• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Особенности системы охлаждения двигателя ЗМЗ24

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
Вопрос к знатокам теперь уже точно ретро- двигателей...Разобрал двигатель ЗМЗ 24 ,..... интересные особенности системы охлаждения , ... Помпа качает тосол из ГБЦ в ГБЦ , . в блоке получается принудительной циркуляции нет вообще... . Забор ОЖ на отопитель производится снизу блока ( там где у 402 сливной краник.. .. ( ( и естественно все отложения и мусор снизу должно тянуть в радиатор печки ) ... Сверялся с инструкциями - так и должно быть ....В ГБЦ на месте " танчики" стоит просто заглушка.( хотя очевидно что в ГБЦ - хоть на градус- два ОЖ горячее чем снизу блока. Все это кажется просто не разумным как с точки зрения работы системы охлаждения . Так и с удобством ремонта . .. ГБЦ можно снять только вместе с помпой - вентилятором и в довесок с абажуром радиатора..... Почему так было сделано .... На первый взгляд смотрятся - как откровенные ляпы ...... Может я чего-то не так понял в необходимости таких конструктивных особенностях ..???... ГБЦ под 92 бензин - естественно надо шлифовать . Есть у кого данные по предельной высоте ГБЦ ( ну чтобы не пережать со степенью сжатия ) ...
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
Снял и разобрал водяной насос , опытные волговоды , вопрос - какой термостат должен стоять , от 402 мотора не идет никаким образом ,
@reunov, У тебя УАЗо-помпа (что само по себе, уже хорошо)

Поэтому не нужно пытаться прилепить к ней 24Д/402-ой термостат.
Они туда не подходят.
А подойдет тебе обычный УАЗовский термостат.. аля"тюбитейка".
На 72 градуса.
Есть еще на 87 градусов.. но я не видел (не искал.. ибо в Крыму не актуально)
а вот в корпусе водяного насоса , наверное должен стоять датчик аварийной температуры ОЖ...
В твоей помпе.. он там и стоит (должен стоять)
Резьба 3/8 под него имеется.
:yes4:
.
Добавлено:
У ГБЦ нет маслозащитных колпачков на выпускных клапанах... На газ 53 их тоже нет ,,, зачем они появились на 402??????? - есть мнение по этому вопросу?
Мнение есть..
Не нужны они.
:yes4:
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
Зачем они там- очевидно для того, чтобы предохранять выпускные каналы от попадания моторного масла из ГБЦ.
Вот ты грамотей.. :rofl:

Масло в выпускной канал.. в котором избыточное давление.. по сравнению с атмосферным ?
Да.. инженер 80-го уровня..
:wall:
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
твоей помпе.. он там и стоит (должен стоять)
Резьба 3/8 под него имеется.
Есть отверстие , и вкручен датчик ТЕМПЕРАТУРЫ , но место имеется под длинный датчик аварийной температуры ... Скорее всего ему там и надо быть , потому что просто температурный стоит на ГБЦ , и видно что стоит по заводскому.
Добавлено:
1739008140320.jpeg1739008140320.jpeg
Добавлено:
Это вот такой термостат???? " тюбитейкой называют??? Не сталкивался , не видел , буду знать что искать . Спасибо.
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
Есть отверстие , и вкручен датчик ТЕМПЕРАТУРЫ , но место имеется под длинный датчик аварийной температуры ... Скорее всего ему там и надо быть , потому что просто температурный стоит на ГБЦ , и видно что стоит по заводскому.
Да. Так и должно быть.
Добавлено:
Это вот такой термостат???? " тюбитейкой называют???
Да. Это ОН.
На зиму лучше ставить по-горячее (87 градусов).
Тогда печка лучше греет.. и на стоянках дольше остывает.
:ok:
 
Последнее редактирование:

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
Масло в выпускной канал.. в котором избыточное давление.. по сравнению с атмосферным ?
Но ведь зачем-то колпачки поставили и на выпускные клапана? Для чего?

Думаю, всё просто: масло попадает в цилиндр не только через впускные, но и через выпускные клапана на ЗАГЛУШЕННОМ двигателе. Это происходит сразу после остановки мотора, когда он ещё горячий. В этот момент масло и стекает по обоим клапанам. На этих древних моторах ведь как: заглушишь, потом через некоторое время запускаешь- и первые секунды видишь обильный сизый дымок из выхлопной трубы. Никогда такого не замечали?

У меня вот на автобусе эта проблема иногда мешает туристам в полной мере наслаждаться ретро-поездкой: загрузишь тургруппу, запускаешь двигатель- а он ка-а-ак задымит! И запашок характерный в салоне :) Некоторые особо чувствительные граждане даже морщатся, чихают и что-то ворчат себе под нос... А когда едешь- всё в порядке, через несколько секунд после старта дымок благополучно рассеивается, и туристы переключают своё внимание на осмотр достопримечательностей Ленинграда :)
 
Последнее редактирование:

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
Но ведь зачем-то колпачки поставили и на выпускные клапана? Для чего?

Думаю, всё просто: масло попадает в цилиндр не только через впускные, но и через выпускные клапана на ЗАГЛУШЕННОМ двигателе. Это происходит сразу после остановки мотора, когда он ещё горячий. В этот момент масло и стекает по обоим клапанам. На этих древних моторах ведь как: заглушишь, потом через некоторое время запускаешь- и первые секунды видишь обильный сизый дымок из выхлопной трубы. Никогда такого не замечали?

У меня вот на автобусе эта проблема иногда мешает туристам в полной мере наслаждаться ретро-поездкой: загрузишь тургруппу, запускаешь двигатель- а он ка-а-ак задымит! И запашок характерный в салоне :) Некоторые особо чувствительные граждане даже морщатся, чихают и что-то ворчат себе под нос... А когда едешь- всё в порядке, через несколько секунд после старта дымок благополучно рассеивается, и туристы переключают своё внимание на осмотр достопримечательностей Ленинграда

Ну не понимаю.... , клапан выходит в головку см на 3 - 4 максимум - сверху накрыт засухаренной " тарелкой" .... Масло с верхней части ГБЦ спокойно стекает в поддон... Откуда на этих 3 см направляющей части клапанов , толькоивыпускных ... Потому что на впускных колпачки стоят , возьмется такое количество масла... Чтобы натечь и потом так дымить. Чтобы после пуска шел сизый дым .??? Я такого или не замечал - или просто не заморачивался...
Добавлено:
Впрочем , если автобус у Вас тот что на Аватарке ... Там же не ЗМЗ мотор стоит . там вроде подобный ЗИЛ - 130 мотор стоит ??? Ну не знаю , там может быть и по другому , эти автобусы с детства помню , есть у них такая особенность , дымок и запах в салоне...
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
Но ведь зачем-то колпачки поставили и на выпускные клапана? Для чего?
Т.е. ты хочешь сказать, что действия конструкторов ВЕЗДЕ и ВСЕГДА 100% логичны.?
Я правильно понимаю.?
И такое понятие, как "ошибка конструктора" тебе НЕ известно.?
:secret:

@Burlack, не нужны они там.. не на выпуске, ни на впуске.
Более того... я даже не знаю, чего от них больше.. вреда или пользы.
:smoke:
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
Впрочем , если автобус у Вас тот что на Аватарке ... Там же не ЗМЗ мотор стоит . там вроде подобный ЗИЛ - 130 мотор стоит ???
Да, ЗИЛ-509. "Ураловский" мотор. То же, что ЗИЛ-130, только поршневая не 100, а 108 мм.
не нужны они там.. не на выпуске, ни на впуске.
Более того... я даже не знаю, чего от них больше.. вреда или пользы.
@Крым, видимо, ты ездишь на Волге в спокойном режиме ("90-60-90" или близко к тому). В таком случае можно и без них. А вот я, когда ездил на Волгах с 402-м, выжимал из них всё- на трассе крейсерская 130, с ускорениями до максимальных 145-150, которые выдаёт этот мотор, а иногда и больше (рекорд на 402-м- 164 км/ч по навигатору). И вот тут-то колпачки (причём, хорошие!) и понадобились! С плохими колпачками у этих моторов проявлялся следующий симптом: при движении со скоростями, близкими к максимальной, если, скажем, на 130-140 км/ч не несколько секунд отпустить газ, а потом нажать снова, появляется неслабое такое облачко сизого дыма. Именно из-за попадающего в цилиндры масла! Соответственно, и расход этого масла был приличным. Поршневая здесь ни при чём- после замены колпачков на качественные проблема полностью исчезает. Проверено на нескольких моторах. Никакого дыма, никакого увеличенного расхода масла на угар. Причём, этих хороших колпачков хватает надолго- тысяч на 100 точно.

Не спрашивай, зачем я ездил в таких режимах, да ещё на 402-м. Отвечу заранее- работа была такая. Киров- Питер- Москва, кроме того Иваново, Ярославль, Нижний Новгород... Пробеги- более 100 тысяч в год. И опытным путём высчитал, что в те годы (90-е- нулевые) именно Волга оказывалась наиболее экономически выгодной! ВАЗы, особенно Жигули, просто не выдерживали- рассыпались нафиг на кировских дорогах, которые в то время были в основном "направлениями". И подвеска, и даже кузов. Иномарки не устраивали, т.к. искать каждую запчастюшку (а тырнета ещё не было!)- значит, простаивать. А дубовый и прожорливый ГАЗ себя оправдывал! Его ходовая перечавкивала даже то говнище, которое в России именуется "дорогами", кузову вся это ямно- канавная тряска ваще пофигу, а найти любую железяку можно было в любом уголке страны, и за копейки. А вот с приходом всех этих Дерипаск начался тупой рост цен на всё- топливо, запчасти, сами машины... И ГАЗ уже перестал быть выгодным и беспроблемным в эксплуатации.
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
при движении со скоростями, близкими к максимальной, если, скажем, на 130-140 км/ч не несколько секунд отпустить газ, а потом нажать снова, появляется неслабое такое облачко сизого дыма. Именно из-за попадающего в цилиндры масла! Соответственно, и расход этого масла был приличным.
Да .. есть ТАКОЕ..
:smoke:
после замены колпачков на качественные проблема полностью исчезает.
Причём, этих хороших колпачков хватает надолго- тысяч на 100
Да-да.. ага.. на 100тыр хватает.:biggrin:

на 5-10тыр. их хватает.
Потом они дубеют.. а при езде в таких режимах (110-150)... дубеют особенно быстро.
И нам этом ВСЕ.. нет их.:wink:

А менять их вместе с каждой заменой масла.. я не намерен.
:yes4:
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
Да-да.. ага.. на 100тыр хватает.:biggrin:

на 5-10тыр. их хватает.
Того мусора, который ставили на заводе и который продаётся на каждом углу- да, тысяч на 5-10. А НОРМАЛЬНЫЕ колпачки доживают до капитального ремонта ГБЦ
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
Того мусора, который ставили на заводе и который продаётся на каждом углу- да, тысяч на 5-10. А НОРМАЛЬНЫЕ колпачки доживают до капитального ремонта ГБЦ
Ну, значит мне попадался один МУСОР.
А на мусоре было написано "Victor Reinz"..

А главное,... что с колпачками.. что БЕЗ.. разницы НЕТ.
Так зачем платить больше. :wink: ?

:drinks:
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
Ну, значит мне попадался один МУСОР.
Да.
А на мусоре было написано "Victor Reinz"..
Шутка про надписи на заборе уже оскомину набила... Но шутка-то хорошая, лучше пока никто ничего не придумал :)

А если серьёзно- не на красивые "брендовые" надписи в наше время надо смотреть, а тырнет гуглить и друзей- знакомых опрашивать. Вот у нас в Ленинграде (и не только у нас, глянь Авито) сейчас всё завалено электроинструментом под брендом "Макита". Цены- ниже, чем на говнокитай с ближайшего рынка. Как думаешь, какое отношение уважаемая фирма Макита имеет к кЕтайским шурикам и болгаркам с ближайшего говнорынка города Кукушкино? ;) :ROFLMAO:
А главное,... что с колпачками.. что БЕЗ.. разницы НЕТ.
Так зачем платить больше. :wink: ?
При спокойной езде, особенно при эксплуатации в режиме "доехать несколько километров до нужного места" - никакого смысла. В таком режиме 402-й мотор спокойно прослужит лет 10-15, и ничего с ним не случится, даже если эксплуатировать его "неправильно". И на колпачки пофиг- мотор-то работает в щадящем режиме, на 20-30% своих предельных возможностей, там доли грамма на угар масла считать смысла нет. Но, если когда-нибудь, лет так через 10, эту Волгу купит молодой "Шумахер" и вжарит на ней по трассе в режиме "газ в пол"- жизни тому мотору будет минут 10. И если "гонщик"- олень, то мотор у него через эти 10 минут тупо стуканёт, а если не олень- дотянет потихоньку до своего гаража, и месяц- другой потратит на приведение своей тачанки в состояние, пригодное для ИНТЕНСИВНОЙ эксплуатации.
 
Последнее редактирование:

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
Поршневая здесь ни при чём- после замены колпачков на качественные проблема полностью исчезает. Проверено на нескольких моторах. Никакого дыма, никакого увеличенного расхода масла на угар. Причё
Значить , причина повышенного расхода масла при максимальной мощности - это все таки плохие колпачки??? ...... Думаю состояние поршневой тоже вносит свою роль - в том плане , что при нагрузках близких к максимальным - газы прорвавшиеся сквозь кольца - повышают давление внутри двигателя - это же давление и " загоняет" масло через плохие колпачки и направляющие ВПУСКНЫХ клапанов , а в тяжелых случаях с поршневой - возможно и выпускных ... Ну и масло начинает давить через прокладки и сальники ....... Я не езжу на таких скоростях 100 обычно , . но это на 4- КПП .. Но все равно интересно. ..... Считается что благодаря принудительной вентиляции картера через сапун в корпус воздушного фильтра - давление внутри картера не должно быть ... Но вероятно - эта система очень несовершенна и не справляется с задачей при нагрузках двигателя близким к максимальным.
Добавлено:
всё- на трассе крейсерская 130, с ускорениями до максимальных 145-150, которые выдаёт этот мотор, а иногда и больше (рекорд на 402-м- 164 км/ч по навигатору).
максимальная скорость у вас была на 4 или на 5 передаче.??
 
Последнее редактирование:

БИМ

Завсегдатай
Регистрация
28 Янв 2010
Сообщения
1,060
Реакции
221
Баллы
254
неужели при конструировании старого 24 мотора , и более нового 53 ,
53-й мотор появился в 1961-м году, чуть позже ЗМЗ-21А, помпа от которого на твоей фотке, даже верхний патрубок, вроде 21-й. Её родной ТС полное дерьмо, он толком не работает и сдыхает, обеспечивая перегрев. Ставить надо, только иностранный, с доработками, на это нужны руки и голова, ты не справишься.
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
53-й мотор появился в 1961-м году, чуть позже ЗМЗ-21А, помпа от которого на твоей фотке, даже верхний патрубок, вроде 21-й. Её родной ТС полное дерьмо, он толком не работает и сдыхает, обеспечивая перегрев. Ставить надо, только иностранный, с доработками, на это нужны руки и голова, ты не справишься.
Да действительно - где уж мне справится то.....
 

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,594
Реакции
934
Баллы
515
- давление внутри картера не должно быть ...
Его там и нет.
Картер 24Д напрямую сообщается с атмосферой
это же давление и " загоняет" масло через плохие колпачки и направляющие ВПУСКНЫХ клапанов ,
Ниче там никуда не загоняет.
По той же причине, что и выше..
:yes4:
Добавлено:
максимальная скорость у вас была на 4 или на 5 передаче.??
В гараже. На "козликах".. на 5-ой передаче.
:wink::rofl:
 
Последнее редактирование:

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
максимальная скорость у вас была на 4 или на 5 передаче.??
На 5-й. На 4-й при максимальной скорости обороты уже великоваты для этого мотора, будет 5 с лишним тысяч об/мин. Поэтому не экспериментировал. Хотя... На одной машине (ГАЗ-31029) пробовал на 4-й передаче, но на ней стояла главная пара 3,58 от Волгокрысы. И получалось примерно одинаково с ГП3,9 и на 5-й передаче- во всех случаях максималка Волги с этим мотором около 150 км/ч.
Добавлено:
Ниче там никуда не загоняет.
По той же причине, что и выше..
Как показывает практика (в теории ДВС не силён, не инженер я) , масло попадает в цилиндры "под сброс газа". Как уже писал выше: едешь на высокой скорости, отпустил газ на несколько секунд, потом нажал снова- и из трубы неслабое такое облачко сизого дыма. Проявлялся этот симптом на разных моторах ЗМЗ-402, новых или почти новых, со стоящими на них заводскими колпачками. Моторы с нормальной, не изношенной поршневой, хорошей компрессией (проверяли!), нормально отрегулированными карбюраторами и полностью исправные по всем параметрам. После замены колпачков на качественные симптом ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЛ.
 
Последнее редактирование:

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
Его там и нет.
Картер 24Д напрямую сообщается с атмосферой
Это на старых машинах, до 1975 года выпуска. На более поздних система вентиляции картера стала закрытой.
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,951
Реакции
3,537
Баллы
470
при нагрузках близких к максимальным - газы прорвавшиеся сквозь кольца - повышают давление внутри двигателя - это же давление и " загоняет" масло через плохие колпачки и направляющие ВПУСКНЫХ клапанов , а в тяжелых случаях с поршневой - возможно и выпускных ...
В данном случае, если углубиться в теорию, скорее наоборот. В теории всё должно происходить примерно так:

Поршень, движущийся вниз, создаёт разрежение. Когда дроссельная заслонка открыта, благодаря этому разрежению и засасывается топливо-воздушная смесь. И вот "отпустили газ", дроссельная заслонка закрылась. А поршень-то в момент движения вниз на такте впуска, во время открытия впускного клапана по-прежнему создаёт разрежение. И это разрежение, если говорить упрощённо, пытается что-то засосать, но, когда топливо-воздушную смесь сосать не получается- дроссель-то закрыт- засасывается то, что есть, а именно- масло из ГБЦ. Повторю, происходит это во время открытия впускного клапана, как совершенно верно отметил уважаемый @Крым.
Но вот шофёр нажал на газ- дроссельная заслонка снова открыта. Топливо-воздушная смесь снова в цилиндре, она воспламенилась от искры и воспламенила и масляный туман, образовавшийся в те секунды, когда мотор работал с закрытой дроссельной заслонкой. Частично это масло выбрасывалось и в выхлопную трубу (в момент такта выпуска). Вот вам и сизый дымок на несколько секунд. Всё, в общем-то, просто :)

Но зачем же тогда стали ставить колпачки и на выпускных клапанах? Объяснение вижу одно: для предотвращения попадания масла через выпускные клапана на ОСТАНОВЛЕННОМ двигателе, прежде всего в первые секунды после его остановки, когда масло горячее и жидкое, обладающее повышенной текучестью. Другого объяснения нет- @Крым верно заметил, что в теории на работающем двигателе масло через выпускные клапана в цилиндр попадать не должно.
 

reunov

Общительный
Регистрация
1 Янв 2024
Сообщения
226
Реакции
116
Баллы
94
На 5-й. На 4-й при максимальной скорости обороты уже великоваты для этого мотора, будет 5 с лишним тысяч об/мин. Поэтому не экспериментировал. Хотя... На одной машине (ГАЗ-31029) пробовал на 4-й передаче, но на ней стояла главная пара 3,58 от Волгокрысы. И получалось примерно одинаково с ГП3,9 и на 5-й передаче- во всех случаях максималка Волги с этим мотором около 150 км/ч.
Добавлено:

Как показывает практика (в теории ДВС не силён, не инженер я) , масло попадает в цилиндры "под сброс газа". Как уже писал выше: едешь на высокой скорости, отпустил газ на несколько секунд, потом нажал снова- и из трубы неслабое такое облачко сизого дыма. Проявлялся этот симптом на разных моторах ЗМЗ-402, новых или почти новых, со стоящими на них заводскими колпачками. Моторы с нормальной, не изношенной поршневой, хорошей компрессией (проверяли!), нормально отрегулированными карбюраторами и полностью исправные по всем параметрам. После замены колпачков на качественные симптом ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЛ.
Ну все таки , размыслим теоретически , с полных оборотов , дроссельные заслонки полностью , или почти полностью открыты , вы опустили газ , дроссельные заслонки закрылись ,,, мотор по инерции все равно крутит на высоких оборотах... Что в этот момент происходит во впускном коллекторе и соответственно во впускных окнах ГБЦ .... Почти ВАКУУМ , вот этот почти вакуум и тянет масло через плохие колпачки ... А после замены на хорошие колпачки симптомы пропадают . Ваша практика вполне согласуется и с теорией . ... Как ни странно , я этого просто не замечал - стиль езды наверное у меня другой , .. Впрочем присмотрюсь .
 
Сверху