• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,647
Последнее редактирование:

argo-66

Коренной житель
Регистрация
6 Окт 2009
Сообщения
2,744
Реакции
3,081
Баллы
545
Dimazz, я честно не помню сейчас и где ,но еще вроде какой то микас ,могу и ошибаться с соатэ . там нужно было еще какой то резюк что ли удалить или наоборот напаять . типа это тоже без такой доработки прошивка не идет.если найду . постараюсь глянуть . у меня этих ссылок на двух компах .......
 

Сергей Астрахань

Завсегдатай
Регистрация
14 Июн 2007
Сообщения
1,434
Реакции
729
Баллы
294
Краморов Павел, сегодня приезжала машина с твоим блоком, взялась программой автотестер второй версией. Выложить не могу большой размер для форума пол мегабайта.
Если хочешь вышлю на почту.
 

Краморов Павел

Постоялец
Регистрация
30 Авг 2009
Сообщения
286
Реакции
172
Баллы
145
Сергей Астрахань, Кинь пожалуйста rk3dhj@rambler.ru А что за адаптер был??? И что там с блоком что за неисправности??? Я заметил что у меня немнго обороты плавают иногда 840-1000 в этих приделах.
 

Сергей Астрахань

Завсегдатай
Регистрация
14 Июн 2007
Сообщения
1,434
Реакции
729
Баллы
294
Сергей Астрахань, Кинь пожалуйста rk3dhj@rambler.ru А что за адаптер был??? И что там с блоком что за неисправности??? Я заметил что у меня немнго обороты плавают иногда 840-1000 в этих приделах.
Отправил. Я не знаю какой у меня, покупал здесь на форуме, знаю только внутри микросхема, и он на СОМ порт. Умер ДТОЖ.
Если что пиши, стучи, чем смогу помогу. Я хоть и не профессиональный диагност, но кое в чем разбираемся. :) Удачи.
 

Краморов Павел

Постоялец
Регистрация
30 Авг 2009
Сообщения
286
Реакции
172
Баллы
145
Сергей Астрахань, Спасибо прогу получил. Только я ее уже пробывал)))) И не чего у меня не вышло(( Ну если она как Вы сказали должна работать, тогда значит дело в моем адапторе. Попробую какой нибудь другой слепить. А вообще есть мысли поменять блок на микас, только вот незнаю есть ли смысл???? Вроде все работает, по ходовым качествам незнаю что сказать, не с чем сравнить. Как пишут на форумах VS 5.6 можно при большом желании оптимизировать под свой двигатель, только более сложно это зделать чем Микас. И вообще говорят что и ДМРВ неплохо бы заменить на Сименс....Только Что это даст??? А то может разници и не будет.
 

argo-66

Коренной житель
Регистрация
6 Окт 2009
Сообщения
2,744
Реакции
3,081
Баллы
545
Dimazz, а у тебя прошивка с завода или кто перешивал ,может проблема в этом ?
Дополнительные опции
(подробное описание в разделе "Руководство пользователя" программы-загрузчика ChipLoader)

Защита "заливаемой" прошивки от копирования. При записи однорежимной прошивки с активированной опцией "Защита от копирования" будет добавлен программный код, не позволяющий произвести повторное считывание прошивки с защищенного ЭБУ. При подключении программатора содержимое FLASH-памяти будет стерто через 8 попыток подключения ЭБУ в режиме программирования. До этого момента ЭБУ будет находится в заблокированном от установки связи режиме.
 

Сергей Астрахань

Завсегдатай
Регистрация
14 Июн 2007
Сообщения
1,434
Реакции
729
Баллы
294
Сергей Астрахань, Спасибо прогу получил. Только я ее уже пробывал)))) И не чего у меня не вышло(( Ну если она как Вы сказали должна работать, тогда значит дело в моем адапторе. Попробую какой нибудь другой слепить. А вообще есть мысли поменять блок на микас, только вот незнаю есть ли смысл???? Вроде все работает, по ходовым качествам незнаю что сказать, не с чем сравнить. Как пишут на форумах VS 5.6 можно при большом желании оптимизировать под свой двигатель, только более сложно это зделать чем Микас. И вообще говорят что и ДМРВ неплохо бы заменить на Сименс....Только Что это даст??? А то может разници и не будет.
По мне если все работает и не беспокоит, то не стоит. Вот если не дай Бог вылетит что, тогда вы знаете на что менять.
Жаль, что с прогой пролет, а на что она ругалась?
 

Dimazz

Постоялец
Регистрация
12 Ноя 2009
Сообщения
162
Реакции
175
Баллы
125
Dimazz, а у тебя прошивка с завода или кто перешивал ,может проблема в этом ?
Дополнительные опции
(подробное описание в разделе "Руководство пользователя" программы-загрузчика ChipLoader)

Защита "заливаемой" прошивки от копирования. При записи однорежимной прошивки с активированной опцией "Защита от копирования" будет добавлен программный код, не позволяющий произвести повторное считывание прошивки с защищенного ЭБУ. При подключении программатора содержимое FLASH-памяти будет стерто через 8 попыток подключения ЭБУ в режиме программирования. До этого момента ЭБУ будет находится в заблокированном от установки связи режиме.

перешивали или нет я не в курсе, но скорее всего никто кроме меня в него еще не лазил))))
и какой выход с ЭБУ??? 8 раз подключиться - стереть FLASH а потом залить новую прошивку????
и как кстати определить что она заблокирована???
 

Dimazz

Постоялец
Регистрация
12 Ноя 2009
Сообщения
162
Реакции
175
Баллы
125
Dimazz, как определить ,не знаю .а по поводу какого то блока и резюка не нашел вчера ничего .


почитал мануал, после 8 попыток считывания flash сотреться...... чет как то ссыкотно, вдруг папелац после заливки другой прошивы не поедет)))):blink:


щас нарыл ПРОСТО МЕГА МАНУАЛ по чип тюнингу, а самое главное с полным описанием всех процессов проходящих в двигле!!!! скоро выложу сцылко

__http://rapidshare.com/files/312854095/Chip_Tuning___Diagnostic__Help_2.0.chm.html

одно плохо - мануал на ВАЗ завязан, но теория общая
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Краморов Павел, да я знаю, я как то на мот хотел програмку написать и залить её в микроконтроллер, знаю что такое кварц, смутило частота этого кварца. я так понимаю частота кварца= частота микроконтроллера кварц + микрик равно проц) Вот.
Просто интересно есть ли поправочные значения в ЭБУ или нет, т.к. операционные вычесления выполняются не мгновенно. И поставив более медленный кварц можно сильно запозднить зажигание на повышенных оборотах, вообще если это возможно то всё будет работать не так ЭБУ будет врать по полной.
УУУРААААААААА с днюхой меня)))))))))
 

argo-66

Коренной житель
Регистрация
6 Окт 2009
Сообщения
2,744
Реакции
3,081
Баллы
545
Gumel_John, про кварц конечно ты сморозил ?.......
тактовая частота ........16мгц всего ? глянь сколько в компах пентиумах 4 х стоит ,однако проц имеет свою частоту куда более чем большую . кварц он для стабильной работы и запуска проца ,а в проце там .........своих микроскопических микро.....микро ......навалом .и не везде частоту можно повысить просто кварцем , да и не нужно это ,чипы проходят испытания на частоту ,и процес обработки не будет зависеть точно в нашем случае от его частоты ,будь он 16мгц или 200 ,при 200 он вообще не запустится.

Добавлено через 1 минуту 47 секунд
:drinks:Gumel_John, с днем !
 
Последнее редактирование:

Dimazz

Постоялец
Регистрация
12 Ноя 2009
Сообщения
162
Реакции
175
Баллы
125
семерка - это ты про что?
видимо про винду)))
это стандартный файл CHM, есть правда подозрение что залился криво - кидай мыло - перешлю

Добавлено через 2 минуты 59 секунд
ЛЮДИ ДОБРЫЕ ну как мне микас 7.1 победить - диагностика работает а ни шиться не читаться не хочет!!!!


УРААААААААА
впаивается резюк около 4К и через него 12в на 42-ю ногу!!!!
 
Последнее редактирование:

Сергей Астрахань

Завсегдатай
Регистрация
14 Июн 2007
Сообщения
1,434
Реакции
729
Баллы
294
семерка - это ты про что?
видимо про винду)))
это стандартный файл CHM, есть правда подозрение что залился криво - кидай мыло - перешлю
book2018@yandex.ru

ЛЮДИ ДОБРЫЕ ну как мне микас 7.1 победить - диагностика работает а ни шиться не читаться не хочет!!!!
Попробуй этой программой.
 

Вложения

  • winflashecu v.1.9.rar
    141 KB · Просмотры: 178
Сверху