• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
Скорее +3. по крайней мере на моем БК
На моём(мультитроникс) - минус три (Для более раннего зажигания).
это может привести к прогоранию клапанов либо к потере мощности и перегреву
Не может. Даже если бы это был карбюратор. 3 градуса - это слишком мало чтоб так повлиять. Ну а про контроль детонации уже сказали.
 

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
детонация контролируется ЭБУ по факту срабатывания датчика детонации, то есть по факту детонации. Ну а как она детонацию исправляет я не в курсе. Но подозреваю что корректирует УОЗ. И в итоге получается вата =)
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
в том смысле что если возникнет детонация, то эбу скорректирует УОЗ сильнее, чем мы поправку и в итоге зажигание будет позднее. Ну хотя утверждать не буду и спорить тоже. На этом предлагаю дискуссию закрыть.
 

SRx666

Общительный
Регистрация
25 Апр 2009
Сообщения
90
Реакции
13
Баллы
84
Ну почему же, очень даже благодарное. Я бы для начала просто выставил ПУОЗ на 3 градуса пораньше (можно через БК) и поездил. Собсно, я так иногда и делаю, но мне очень не нравится, как начинает себя вести двигатель, он начинает резко реагировать на хоть малейшее передвижение педали газа. Например, когда режим двигателя сменяется с торможения на разгон. Нажимаешь, на 1% по БК, происходит резкий толчок, что мне очень не нравится. Поэтому в пробках выставляю в +(2-3) градуса. Разница есть и очень значительная. А если залить 95й, то разница ещё более ощутимая. НО!!! Одно дело просто линейная поправка на всех режимах, кроме ХХ, а другое - настроить прошивку под работу двигателя на границе детонации при мощностных режимах. Это уже со-о-о-всем другое. И даёт больший прирост мощности.

С углом я эксперементирую. Вот моя прошивка мне очень нравится может кто посмотрит ее может что то подправить или изменить а то если начинаю тапку давить уж очень большой расход. Расход зимой трасса 8.0-8.5 при 100-120 км/ч город 12.5-13.5 при средней скорости 20 км/ч.
ЗМЗ 406 ДМРВ сименс без ДК.
 

Вложения

  • WQZDA442 SRx666.rar
    25.6 KB · Просмотры: 31
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
чем мы поправку и в итоге зажигание будет позднее.
Ну так правильно. Смысл заключается в том, что у выпускаемых двигателей есть разброс параметров. Например форма камеры сгорания, качество свечей и прочее. Всё это влияет на возникновение детонации. У кого-то на одном и том же режиме детонации не будет, а у кого-то будет. Для этого можно предпринять некоторые меры: уменьшить рабочую температуру двигателя, отшлифовать камеру сгорания (хотя бы убрать облой). Уменьшить температуру впуска (снять нижнюю часть кожуха фильтра, . На 3102 вообще лофа в этом плане. Он не располовинивается, а разбирается сверху, остаётся только крышка. Заправиться 95м, в конце концов. Ну в общем даже после таких небольших поправок в двигателе можно поэкспериментировать с УОЗом.
 

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
Да без проблем мне ни жалко.
Кто попробует пусть отпишется о результатах,а то я смогу этими прошивками воспользоваться только недельки через две!!!
Залил суда,так как не в курсе куда нужно правильно заливать!
Тюнинговые прошивки Микас 7.1
http://depositfiles.com/files/6pdq32zsj
Серийные прошивки 7.1
http://depositfiles.com/files/296eyqri6
Накопал еще и вот такие,если нужно то залью еще !!!
Автомобили Волга, Газель, УАЗ
Серийные прошивки ЭБУ Микас, VS, Соатэ
МИКАС 7.2


Прошил сегодня 530_XTR10-31. ЕЕРОМ взял от серийки. Буду пробовать, о результатах отпишу.
ЗЫ: И все таки кто подскажет что нужно сделать что бы увеличить границу экономичного и мощностного режима? Просто поднять эти значения или еще какие то поправки в прошивку надо вносить?
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Я прошил 335, а епром взял от 580й :) интересно получилось. Приём довольно таки весёлый при резком нажатии, как на карбе. Раньше плавнее как то нажимал, а если резко топнешь, то не было такого старта. Теперь есть, от чего не знаю.:)
 

SRx666

Общительный
Регистрация
25 Апр 2009
Сообщения
90
Реакции
13
Баллы
84
ЗЫ: И все таки кто подскажет что нужно сделать что бы увеличить границу экономичного и мощностного режима?

Напишите Gumelю он занимался этим вопросом. Но если сильно поднять экономичный режим у меня как то вяло машина едет даже при большом угле открытия дросселя.
 

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
Неправильный вывод. Зажигание будет вовремя ;)

То есть правильный выбор это задираем угол "шопесец", а эбу сам сделает его идеальным, так сказать "вовремя"?

Добавлено через 2 минуты 14 секунд
Прошил сегодня 530_XTR10-31. ЕЕРОМ взял от серийки. Буду пробовать, о результатах отпишу.
ЗЫ: И все таки кто подскажет что нужно сделать что бы увеличить границу экономичного и мощностного режима? Просто поднять эти значения или еще какие то поправки в прошивку надо вносить?

короче пока не в восторге. Ехать стала хуже, расход пока рано замерять (была прошивка от Gumel с еером от 590)
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
а эбу сам сделает его идеальным, так сказать "вовремя"
Почти вовремя, можно сказать заранее. Есть таблица адаптации по детонации (из серии самообучения). Когда происходит детонация, во время обучения записывается максимальный угол отклонения, а затем при возникновении детонации (при том же режиме работы) в след. раз используется уже показатель из памяти. Я так понял. Поправьте, если это не так. Время жизни таблицы - около 15 минут (кто-то так писал, сам точно не знаю).

Добавлено через 6 минут 12 секунд
А вообще режим работы алгоритма по предупреждению детонации - ступенчатый. При возникновении детонации угол смещается с шагом на пол-градуса вверх, пока детонация не пройдёт.

Добавлено через 6 минут 26 секунд
То есть правильный выбор это задираем угол "шопесец",
НЕт, не так. Это временная мера для записи логов. В методике для этого и делаются логи. Если появляются небольшие пики по детонации, то угол в этом режиме надо вернуть в + Х градусов (смотря на сколько его подвинул алгоритм детонации в данный момент). Таким образом делаем прошивку на пределе детонации. Один минус- зависимость от топлива. Чуть топливо ГЭ, постоянно будет работать алгоритм детонации, что не есть гуд. Двигатель конечно не убьёт, но хорошо ему от этого не будет, ведь всё равно есть некоторое время срабатывания алгоритма. Но здесь на помощь придёт БК, на котором можно будет выставить угол в +2-3 градуса и хрен с ним бензином :)
 
Последнее редактирование:

Transporter

Общительный
Регистрация
26 Янв 2011
Сообщения
2
Реакции
0
Баллы
62
Приветствую всех! Так и не понял есть ли замена 541 прошивки? Мучает большой расход( 18-22л) Ошибок никаких нет. Есть в наличии:
ромокабель юсб;ноут;авто жрущее >20 л
 
Последнее редактирование:

Rut84

Постоялец
Регистрация
22 Май 2009
Сообщения
118
Реакции
50
Баллы
109
Transporter, зачем же сразу шить? Расход под 20л ни для какой прошивки не является нормой. Надо искать причину, а не зализывать болячки 'чоткими' прошивками - это первое. Второе - чтобы прошивать нитяной блок 541 прошивкой в нем должна стоять 9011 микруха канала детонации, если у вас 9010- то для неё последняя 357 прошивка. Диагностируйте машину вобщем)
 
  • Нравится
Реакции: vlr

дамир63

Бывалый
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
1,841
Реакции
759
Баллы
345
Не вдаваясь в подробности.Но иногда помогает поднять или опустить обороты хх.Элементарная подвижка дпз.Снять нижний винт.Ослабить верхний,датчик при этом возможно немного двигать.если будет положительная реакция в том виде и затянуть не устанавливая нижний болт.

Хорошо понимаю замечания доморощенных спецов,но иногда не плохо помогает .особенно при не совсем адекватным рхх или как его ещё называют рдв
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
Расход под 20л ни для какой прошивки не является нормой
ДЛя Соболя? Смотря как ездить. Но у меня тоже 541я, никаких нареканий на этот счёт нету.

Добавлено через 1 минуту 11 секунд
Так и не понял есть ли замена 541 прошивки
Нет, нету. Для этого блока - нету. Только если перепаять блок под плёнку, тогда можно и 580.
 
Последнее редактирование:
  • Нравится
Реакции: vlr

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Сверху