• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
нет там ни где м/сHIP9010 (((
И как же тогда происходит обработка детонации по твоему?!?!? Смотри внимательно.

Добавлено через 3 минуты 43 секунды
Я нашёл на своей плате HIP9010 в правом верхнем углу, если взять плату разъёмом к себе.
 
Последнее редактирование:

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Да и правда, хип0045 не могу найти... Есть много разных мс, и не на одну нету даташита :((

Добавлено через 2 минуты 55 секунд
У меня абсолютно тоже самое. В любом случае это аналоги TLE5216...Логично предположить, что м/с прямо рядом с хип 9010 и есть аналог хип 0045, но цоколевка может не совпадать.

Добавлено через 9 минут 31 секунду
Хм, в инете в наличие многие из них есть, но не могу даташит найти.
 
Последнее редактирование:

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
Логично предположить, что м/с прямо рядом с хип 9010 и есть аналог хип 0045, но цоколевка может не совпадать.
Можете показать на моём фото расположение этой фото?
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
avata, в нижнем левом углу (как раз по фотке так и есть) - это драйвер форсунок (точно!), по цоколевке не соотв. той, что на схеме (должна быть TLE5216G). Чё за хрень?!?!?!
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
avata, Нашёл я эту м/с, правильно я подумал, и цоколевка СОВПАДАЕТ!!! Она под ХИП 9010!!!! Вот её и можешь проверять!!! 100%

Блин, устал... Глаза болят, мозг болит... Юзай на здоровье и проверяй ВСЕ напряжения и желательно всё-таки на авто. Приду, завтра проверю :)))) Чтобы всё сделал, иначе я тут зря потратил два часа выделывался...
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    95.4 KB · Просмотры: 28

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
ОООТлично!!!!!!!!!! Нашёл подтверждение моей теории вот здесь http://forum.chiptuner.ru/showthread.php?t=12609

На нашей "HIP0045" как раз написано "ATM39B", от ST. Так что верно 199%!!! Жду результатов замеров.
 

Красная Молния

Постоялец
Регистрация
9 Ноя 2009
Сообщения
324
Реакции
333
Баллы
165
товарисчи, прерву вас немного :)
кто в теме растолкуйте у меня есть мозг МИКАС 7.1 в наклейке его указаны следующие цифры:
МИКАС 7.1 (АВТЭЛ) 241.3763 000-01
Пзу: е0000541
серийный номер: 470699
Дата изг 06.2005
Ту 4573-003-45886863-99

так вот вопрос - какими версиями его можно прошивать? и если это необходимо какие доработки нужно вносить (ну кроме того как дорабатывать под пленку).
из последних цифр ПЗУ "541" - тут кто то сказал что 580-ая прошива не встанет и работать не будет, ибо м\с канала детонации нада с 9010 сменить на 9011

я так понимаю из модели это мозг под нитку,мозг куплен отдельно и мотор отдельно, и ДМРВ пока нет совсем.
 

vadim26

Постоялец
Регистрация
1 Сен 2009
Сообщения
135
Реакции
69
Баллы
109
товарисчи, прерву вас немного :)
кто в теме растолкуйте у меня есть мозг МИКАС 7.1 в наклейке его указаны следующие цифры:
МИКАС 7.1 (АВТЭЛ) 241.3763 000-01
Пзу: е0000541
серийный номер: 470699
Дата изг 06.2005
Ту 4573-003-45886863-99

так вот вопрос - какими версиями его можно прошивать? и если это необходимо какие доработки нужно вносить (ну кроме того как дорабатывать под пленку).
из последних цифр ПЗУ "541" - тут кто то сказал что 580-ая прошива не встанет и работать не будет, ибо м\с канала детонации нада с 9010 сменить на 9011

я так понимаю из модели это мозг под нитку,мозг куплен отдельно и мотор отдельно, и ДМРВ пока нет совсем.
Все правильно мозг под нитку. Без ДМРВ можешь для проверки двигла поробовать завести, но работать в таком режиме двигатель нормально точно не будет...
з.ы. Мой тебе совет: продай блок нафиг и купи любой с 580(590) прошивкой ,либо забудь про доработки т.к. надо не только перепаивать под пленку но и менять микруху на HIP9011.
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
из последних цифр ПЗУ "541" - тут кто то сказал что 580-ая прошива не встанет и работать не будет, ибо м\с канала детонации нада с 9010 сменить на 9011
Нет. Канал детонации там уже новый, нужно только под плёнку перепаять, что совсем не сложно.

Добавлено через 1 минуту 8 секунд
vadim26, не знаешь, не путай людей.

Это единственный блок с новым каналом ДД и ДМРВ нитка... Поэтому его и можно шить только 541й прошивкой.

П.С. А нахрена козе баян? 541я прошивка очень даже неплохая. Чем она Вас не устраивает?

Добавлено через 5 минут 45 секунд
Красная Молния, Насчёт ДМРВ - покупай нитку, но только арзамас в синей упаковке. Там абсолютно новая электроника на базе процессора обработки сигналов от Analog devices. Это лучшее (аппаратно) что я видел из всех ДМРВ, в т.ч. и плёнку... Там всё дубовое. Если двигатель во впуск не чихает, то датчик проработает очень долго.
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Красная Молния, У меня 541я, нареканий нет вообще, нет проблем с ХХ, холодным запуском и прочих характерных болезней. Советую, хорошее ПО.
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
Сделал по данному мануалу, все работает и гасится. Первый раз когда перепаяли детонация была, что только не пробовал, и датчики менял и проводку звонил, оказалось сама микросхема была "готовой". Купил еще одну, перепаял и все заработало.
 
Сверху