• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,647
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Хм......там ещё и 644-я есть..... "теоретические" они...."живых" машин с ними не было....
http://almisoft.ru/romecugaz.htm
 

KillFlash

Бывалый
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
324
"живых" машин с ними не было....
Наверное потому что в основном такие машины (ЗМЗ-406, ДК, адсорбер, включение вентилятора, погружной бензонасос, фильтр топливный снизу, катколлектор) шли с блоками-аналогамми Микаса (у знакомого СОАТЭ)
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Наверное потому что в основном такие машины (ЗМЗ-406, ДК, адсорбер, включение вентилятора, погружной бензонасос, фильтр топливный снизу, катколлектор) шли с блоками-аналогамми Микаса (у знакомого СОАТЭ)
Или с ИТЭЛМОЙ....
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
"теоретические" они...."живых" машин с ними не было....
Микасы с 591-й реально есть.Под ЕВРО-2 с адсорбером,ДК,включением вентилятора через ЭБУ и прочим.Не знаю шли ли авто с такими ЭБУ с завода,но в продаже такие ЭБУ однозначно есть.
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Вытащил информацию из одной диагностической программки - очень просто и доступно для "начинающих эбунасильников"
 

Вложения

  • readme для начинающего диагноза.rar
    12.3 KB · Просмотры: 80

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Хм......там ещё и 644-я есть
Сегодня ее поставил на Микас 7.1......64(так как она последняя на Волгу шла), Первые впечатления чуть лучше Ителмы 5,6...03. Чуть резвее и нет проскоков детонации при резком нажатии педали газа. Но есть секундный проскок детонации при заводе(заводится хорошо без нажатии педали), но может это из за того что я вместе с прошивкой и епром ее поставил(так как на этом ЭБУ стоял вообще епром от 538 прошивки, а должен 601 стоять) и ДВС еще не наработал свою топливную карту как надо.
Да на этой прошивке поддержка кондиционера включена по умолчанию(вход(+)40нога запрос и выход (-) на 25 ногу реде кондера).
Еще обороты ХХ гдето 700, на Ителме были 800, при включении кондиционера и там и там 1000об.
Расход еще не могу сказать за один день, дальше посмотрим.
Теперь в раздумьях стоит ставить 40564-spt или она не лучше 644 будет? Как я посмотрел данная прошивка 40564-spt сделана на базе 538, все таки не из последних.

Да и остался открытым вопрос по епрому, встречал разную информацию про то что стоит ли его менять при заливке другой прошивки или сотавлять родную.
Одни говорят что лучше не трогать родной епром, что бы не валились глюки и ошибки ЭБУ, другие наоборот что при заливке новой прошивки стоит и его епром заливать.
Кто что подскажет по данному вопросу?
И какие прошивки на Волгу Е-2 самое то(538, 580, 644, spt или Газелевские-600, 601)
 

Вложения

  • 40564_spt.rar
    25.7 KB · Просмотры: 13
  • e0000644.rar
    25.6 KB · Просмотры: 10
Последнее редактирование:

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Для 7-го Микаса еепрум,кроме идентификаторов,ничего не "несёт".... адаптации тож в нём фиксируются....но больше,всё таки,фиксируется "мусор".... еепрум даж полезно,время от времени,очищать.... как? переписыванием)))

Добавлено через 4 минуты 48 секунд
И какие прошивки на Волгу Е-2
Е-2 подразумевает наличие (из электроники) ДК...при наличии редактора ты можешь любую прошку превратить из Е-2 в Р-83 и наоборот!!!
А выбор базового софта,на котором построена любая прошка-вопрос религии.... выбирай последний софт (он по любому в какой то степени правлен разработчиками) и докручивай его на своё усмотрение....
 
Последнее редактирование:

Полочанин

Освоился
Регистрация
1 Май 2013
Сообщения
33
Реакции
19
Баллы
49
Так,товарищи,не кидайтесь в меня помидорами за глупые вопросы....)))))Вчера благодаря стараниям товарища удалось прошить не снимая с машины ЭБУ,со 138 на 357 динамик(провод со 42 ножки инсталлировал в фишку разъема,вывел в косу и теперь он у меня навечно там есть))))Сам процесс прошивки занял минут 5,а вот подготовительный занял часа два,сначала с софтом секас,потом с коннектом с эбу секас был....Но дело не в этом....Подскажите,как долго происходит адаптация эбу к машине?Просто звук мотора изменился,ехать стала по другому,более отзывчива на легкие нажатия на педаль газа,динамика может чуть и улучшилась,а вот на газу вообще не едет,на разгоне пробовал,так обороты выше 3500 не подымались вообще....Значит,возник вопрос:можно ли замутить двухрежимную прошивку на 357 версии? Где то читал что нужно с эбу выводить с какой то ножки провод,для подключения к кнопке газа,чтобы заработала газовая прошивка,она отличается от бензиновой только корректировкой уоз?Все,теперь пинайте,только дайте ответ))))Извините за ламерские вопросы,я только учусь......
 

UYRI288

Заблокирован
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
412
Реакции
107
Баллы
144
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Редуктор газовый подстроить ннада.... а "газовая двухрежимка" = нонсенс и абсурд!!! Уже неоднократно обсуждалось!!!!!!!!!!
 
  • Нравится
Реакции: vlr

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Так,товарищи,не кидайтесь в меня помидорами за глупые вопросы....)))))Вчера благодаря стараниям товарища удалось прошить не снимая с машины ЭБУ,со 138 на 357 динамик(провод со 42 ножки инсталлировал в фишку разъема,вывел в косу и теперь он у меня навечно там есть))))Сам процесс прошивки занял минут 5,а вот подготовительный занял часа два,сначала с софтом секас,потом с коннектом с эбу секас был....Но дело не в этом....Подскажите,как долго происходит адаптация эбу к машине?Просто звук мотора изменился,ехать стала по другому,более отзывчива на легкие нажатия на педаль газа,динамика может чуть и улучшилась,а вот на газу вообще не едет,на разгоне пробовал,так обороты выше 3500 не подымались вообще....Значит,возник вопрос:можно ли замутить двухрежимную прошивку на 357 версии? Где то читал что нужно с эбу выводить с какой то ножки провод,для подключения к кнопке газа,чтобы заработала газовая прошивка,она отличается от бензиновой только корректировкой уоз?Все,теперь пинайте,только дайте ответ))))Извините за ламерские вопросы,я только учусь......

в газовой прошивке рисуешь УОЗ под газ и в combiloder собираешь двухрежимку по 50 ноге, пробуешь её залить. Если не получается то необходимо дорабатывать блок под двухрежимку.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
а "газовая двухрежимка" = нонсенс и абсурд!!! Уже неоднократно обсуждалось!!!!!!!!!!
Ладна Юр не пугай народ. Двухрежимка на газовом эжекторе необходима, хотя бы потому что есть возможность ездить нормально на газу и на бензине и не бояться что от того или от другого ДВС навернется(если под что нибудь одно подогнать прошивку).
И ни чего страшного в двух режимках нету, вон СОАТЭ помойму на официальном сайте двух режимки вылаживает свои, как раз газ-бензин.
Собтвенно двухрежимка позволяет практически бесплатно подстроить авто под два вида топлива,, а без нее нужен или БК стипа СКАТА-5 который управляет режимами отдельно(правит УОЗ, отключает форсунки и бензонасос, без ошибок ЭБУ) что собственно и делает двухрежимка(но она позволяет еще исключить ошибки ЭБУ, отключив ДК, бензонасос, так же что то по зажиганию исключает прострелы при торможением ДВС, так как редуктор газовый не понимает, что идет торможение и через РХХ сосет газ, а на бензине в таком случае отключаются форсы)
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Вчера благодаря стараниям товарища удалось прошить не снимая с машины ЭБУ,со 138 на 357 динамик(провод со 42 ножки инсталлировал в фишку разъема,вывел в косу и теперь он у меня навечно там есть))))Сам процесс прошивки занял минут 5,а вот подготовительный занял часа два,сначала с софтом секас,потом с коннектом с эбу секас был....Но дело не в этом....Подскажите,как долго происходит адаптация эбу к машине?Просто звук мотора изменился,ехать стала по другому,более отзывчива на легкие нажатия на педаль газа,динамика может чуть и улучшилась,а вот на газу вообще не едет,на разгоне пробовал,так обороты выше 3500 не подымались вообще....Значит,возник вопрос:можно ли замутить двухрежимную прошивку на 357 версии? Где то читал что нужно с эбу выводить с какой то ножки провод,для подключения к кнопке газа,чтобы заработала газовая прошивка,она отличается от бензиновой только корректировкой уоз?
Прийдется или ногу включения на 50 поменять или программой изменить с 50 на другую.
Вот готовые газовые прошивки из трехсотой серии, в том числе есть и на базе 357.
Вот ее описание:
Микас 7.1
Прошивка под нитяной ДМРВ с версиями ПЗУ - е0000138, е0000158, е0000357.
лить только с файлом еепром от 357 софта!
Изменены таблицы зажигания.
Переключение прошивок по 50 ноге ЭБУ.

Программа при помощи которой можно делать двухрежимки тот же комбилодырь(не могу прикрепить, если нужен то в личку мыло) - он кстате самый безопасный для Микасов в плане прошивок, по нему самый маленький процент завалов блоков на программном уровне, даже с его помощи если делать не по инструкции, еще надо умудриться(ну тама питание напутать)его убить.
 

Вложения

  • Тюнинговые прошивки Микас 7.1.rar
    285.2 KB · Просмотры: 55
  • EEPROM____.rar
    1.6 KB · Просмотры: 21

Полочанин

Освоился
Регистрация
1 Май 2013
Сообщения
33
Реакции
19
Баллы
49
Ребята,спасибо что откликнулись,обязательно попробую сделать прошивку двухрежимной,бортовик конечно заиметь было бы неплохо и избавил бы он от лишних проблем,но есть хороший товарищ,который мне поможет победить эбу и добиться нормальной работы машины на газу...Он шурупит в этих делах,а я лишь могу что то сотворить по образу,пойти проторенным путем)))))
Да,забыл спросить:как открутить хитрую гайку или болт под конус,который мозг крепит?Если это конусная гайка,то ее срубить зубилом можно,а если болт?
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,942
Реакции
3,811
Баллы
879
Если это конусная гайка,то ее срубить зубилом можно,а если болт?
Это болт со срывной головкой.Как на замке зажигания - закрутил и сломалась головка.Рубить,высверливать,пытаться открутить и т.д. - у кого как получается...
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Рубить лучше ненадо,сотрясение мозга как-бы непроизошло.Лучше болгаркой.
можно попробовать хорошими пассатижами, точно такие же болты и на хомуте замка зажигания стоят, вот тама только так и откручивал, так как болгаркой не подлезть там.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Болгаркой под отвёртку прорезать и отойдёт.
 
Сверху