• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

vex

Общительный
Регистрация
22 Июн 2009
Сообщения
20
Реакции
2
Баллы
64
подскажите плиз , У меня Волга 1998 г , инж , стоял микас 5.4 , нить , я купил новые мозги , и плёнку , воткнул мозги МИкас 7.1 ..... -31 , плёнку ДМРВ , и закачал 580 прошивку , стояла до этого 590 на этих мозгах ,которые купил , проблема такая : заметил что хуже заводится , чем на микасе 5.4 , при резком газе провалы , как будто форсунки переливают или не доливают ... ну а так всё остальное удовлетворяет , начиная с 2500 оборот набирает резво ... что можно сделать чтобы с 800 начинала резво набирать...
может посоветуете прошивку ... и ещё я вот думаю что производительность форсунок не совпадает с мозгами ... хз в 1998 сименс интересно выпускали , я думаю у меня бош ... =)
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
что можно сделать чтобы с 800 начинала резво набирать...
Для начала отрегулировать СО.Делали это?Если не поможет,то форсунки проверять.
проблема такая : заметил что хуже заводится , чем на микасе 5.4 ,
Так и должно быть алгоритмы при запуске этих двух ЭБу отличаются,но делать ничего не надо - примите как есть.
 

derutro

Завсегдатай
Регистрация
20 Ноя 2008
Сообщения
1,098
Реакции
536
Баллы
265
воткнул мозги МИкас 7.1 ..... -31 , плёнку ДМРВ , и закачал 580 прошивку , стояла до этого 590 на этих мозгах ,которые купил , проблема такая : заметил что хуже заводится , чем на микасе 5.4 , при резком газе провалы , как будто форсунки переливают или не доливают ... ну а так всё остальное удовлетворяет
А пуск хуже это как? Не с пол пинка, а с 3-го оборота коленвала? Так это ещё лучше - меньше масляное голодание - движок тыщи на 2 больше проживёт.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
vlr, Я не понял о чём вы говорите, вы не правы какой коммутатор? Почему какой-то модуль не работает с Микасом.

Люди же ставят и ездят... абзац надо идти дальше в ветку автозвука) там я больше понимаю.

asp, rds, т.е. что-бы заменить ещё какой-то модуль ставят???? если мне память не изменяет то просто тупо отворачивают старые катушки, делают крепление для одинарной, привинчивают ей и радуются. И ещё перетыкаются проводки со старых катушек в новую)

Подключается как ты описал, В/В провода идут по порядку 1-2-3-4.
А ставилось это на фирме при заводе вместе с заменой всех датчиков,
Расслабьтесь господа!То что ставят в описанных случаях это катушка зажигания БОШ,а не модуль!Я всего лишь поправил автора топика в названии девайса.А вы такую дискуссию развернули - вашу бы энергию да в полезное русло.
 
  • Нравится
Реакции: rds

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
  • Нравится
Реакции: rds

Сергей Астрахань

Завсегдатай
Регистрация
14 Июн 2007
Сообщения
1,434
Реакции
729
Баллы
294
Конечно, хорошо, когда аккуратно, но с такой мелочью дольше морочиться, чем оттяпать кусок макетки и за 15 минут все спаять.

А что такое макетки?

Добавлено через 1 минуту 25 секунд
Краморов Павел, я вот пробовал чего-то не получилось. :(
Обычный лазерный принтер, а мелованная бумага это как?
 
Последнее редактирование:

vex

Общительный
Регистрация
22 Июн 2009
Сообщения
20
Реакции
2
Баллы
64
Для начала отрегулировать СО.Делали это?Если не поможет,то форсунки проверять.
на мозгах микас 5.4 - разгон то впринцапи был без провалов =) это что по форсункам , про СО понял , не ставили , только перепрошили мозги на 580
хотя завтро буду решать все вопросы , и ещё вопрос пробывали кстати прошивку на чиптюнере http://chiptuner.ru/content/gaz_tun/



Микас 7.1
MFCDA443
Z4B0T93 Автор Mir. Динамичная
 

iillyyaa2

Бывалый
Регистрация
16 Ноя 2009
Сообщения
2,464
Реакции
727
Баллы
365
МИКАС 7.1 изнутри, все залито лаком, хз как из водой заливает

еще как заливает... у меня заглючил по страшному, снял, перевернул, а из него вода течет... короче на половину он был заполнен водой... типа водяное охлаждение :) разобрал, просушил, вроде поехала машина, так и ездил на открытой некоторое время... потом залил герметиком все швы и собрал, но не долго проработал он... пришлось менять.. иногда едешь, едешь, хлоп и бензонасос вырубается... не знаю, работало ли что еще, бензонасос слышится хорошо, когда он не стартует после поворота ключа :)

Добавлено через 2 часа 41 минуту 34 секунды
____________

кстати, есть возможность подрубив ноут к мозгам считывать параметры к примеру обороты, скорость и писать эти данные куда то или сразу строить график ?
иначе регулировка мозгов, тыканье пальцем в небо..
 
Последнее редактирование:

Краморов Павел

Постоялец
Регистрация
30 Авг 2009
Сообщения
286
Реакции
172
Баллы
145
Сергей Астрахань,
1. Рисуем печатную плату в программе Sprint Layout,(или берем готовый рисунок).
2. На лист бумаги формата А4, с помощью клеевого карандаша наносим узкую полоску клея (сверху) и закрепляю вырванную из старого глянцевого журнала страницу. Хорошо подходят журнальныю станицы из кросвордов "Лиза" с минимальным количеством цветных картинок. (Я использовал журнал зарулем. Главное поменьше цветных картинок и текста) Этот тип бумаги, на мой взгляд, лучше всего подходит для данной радиолюбительской технологии в домашних условиях. В принтере настроек не меняем, используем обычный режим печати документов, иначе тонкие линии будут расплываться при проглаживании утюгом.
3. В программе Sprint Layout в опции печать убираем флажок печати элементов (на рисунке обозначены красным цветом), ставим галочку "Зеркальное отоброжение" если это нужно, чтоб самому не запутаться. устанавливаем Масштаб 1:1, выбираем количество отпечатков на данном листе по оси X и Y, устанавливаем в принтер подготовленный «бутерброд» и производим печать.
4. Далее как обычно. На подготовленную (зачищенную под струей воды мелкой водостойкой шкуркой) заготовку фольгированного стеклотекстолита чуть большего размера (на 3-5мм.), ровно накладываем, вырезанный с запасом один из отпечатанных на журнальной странице рисунок. Края загибаются и крепятся с противоположной стороны скотчем. Нагреваем утюг в режиме «хлопок», кладем заготовку в свернутый пополам лист А4 на жесткую поверхность и сначала проглаживаем (прогреваем) всю поверхность, а затем тщательно, кончиком утюга быстро проходим по всей поверхности с небольшим нажимом. Показателем хорошего оттиска рисунка, является слабый, еле заметный равномерный отпечаток типографской краски на внутренней стороне листа А 4.

Утюг выключаем!!! Обжигая пальцы, несем под слабую струю теплой воды, немного смачиваем, снимаем подложку (отделяется верхний слой), а затем аккуратно, кончиками пальцев, катышками смываем остатки бумаги. Обращаем внимание на места сверления отверстий и близко расположенных проводников. Показателем полного удаления журнальной бумаги, является отсутствие « катышков бумаги »

Далее в хлорное железо. Травление в свежем растворе этих плат составило 3-4 минуты (плотный полиэтиленовый пакет под струей горячей воды, постоянно встряхивая)
5. Сверлим и паяем элементы.

Добавлено через 8 минут 38 секунд
А что такое макетки?

Сергей, в магазинах радио таваром продаються готовые печатные платы с нанесенными дорожками в виде отдельных участков проводников. На них можно собрать впринципе любую схему навесным монтажом. недостающие проводники и соединения делаються из обычного монтажного провода.Очень удобно для быстрого монтажа и для начтройки.
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Кстати, если провалы у вас, возможно у вас форсунки другие стоят, у них маленько разная производительность и соответственно разные графики для них в прошивках. Есть 4-х дырые и 2-х дырые форсунки, мож я и путаю, раньше что-то читал, сейчас забыл уже.
 

vex

Общительный
Регистрация
22 Июн 2009
Сообщения
20
Реакции
2
Баллы
64
Gumel_John, Привет ! Сегодня поставил твою первую прошивку , была 580 , разницу очень почуствовал , едит лучше , но при резком трогание звенят пальчики (( угол наврно нужно другой децл ?
 

iillyyaa2

Бывалый
Регистрация
16 Ноя 2009
Сообщения
2,464
Реакции
727
Баллы
365
тут ездил на рынок, встретил только какой то девайс OBD2-USB стоит 950р
не рискнул покупать.. хотя на коробке написано что поддерживает k-line, распиновка тоже есть.. в принципе подрубить на нашему раъему можно ручками..
но не знаю..

кто что скажет ? :)

Добавлено через 1 час 15 минут 4 секунды
а по поводу самостоятельной сборки, нарыл интересную микросхемку...
ttp://www.chip-dip.ru/product0/387061074.aspx
вот дока на неё..
ttp://lib.chipdip.ru/248/DOC000248675.pdf

кто что думает ?

Добавлено через 1 час 36 минут 31 секунду
и вопрос еще, как определить, нитка у меня или пленка ? на датчике что то написано ? :)
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
vex, ну что) значит УОЗ делай попозже, мой двигатель не сильно восприимчив к раннему уоз, посмотри а чип тюнииг при или как она называется 2 прошивки 580 и эту и подкоректируй что надо в сторону родной прошивки, это не так уж и сложно. Звенят на каких оборотах? Может смесь бедная, хотя наврятли, какую ставил прошивку? последнию?
 
Сверху