• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Тахометр умер или нет?

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
Всем доброго времени суток!

Решил поставить на свою 31029 тахометр от ГАЗели, долго искал и наконец нашел вот такой агрегат:
35_3813000.jpg


Попробовал сначала подключить "на весу", кинул + и - на АКБ, сигнальный на нижнюю клемму катушки, стрелка приподнялась до установленных ~650-700.
Попросил жену погазовать, стрелка реагирует адекватно.

Решил сделать корпус и поставить справа у панели приборов.
Время шло.. сделал корпус, и сегодня решил ставить, пока проводил провода жена тахометр немножко уронила, корпус не пострадал, стрелка вроде болтается как и раньше.
Когда стал подключать оказалось что как только подается питание тахометр тут же зашкаливает.

Думал что неправильно подключил, все перепроверил даже напряжение на клеммах, к которым подключал, проверил - все правильно.

В конце концов решил снова попробовать подключить "на весу" ситуация та же самая - сразу зашкаливает.

В расстроенных чувствах пришел домой и разобрал корпус обратно до голого прибора, долго разглядывал все вроде бы целое, никакх повреждений не видно.

Собственно вопросы:
1. Тахометр умер или его можно починить?
2. Как можно определить где поломка?
 

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
потому и спрашиваю, мож кто в них разбирается, на вид все детали на месте, ничего не оторвалось и не болтается.
есть ли что-то в тахометре что можно "стряхнуть" без видимых повреждений?
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
есть ли что-то в тахометре что можно "стряхнуть" без видимых повреждений?

Растяжки рамки стрелки могли оторваться. Растяжки сделаны из тонюсенькой платиновой ленты. Они припаяны к рамке в приборе с двух сторон с натяжением под определенным усилием. Без специального оборудования, знания и навыка это не сделать. К тому же надо и ленту
такой же ширины и толщины иметь. Если растяжка стрелка действительно помирай, то прибор в мусорку, потому как ремонт дороже стоимости изделия.
 

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
это такие тоненькие ленточки закрученные по спирали вокруг оси?
если да, то они вроде в норме, все концы приделаны, скручиваются и раскручиваются вместе с движением стрелки.
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
это такие тоненькие ленточки закрученные по спирали вокруг оси?
если да, то они вроде в норме, все концы приделаны, скручиваются и раскручиваются вместе с движением стрелки.

Растяжки сверху и снизу. Они такие тонкие, что их плохо видно не вооруженным глазом.
 

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
FunnyMan, Посмотри внимательно на монтаж, проверь пайки и целостность токоведущих дорожек, с лупой...

Стрелка не снимается, пока она на месте циферблат не снять и дорожки с пайкой не посмотреть
Все что со стороны разъемов целое


Добавлено через 13 минут 59 секунд
Растяжки сверху и снизу. Они такие тонкие, что их плохо видно не вооруженным глазом.

Тонкие проволочки нашел - идут от вращающейся обмотки, через контакты к пружинкам и от них через контакты на плату.
Вот только проволочки совсем не платиновые, а обычная медяха от медной же обмотки.

Это я нашел те что сверху или снизу?
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Тонкие проволочки нашел - идут от вращающейся обмотки, через контакты к пружинкам и от них через контакты на плату.
Вот только проволочки совсем не платиновые, а обычная медяха от медной же обмотки.

Это я нашел те что сверху или снизу?

В следующем сообщении от bear ссылка, где можно посмотреть как устроены
стрелочные узлы измерительных приборов. Растяжки из платины (чаще
сплав платины с никелем) не для стоимости, а для надежности. Платина
выдерживает определенную нагрузку на растяжение и на скручивание и
не изменяет этих свойств длительное время. А медные проволочки это выводы обмотки рамки для подвода тока.

Добавлено через 20 минут 43 секунды
На приборе такого класса рамка вряд ли будет на растяжках. Обычная оська.

Обычные оськи тоже не просто в дырках вращаются и в производстве не
дешевле, чем растяжки. Да и по ссылке в статье написано, что все современные на растяжках, что гораздо технологичней, чем оськи с подпятниками на рубинах и сапфирах. Чего только стоит резьбу там нарезать, винтиками регулировать и еще и рубины туда позапихивать.
А растяжки повесил грузик определенного веса на пропущенную через
узел ленту и аккуратно припаял, отрезав концы.
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
подскажите как снять стрелку с тахометра?
пробовал просто потянуть - не снимается, тянуть сильнее или хитрость есть?

Аккуратно между шкалой и стрелкой взять и держать ось остроносыми плоскогубцами. Между плоскогубцами и стрелкой вставить тонкую плоскую
отвертку. Плоскогубцы будут опорой, а отвертка рычагом. Действуя рычагом
поднимаем стрелку вверх. Аккуратно, чтобы не погнуть или не сломать ось или стрелку. Можно попробовать держать ось, а стрелку, вращая туда-сюда, приподнимая ее вверх. Там конец оси, наверное, в виде конуса и стрелка насажена с натягом.
 

zhikler

Житель
Регистрация
7 Апр 2012
Сообщения
2,568
Реакции
1,453
Баллы
440
Пациент скорее мертв, чем жив.

Получается что найти поломку нереально, потому придется покупать новый тахометр. :wall:

Клемму на катушке куда подключаешь не перепутал?
 

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
Зашкаливает БЕЗ клеммы, только при подключении +12 и массы стрелка мгновенно убегает.
Изначально он оставалась на месте и только слегка сдвигалась с 500 до 700 при подключении на катушку
 

elvis03

Знаток
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,262
Баллы
800
FunnyMan, Хоть и визуально трещины нет, но реально есть микротрещина. Судя по надписи на плате, это тахометр от Ваз-2106 - ТХ193В. Схема на рисунке. Скорее всего обрыв между точкой соединения резисторов и коллектором правого транзистора. Если там обрыв, то левый транзистор открыт и стрелка на максимуме. Или же обрыв между базой правого транзистора и резистором, и в этом случае левый транзистор открыт. Подавай 12 вольт и измеряй напряжение на выводах правого транзистора. Между базой и эмиттером должно быть 0,7 вольта. Если на правом нет 0,7 вольта, то на левом есть 0,7 вольта и наоборот.
 

Вложения

  • image002.jpg
    image002.jpg
    38.4 KB · Просмотры: 21
Последнее редактирование:

FunnyMan

Постоялец
Регистрация
12 Авг 2011
Сообщения
100
Реакции
25
Баллы
110
замерил напряжение на транзисторах:
Б-Э правого 6,5 В
Б-Э левого 0,8 В
Запитывал от компьютерного БП 12,41 В
получается верное:
Если на правом нет 0,7 вольта, то на левом есть 0,7

Боюсь что мои знания электротехники, полученные в НРТК, уже настолько давно не использовались что от них мало чего осталось.

И... я не понял где же все таки поломку искать
 

elvis03

Знаток
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,262
Баллы
800
Б-Э правого 6,5 В
Меняй правый транзистор, Б-Э переход пробит, поэтому и открыт левый транзистор и стрелка на максимуме. В принципе вместо КТ315 можешь поставить любой маломощный кремниевый n-p-n транзистор, даже буржуйский (например С945 их в комповских БП навалом и они с высоким напряжением Б-К). Надеюсь в 3-х соснах не заблудишься, я имею ввиду соответствие выводов транзисторов. П.С. Единственное, возможно придётся подстроить показания прибора подстроечным резистором. Подключи этот прибор на машину с тахометром и сравнивай показания, желательно проверить соответствие показаний на 1, 2, 3 и 4 тыс оборотов.
 
Последнее редактирование:
Сверху