• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Akula72, Ты хвост к компу собирал сам? Тут схему вот выложили, но как то она ёёёё моёёё, хрен спаяешь. :( Ты как делал отпиши.
 

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
370
Akula72, Ну раз и у тебя нитка и получилось с горем по полам, буду и я пытаться что нибудь замутить. Можешь тогда пошагово растолковать, с чего начинать, как хвост для компа делать, какие проги искать. Короче всё что сам делал чтобы прошиться. Есть комп и бук, ну и огромное желание научиться разбираться в этой канители. Можно тут или в личку отписывать, потом перепечатаю твою инструкцию и буду паять хвосты и тренироваться с прошивкой.

Присоединяюсь к вопросам, Akula72 давай все подробно. Я сейчас ищу себе ноутбук Б\У с COM-портом. Хочу для себя сделать диагностический комп и немного повозиться с настройками и прошивкой. В связи с этим тоже интересует, как сделать все диагностическое оборудование и какими прогами пользоваться.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
как сделать все диагностическое оборудование и какими прогами пользоваться.
ВО_во, тоже интересует, что за проги ставить:
1.Чтобы диагностировать и может что то подправлять
2. Чем прошивать ЭБУ. Слышал про "понипрог" вроде для прошивок, но .... лучше видимо использовать те проги, что уже испытаны.
И так ждём помощи и программ.( ну и разъяснений что и куда присоединять):drinks:
 

AlexFil

Житель
Регистрация
4 Ноя 2010
Сообщения
1,919
Реакции
3,330
Баллы
465
как сделать все диагностическое оборудование и какими прогами пользоваться.

Я тоже за! Бывалые можно поподробней?!
И еще - кто что может сказать про адаптер USB - K-Line? А то у моего бука COM отсутствует!
 
Последнее редактирование:

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
И еще - кто что может сказать про адаптер USB - K-Line? А то у моего бука COM отсутствует
А что про него говорить делать или покупать и все. Вариантов масса. От самых простых до сложных. Если кто хочет заморочиться спаять самому, велком, могу рассказать/показать как сделать плату, как залудить, как паять. ;) Если нет материалов/инструментов и все нужно будет покупать выйдет все равно дешевле, чем купить готовый. Но будет бесценный опыт. ;)

Я сейчас ищу себе ноутбук Б\У с COM-портом.
С компортом не обязательно. Достаточно USB. ;)

Добавлено через 11 минут 37 секунд
2. Чем прошивать ЭБУ. Слышал про "понипрог" вроде для прошивок, но .... лучше видимо использовать те проги, что уже испытаны.
понипрог для прошивок, но микроконтроллеров, а ЭБУ шьется через свой интерфейс на ура. Для микаса есть очень удобная прога combiloader, но он платный зараза, но для попробовать можно найти ломанную версию. Тут гдето в теме даже ссылка на архив была.

Добавлено через 2 минуты 6 секунд
вот один из вариантов
описание тут __http://ra4nal.qrz.ru/usbrs.shtml
Вот если в этой схеме И-НЕ заменить на MAX232 можно получить нормальный K-L-line адаптер ;)
 
Последнее редактирование:

Dezte

Постоялец
Регистрация
14 Ноя 2009
Сообщения
210
Реакции
39
Баллы
129
А если на микасе 7.1 заменить прошивку на ту где датчик скорости к мозгам подсоединен, у меня сейчас нет, нормально будет или тут уже чего-то дорабатывать в мозгу придется?
 

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
тут уже чего-то дорабатывать в мозгу придется?
Датчик скорости будете подключать или так оставите? если да, то все будет работать. Если нет, то перед заливкой в комплектации нужно будет снять галочку с датчика скорости.
 

Dezte

Постоялец
Регистрация
14 Ноя 2009
Сообщения
210
Реакции
39
Баллы
129
Датчик скорости будете подключать или так оставите? если да, то все будет работать. Если нет, то перед заливкой в комплектации нужно будет снять галочку с датчика скорости.
Конечно буду, иначе смысл задавать вопросы.
Значит аппаратно он отключен.
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Специально для вас всех ещё раз!
1.Чтобы диагностировать и может что то подправлять
2. Чем прошивать ЭБУ.
Редактор прошивок (инструкция по установке в архиве)
_http://depositfiles.com/files/i2t7kcyqo (пароль на демо-хвост [djcn lkz cnh410 с пробелами)
Программы для диагностики. Auto-Tester_2.4(любой версии) или Diagnostika GAZ (ООО A2)
Программа для прошивки (схема подключения ниже кортинка)CombiLoader 2.1.8 _http://depositfiles.com/files/wvetsqxss

очень удобная прога combiloader, но он платный зараза
Пользуйтесь на здоровье (бесплатный):)
_http://depositfiles.com/files/wvetsqxss
 

Вложения

  • Схема подключения.JPG
    Схема подключения.JPG
    35.8 KB · Просмотры: 76
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
А если на микасе 7.1 заменить прошивку на ту где датчик скорости к мозгам подсоединен, у меня сейчас нет, нормально будет или тут уже чего-то дорабатывать в мозгу придется?
Если нет, то перед заливкой в комплектации нужно будет снять галочку с датчика скорости.
Правильно.
 

Вложения

  • 8888.JPG
    8888.JPG
    118.6 KB · Просмотры: 91

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
провода могут быть не подведены.
Если говорить о Волгах,то ЭБУ там нигде не имеет связи с ДС(кроме 405-х с Е-3).Сама затея бесполезна -никаких преимуществ с подключённым ДС не будет.
 

Dezte

Постоялец
Регистрация
14 Ноя 2009
Сообщения
210
Реакции
39
Баллы
129
Если говорить о Волгах,то ЭБУ там нигде не имеет связи с ДС(кроме 405-х с Е-3).Сама затея бесполезна -никаких преимуществ с подключённым ДС не будет.
Почему не будет? будет видно скорость через программу. Также будет возможность рассчитывать на программах расход топлива на 100км. примерный.
И если не имеет связи на волгах то как БК показывают скорость?
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Если говорить о Волгах,то ЭБУ там нигде не имеет связи с ДС(кроме 405-х с Е-3).Сама затея бесполезна -никаких преимуществ с подключённым ДС не будет.
И вправду...сам где то слышал об этом но не обратил особого внимания.
 
Сверху