• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,647
Последнее редактирование:

Denz

Постоялец
Регистрация
22 Фев 2009
Сообщения
441
Реакции
105
Баллы
144
Типа ROM? У нужен программатор для перепрошивки.
Ясно, спасибо.
В приложении снимок экрана с параметрами работы двигателя. Откомментируйте пожалуйста.
 

Вложения

  • 406.gif
    406.gif
    33.5 KB · Просмотры: 463
Последнее редактирование:

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
Denz, я в этом пока мало соображаю, но по-моему для хх длительность впрыска великовата.
а по поводу твоего расхода (в др теме читал), то думаю надо все-таки один раз съездить к спецу с газоанализатором и опытом))
 
  • Нравится
Реакции: Denz

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
В приложении снимок экрана с параметрами работы двигателя. Откомментируйте пожалуйста.

Ну они вроде как на грани нормы, но так не угадаешь, сгоняй-ка СО отрегулируй.
Метки ГРМ м.б. немного уползли, тогда и расход будет выше, чем надо. Цепь ведь растягивается со временем
 

Denz

Постоялец
Регистрация
22 Фев 2009
Сообщения
441
Реакции
105
Баллы
144
Denz, я в этом пока мало соображаю, но по-моему для хх длительность впрыска великовата.
а по поводу твоего расхода (в др теме читал), то думаю надо все-таки один раз съездить к спецу с газоанализатором и опытом))
Ага, я тоже заметил про длительность впрыска. Только не знаю как его регулировать, наверное только rcod rcok. Кстати можешь посоветовать хорошего спеца, который бы и СО настроил и метки ГРМ?
 

BARS1

Общительный
Регистрация
26 Окт 2009
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
asp, Уважаемый ASP.
У меня ВАЗ-21114 (Январь 7.2 (1411020-32)) и я решив найти схему КомбиЛодыря протоптал "весь" НЭТ ищя ото сооружение, которое Вы сварганили на колене за 1,5 часа. Но я не великий спец в оконцовке кабелей, будьте любезны на пальцах: как связать RS232 DB9M с 81 pin разъемом (в схеме 1 и 2 ножки, а в описании все 10-11). Заранее благодарен. gontar9961mail.ru
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Теме UP
Пришёл мне вчера мне вопрос в личку от rds по поводу прошивок, и сделал я чудо)))))) создал новую прошивку)))) на основе последней что в этом топике, но с графиком состава топлива от мощностного режима первой прошивки.
Если на этой прошивке будет наблюдаться детонация говорите я подправлю.
 

Вложения

  • UYZDA442 ver №3.rar
    25.6 KB · Просмотры: 177
Последнее редактирование:

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
Gumel_John написал(а):
Ну давай рассказывай как первая прошивка на которой ты ездил?
Я на ней до сих пор. Устраивает почти все, кроме ХХ. На сегодня, по БК, при пробеге ~ 3000 средний расход 11,5л в смешанном режиме- город( Москва, Мытищи). Но езда в основном "пенсионерская", больше 120 не езжу. Летом ездил в Астрахань, средняя скорость75-80, держал 100-110. Расход по МКАДу-50км-6,7 л, всего 1350 км расход 7,7 л. На обратном пути шел в другом режиме, в основном ночью, общий расход 8,5. Но там, на рыбалке около 150 км проездил на 1-ой, 2-ой по дамбам, чекам, поэтому расход был ох...ть.
Примерно так: _http://video.mail.ru/mail/rds04/1/1.html.
Так что в целом все нормально, но ХХ... как ты и сказал, т.е. повышенный СО. Пытались с Костей на Выхинской судоверфи порегулировать прошивку на предмет ХХ ( за что ему огромное спасибо), но к сожалению чего я хотел ( исправить время впрыска)не получилось. Если я правильно понял, то это надо делать на уровне ПО.
З.Ы. Кстати, свечи довольно-таки чистые, одна даже с легким намеком на обедненную смесь.
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
asp, Уважаемый ASP.
У меня ВАЗ-21114 (Январь 7.2 (1411020-32)) и я решив найти схему КомбиЛодыря протоптал "весь" НЭТ ищя ото сооружение, которое Вы сварганили на колене за 1,5 часа. Но я не великий спец в оконцовке кабелей, будьте любезны на пальцах: как связать RS232 DB9M с 81 pin разъемом (в схеме 1 и 2 ножки, а в описании все 10-11). Заранее благодарен. gontar9961mail.ru

Попытаюсь ответить, насколько понял вопрос.
В схеме 1 и 2 "ножки" - собственно схематические. Т.е. означают они только то, что возле них написано - К-линия и "земля". А подключаются они к тем ногам на блоке, которые являются той же К-линией и минусом соответственно, т.е. на каждый тип блока по своему.
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
А возможна ли самостоятельная прошивка МИКАС 5.1
Возможна, горшки вон тоже не сами знаете кто обжигает. Только затратное это будет дело, и крайне геморройное. В тысячу раз проще сменить ЭБУ на более современный, который шьется через линию. В данном случае - Микас 7.1 под нитку
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Ребята, гдето видел в темке, что есть сайт фирмы которая делает индивидуальные прошивки...?

Сделать работающую индивидуальную прошивку заочно нереально, посему обращаться в подобные фирмы именно через сайт не советовал бы. Другое дело, если к ним приехать, но опять же, я поехал бы лишь к проверенным
 

lamob0t

Общительный
Регистрация
7 Окт 2008
Сообщения
59
Реакции
15
Баллы
85
asp,
сайт мне нужен лишь для того чтобы узнать адрес фирмы, и примерные цены на услуги.
Дело в том, что я вообще не представляю собственно ничего об этих фирмах а темболее о провереных, вот и попросил сюда скинуть ссылочки, т.к. думаю всетаки тут не будут кидать ссылки фирм не зарекомендовавших себя среди волговодов)
 

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
asp,
к вам несколько вопросов по первому посту
- вы прошивали через тот адаптер который на картинке?
- а программы надо покупать или они в свободном доступе?
- можно ли из Микаса7.1...01 сделать 7.1....31 (т.е. с нитки на пленку) прошивкой?
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
asp,
к вам несколько вопросов по первому посту
- вы прошивали через тот адаптер который на картинке?
- а программы надо покупать или они в свободном доступе?
- можно ли из Микаса7.1...01 сделать 7.1....31 (т.е. с нитки на пленку) прошивкой?

1) да
2) программы бывают разные, бесплатная в первом посте
3) нет, требуется аппаратная доработка
 

igortru

Постоялец
Регистрация
26 Янв 2009
Сообщения
243
Реакции
65
Баллы
130
прошил сегодня свой блок!


рабочее место



подключение для прошивки



МИКАС 7.1 изнутри, все залито лаком, хз как из водой заливает

 

derutro

Завсегдатай
Регистрация
20 Ноя 2008
Сообщения
1,098
Реакции
536
Баллы
265
МИКАС 7.1 изнутри, все залито лаком, хз как из водой заливает
Так в основном ноги заливает, от этого и глюки сначала появляются, а потом контакты зеленеют, и далее.......................:(:spiteful::mad1:
 
Сверху