• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Электровентилятор на 402-ом

Flezz

Постоялец
Регистрация
16 Апр 2007
Сообщения
148
Реакции
18
Баллы
130
Почитал я форум, и кто-то писал, что мол ставьте принудительную кнопку включения вентилятора в салон принудительно. Вот так я и сделал. Поставили мне кнопку и теперь в пробках я его постоянно включаю сам дабы температура выше 80 не поднималась. Но все-таки он наверно не совсем справляется с работой. Бывает, что и выше 80 поднмиается и тогда в работу присоединяется наша добрая печка. Правда я ее теперь стал намного реже включать. Вообще поидее он и сам должен включаться прикакой-то температуре, но я сам никогда не доходил до того , чтобы он сам включался, почему незнаю, хотя датчик я тоже поменял. И еще когда я глушу двигатель, то электровентилятор я тоже выключаю и температура постепенно доходит аж до 85-87 градусов, но карлсон не включатеся, почему? он разве не должен включаться даже когда двигатель заглушен и ключи не в зажигании? И вообще правильно ли я делаю, что включаю вентилятор при 80 градусах и он постоянно работает вплоть до полной остановки? Да и еще термостата у меня нет, мне его сняли , мол летом он нафик не нужен, а зимой поставишь. Хочу услышать советы бывалых и вообщей получить исчерпывающий ответ.
И еще вот что, машина 1998 года выпуска, радиатор стоит роднйо пластмасовый, имеет ли смысл поменять его на медный? Или пока пусть доживает свой век ?

Заранее все большое спасибо !
 
Последнее редактирование:

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

StrayCat, а мене можешь соорудить ШИМ (чтоб работал от штатного датчика и начинал крутиться где-то при 87-90 градусах)?
и моя благодарность не будет знать пределов, в рамках разумного :)
 

StrayCat

Завсегдатай
Регистрация
5 Апр 2008
Сообщения
887
Реакции
544
Баллы
214
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Все схемы с ШИМ строятся на микрухе TL494. Выпаивается из практически любого блока питания компа(дохлого), в ЧиП и Дип стоит 30-40руб.
Схемы можно посмтреть тут, например, _http://lich.phys.spbu.ru/kab00m/projects/tl494/index.html

Вот картинки на всякий случай. Первая картинка- электронное реле(заменяем стандартное реле на электронный ключ), вторая-схема с ШИМ.

По поводу диода-в принципе подойдет любой практически средней мощности. Катодом к плюсу. Но, лично мое мнение-нафиг все эти механические контакты.

Дмитрий Юрьевич Сейчас не в Москве, но скоро вернусь, и в принципе, могу помочь
 

Вложения

  • irfp01.png
    irfp01.png
    1.4 KB · Просмотры: 78
  • tl494-dt.jpg
    tl494-dt.jpg
    14.2 KB · Просмотры: 103

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Полевик ставьте IRF2804 - он имеет самое низкое сопротивление канала из всех, что я пробовал - 0,002 Ома. Это очень мало. Полевик не греется совсем. Только ему (как и любому другому) обязательно! нужен защитный диод на "плюс". Иначе излишек ЭДС самоиндукции будет выходить на нём в виде тепла (у него встроенный стабилитрон) - то есть будет греться.

Я делал такую схему на микроконтроллере - могу дать. Прошивку тоже.
Всё работает отлично. Схема не супер - я не профи. Но простая и работает. Рассчитана на датчик указателя уровня температуры на приборной панели для ГАЗ-3110.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Я делал такую схему
...
...
Рассчитана на датчик указателя уровня температуры на приборной панели для ГАЗ-3110.
Т.е. обычный датчик да-нет, вкл-выкл?
Схема будет просто плавно запускать вентилятор или управлять скоростью вращения?
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Вот схема. К микроконтроллеру нужна прошивка. Сейчас выложу.
Image1.jpg
Вот прошивка. По-моему, она:
Посмотреть вложение Termostate2.rar

Алгоритм такой:
Два АЦП - один меряет температуру, другой - регулировочный резистор. Программа эти значения сравнивает и высчитывает режим работы ШИМ. ШИМ работает с частотой около 10 Гц.
Радиатор для транзистора нужет совсем малюсенький - кусок алюминия в 1 кв. см.

Схема и прошивка - мои. Никому не давать. Это страшная государственная тайна.
 
Последнее редактирование:

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Не совсем грамотно и красиво - управление полевиком сделано не по науке. Но работает прекрасно.
К тому же нет защиты от короткого замыкания, перегрева, обратной связи для аварийного включения электровентилятора, если откажет полевик.
Нет защиты микроконтроллера. Вместо этого просто выбран один из самых надёжных микроконтроллеров плюс встроенный аппаратный сторожевой таймер.
Программа микроконтроллера сыровата - нет плавного включения при включении зажигания на прогретом двигателе. Не реализовано включение от дополнительного канала (через VD2).
Нет задержки отключения вентилятора при выключении зажигания.

В общем - схема, как и программа, сыровата, её ещё доводить и доводить.
До "Силыча" далеко. Но дешевле.
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Все схемы с ШИМ строятся на микрухе TL494. Выпаивается из практически любого блока питания компа(дохлого)

В компьютерных блоках питания используется TL494CN, по спецификации у нее рабочий температурный диапазон 0..70С. Нужно искать с индексом L (-25..85С). Насколько вообще надежна эта электроника на морозе? Собираюсь себе спаять такую схему, но жесткие температурные рамки эксплуатации оччень настораживают.
 

Mortis

Житель
Регистрация
13 Окт 2008
Сообщения
2,472
Реакции
1,940
Баллы
444
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Если нет электролитов, то на морозе электроника работает лучше, чем при комнатной температуре :). Верхний предел, думаю, пофигу - под капотом даже в жару больше 65 вряд ли будет, а собственный нагрев микрухи решается как обычно - налепливанием радиатора. Кстати, 70С - максимальная температура стабильной работы, а не начала физического разрушения. Т.е. перегретая микруха просто начнет глючить.
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Если нет электролитов

Электролит один нужен - в цепи питания микросхемы. По питанию вообще нужно как минимум через резистор на большую емкость и стабилитрон. Стабилитроны, кстати, имеют солидный разброс в зависимости от температуры.

Настораживает еще вот что: вращение вентилятора начинается при скважности импульсов ну, думаю, процентов с 20-30-ти (грубо говоря, 1/5-1/3 от номинала по питанию), до достижения этой скважности импульсы подаются на вентилятор, но на раскрутку их не хватает. Имеем паразитный ток, который просто тратим на подогрев обмотки. Если предположить, что температура нарастает достаточно быстро, то ничего страшного, а если нет?

Летом в жару, при движении по трассе может установиться стабильная температура двигателя в пределах диапазона гарантированного включения электровентилятора. Предположим, на скорости 100 кмч установилась стабильная рабочая температура, на которую ШИМ реагирует импульсами со скважностью 50-70%. Имеем работающий на эти 50-70% электровентилятор, который пытается крутиться в набегающем потоке скоростью 100 кмч - при таком раскладе он скорее будет мешать естественному обдуву, в сравнении с неподвижным или свободнокрутящимся вентилятором.
 

Kaban

Постоялец
Регистрация
21 Окт 2007
Сообщения
485
Реакции
253
Баллы
195
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Электролит один нужен - в цепи питания микросхемы. По питанию вообще нужно как минимум через резистор на большую емкость и стабилитрон. Стабилитроны, кстати, имеют солидный разброс в зависимости от температуры.

Настораживает еще вот что: вращение вентилятора начинается при скважности импульсов ну, думаю, процентов с 20-30-ти (грубо говоря, 1/5-1/3 от номинала по питанию), до достижения этой скважности импульсы подаются на вентилятор, но на раскрутку их не хватает. Имеем паразитный ток, который просто тратим на подогрев обмотки. Если предположить, что температура нарастает достаточно быстро, то ничего страшного, а если нет?

Летом в жару, при движении по трассе может установиться стабильная температура двигателя в пределах диапазона гарантированного включения электровентилятора. Предположим, на скорости 100 кмч установилась стабильная рабочая температура, на которую ШИМ реагирует импульсами со скважностью 50-70%. Имеем работающий на эти 50-70% электровентилятор, который пытается крутиться в набегающем потоке скоростью 100 кмч - при таком раскладе он скорее будет мешать естественному обдуву, в сравнении с неподвижным или свободнокрутящимся вентилятором.

Верно. Вентилятор будет работать в режиме генератора (ветрянная мельница). Соответственно подтормажтвать движение вохдуха.
При 100 км\ч ток вырабатываемы вентилятором достаточен чтоб питать систему зажигания. Проверил на опыте.
Даже при отключении в течении 1-2 сек имеется напряжение достаточное.
Это мой косяк, я так схему электрооборудования собрал, что при выключении зажигания, отпадает мощный контактор, а вентилятор не отделен от цепи зажигания.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Имеем работающий на эти 50-70% электровентилятор, который пытается крутиться в набегающем потоке скоростью 100 кмч - при таком раскладе он скорее будет мешать естественному обдуву, в сравнении с неподвижным или свободнокрутящимся вентилятором.
Ну если он будет мешать обдуву, тогда двигатель станет нагреваться - а значит и вентилятор быстрее закрутится.
Но вообще - есть такое дело.
 

NNZMihan

Бывалый
Регистрация
31 Мар 2008
Сообщения
1,770
Реакции
946
Баллы
345
Ответ: Электровентилятор на 402-ом

Есть такая тема :) как установка импотрного термодатчика уже с 3-мя положениями для вентилятора с 2-мя обмотками ;) первой и второй скорости. Я думаю на пежо не идиоты сидят и на фольцвагине, наверное уже прикинули что более надежно и более практично. На БМВ и мерседес сразу решили что термомуфта онли :) ну естественно во всем есть свои исключения! По мне так лучше переплатить чутка за импортный датчик двухскоростной чем ломать себе потом голову...
 
Сверху