о Волгах,то ЭБУ там нигде не имеет связи с ДС(кроме 405-х с Е-3).Сама затея бесполезна -никаких преимуществ с подключённым ДС не будет.
Был вопрос - был ответ. Человек хочет подключить, то почему бы и нет. ;)

Добавлено через 49 секунд
еще бы не правильно. может оценки ставить будем? ;)
 
Последнее редактирование:

Хохол

Свой человек
Регистрация
15 Окт 2006
Сообщения
4,158
Реакции
3,952
Баллы
754
vlr, У микасов кстати есть функция расчёта расхода на 100 км пробега;)

Вот только как увидеть то что он рассчитал)))) всё время ездить с ноутом:stop:

Кстати если ставить мультитроникс, то не надо тянуть отдельно провод от датчика скорости... он увидеть скорость от ЭБУ
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
vlr,
Кстати если ставить мультитроникс, то не надо тянуть отдельно провод от датчика скорости... он увидеть скорость от ЭБУ
У меня вопрос,а на какую ногу микаса цепляется провод от датчика скорости?
Ведь в ЭБУ должен подаваться сигнал от датчика скорости,а ЭБУ уже передает сигнал на мультитроникс.Хотя у меня мультитроникс и от него отдельный провод специально для датика скоросми.ведать модель такая.
 
Последнее редактирование:

Scorpi

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
176
Реакции
380
Баллы
175
Вот если в этой схеме И-НЕ заменить на MAX232 можно получить нормальный K-L-line адаптер

более рационально будет воткнуть не макс, а L9637, получится замечательный K-line адаптер. ИМХО
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Короче люди, скиньте наконец нормальный адаптер для прошивки микаса, а то...
более рационально будет воткнуть не макс, а L9637, получится замечательный K-line адаптер. ИМХО
Вот если в этой схеме И-НЕ заменить на MAX232 можно получить нормальный K-L-line адаптер
Что то совсем запутался :(

Добавлено через 2 часа 15 минут 39 секунд
_http://www.autoelectric.ru/diagnostic/k-line/k-line-v15.htm - вот этот зверь подойдёт для прошивки?
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195

Dimitriy

Заблокирован
Регистрация
14 Янв 2008
Сообщения
1,511
Реакции
930
Баллы
315
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
Что то совсем запутался
Что там путаться. все работает по двум проводам. последовательно записываем потом с этой же линии читаем. И есть L-линия по которой только читаем. Для COM порта достаточно трех резисторов чтобы преобразовать уровни на линию. Суть проблемы в том что микросхемы UART (по простому COM-порт ;) есть нюансы, но для простоты можно считать и так) используют сигналы уровнем от -12 до +12В А в K-Line сигналы 0- + 12В. Собственно в этом и проблема. Ну и передача данных идет по одному проводу в К-line и туда и обратно и прошивать можно. Простейшая схема на резисторах.( в инете не нашел сходу - раньше попадалась).
Можно наваять на транзисторах.
kline.gif

Еще используется преобразователь уровней типа MAX232 или ST232 + инвертор (логическое НЕ) сигналов т.к. на этих микросхемах происходит ивертация сигналов.
vsmkline.jpg

Ну и куча всяких вариантов.
Что касается USB.
НУ в лоб можно использовать микросхему получающую из USB COM-порт, а там прикрутить выше известную схему.

или считающуюся менее надежной, но также рабочую.
file.php

Ну, а если не в лоб, то USB адаптер и к нему прикрутить уже специализированную микросхему.
Ну и для извращенцев вообще все реализовать на микроконтроллере написав программу для преобразования уровней.

Добавлено через 6 минут 9 секунд
Нет,он только для диагностики,для прошивки не подойдёт
Почему нет? Любой К-line адаптер может шить - такова уж их природа ;) иначе они работать не будут. L-линия нужна для буржуинских авто чтобы сказать что началась диагностическая сессия и то не для всех.
 
Последнее редактирование:

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
370
И все же давайте конкретно, что же необходимо для диагностики инжекторного двигателя?

Ноутбук с COM-портом и установленной на нем программой gaz_diagn, для диагностики инжекторных двигателей, есть. Так же нужны диагностические кабель, как примеру на фото 1 и 2. Что еще не хватает?
 

Вложения

  • Диагностический кабель - 001.jpg
    Диагностический кабель - 001.jpg
    56.2 KB · Просмотры: 46
  • Диагностический кабель - 002.jpg
    Диагностический кабель - 002.jpg
    9.3 KB · Просмотры: 45

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
370
А вот такой K-Line адаптер подойдет: _http://www.autoelectric.ru/diagnostic/k-line/k-line.htm ? Или с диагностическими кабелями на фото выше, нужен другой адаптер?

Кстати, помогите самому собрать диагностический кабель, есть ли у кого схема?
 

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
Или с диагностическими кабелями на фото выше, нужен другой адаптер?
k-line это стандарт. С виду схема работоспособная. Нарисовать плату можно в простейшем редакторе Easy Layout. Сделать плату можно по методу лазерного утюга :)

Добавлено через 2 минуты 22 секунды
Выше я привел 4 схемы адаптера. Все работоспособные. Выбирайте, покупайте детали и разводите плату. или в инете можно нарыть для этих схем разведеные платы. Если есть вопросы как сделать плату задавайте - расскажу. Это достаточно просто
 
Последнее редактирование:

AlexFil

Житель
Регистрация
4 Ноя 2010
Сообщения
1,919
Реакции
3,330
Баллы
465
Кто то спрашивал про диагностический разъем ГАЗ, вот что я нарыл, мож кому пригодиться!


_http://avtodevice.tiu.ru/p144298-diagnosticheksij-razem-gaz.html (Диагностический разъем ГАЗ);
_http://avtodevice.tiu.ru/p102377-kabel-gaz-db9.html (Кабель ГАЗ —DB9);
_http://avtodevice.tiu.ru/p102412-preobrazovatel-interfejsov-usb.html (Преобразователь интерфейсов USB — COM (RS232)).
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
И все же давайте конкретно, что же необходимо для диагностики инжекторного двигателя?

Ноутбук с COM-портом
А что вы привязались к COM порту.На ноутах его нет.Почему бы не сделать USB.Ещё где то читал что не все адаптеры с COM портом могут прошивать.Так же как и телефоны через COM порт не щьются.
 
Сверху