• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
на оборотах 3000 будут отключатся 2е форсунки, соответственно остаются работать 2 цилиндра
...:) и 406-й двигатель мощностью в 136 л.с. вдруг превращается... в 203-й ДРЫГатель мощьностью 68 л.с. (это оптимистичный прогноз). Хорошо, если машина вообще ехать будет. Но так-то вроде есть машины у которых отключаются цилиндры в режиме, эконом, но это не наш случай.
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
Волга на 2-х цилиндрах, там же не V8 что-бы так делать
не а с другой стороны из ваз2108 сделали же "Оку", а почему из волги по трассе не сделать что то на подобии, согласен мощьность будет теряться на прокрутку нерабочих цилиндров, но ко мне как то подъехал уазик с вопросом посмотреть, работал как то не так, подтраивал, спросил что делал сказал ,что меняли свечи но лучше работать не стала, это был понедельник , утро, а машина так работает с четверга, при подключении сканера показались ошибки: пропуски воспламенения 3 и4 цилиндров, (диагностика проводилась в салоне, т.к на улице холодно) логически подумав не мог определить в чем дело, ведь катушки подают искру на 1 и 4, 2 и 3, соответственно обе катушки работают, раз работают 1и 2 цилиндры, решив что провода не одели до конца пошли смотреть и о чудо - водитель со стажем 10 лет подключил к первой катушки 1 и 3 провода, а ко 2й - 2и 4 и ездили так 3е суток, вот только почемуто бензину уходило в 2 раза больше, но не в этом дело, движок ведь работал и уазик еще ездил по разрезу (подъемы от 12 до 30 градусов а местами и 45), дак неужели по трассе по прямой на больших оборотах движок на 2х цилиндрах не утянет волгу (это просто теория, так как у меня нет в личном пользовании такого движка, а наши волговоды боятся, ведь они ездят с начальством, а там сами знаете не известно как он себя поведет если в -30 машина на трассе вдруг не поедет)

Добавлено через 11 минут 55 секунд
Посмотрите на мои прошивки, которые я выкладывал, посмотрите где идёт эконом и где мощностьной по педали газа, посмотрите на УОЗ, станет всё понятно, получите эконом прошивку.
я конечно понимаю, работы произведено не мало, но я с детства не любил читать а искать где вы выкладывали прошивки, это надо весь форум заного перелистаь, не могли бы вы, как то их в одно сообщение скинуть и допустим в шапку, чтоб для поисков время не терять, а то как то у меня жена и так уже ругается что целыми днями то на работе, то за компом, то в гараже, а с маленькими детьми очень мало времени провожу

Добавлено через 3 часа 49 минут 49 секунд
Похоже на обрыв силовой земли или "+". Может стабилизатор накрылся? Обратите внимание, что все ошибки связаны именно с исполнительными механизмами, а не с датчиками. Нет ошибок ДМРВ, или ДПДЗ, или даже температуры воздуха.

Во.Покопался, нашёл. Исполнительными механизмами управляет TLE5216, у неё встроенные функции диагностики выхода силового ключа. В случае, если питание микросхемы отрубить, то когад мозг будет сдвигать регистр в SPI порте диагностики, то всегда будет получать "0" во всех битах, а по даташиту это означает КЗ всех линий.
подскажите, я дома при помощи компа и адаптера к-линии и мультиметра могу проверить блок, если да, то куда чем ткнуть, желательно показать на фото, которые я раньше приводил, и че на мультиметре должно показывать, проблемма в том что на уазовском (микас 7.2 прош. е000628) после аварии идут ошибки замыкания всех форсунок, ну я уже писал, или это можно делать только на машине, причем ошибки на машине показывает только про форсунки, остальное все в норме
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Сегодня поставил блок с подправленной 158 пршивкой, работает на ура и завелась в -12 с первой попытке, хотя акб крутил не весело. Сначала подумал даже что всё, но тут вжик и заработала :) Ай да я , ай да молодец, залез в прошивку ;) нашевелил графики не зная что куда ;)
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
В общем основа 580 прошивка
я тооже нашол, 2 часа сидел листал и читал, и меня ввело в ступор - в основе 580 прошивка, ее можно всунуть, в уаз допустим, прошивки различаються в основном под какое оборудование оно заточено, я прав?
и еще у нас на уазике стоит блок под ниточный ДМРВ, он навернулся, давно, стоит другой, этикетки нет, по всей видимости сименс, пленочный (по внешнему виду), нет нет выскакивает ошибка - неправильное показание ДМРВ, если подсунуть под хомут этого датчика отвертку, то на холостых расход воздуха выравнивается до 15-16 кг/ч, а если убрать отверку, то 21-23 кг/ч, я вот че думаю, а если в прошивке поменять калибровку на сименсовский ДМРВ, будет ли работать как должно или надо всетаки датчик менять на тот который должен быть?
 

Spawn

Постоялец
Регистрация
6 Сен 2010
Сообщения
301
Реакции
133
Баллы
145
cania, под разные датчики идет разный набор микросхем в БУ. и без этикетки это тоже нитка значит, (у них как минимум колодки разные будут) а ошибка совершенно верно показывает, раз при подсосе воздуха через отвертку норм значения начинабт идти
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
а ошибка совершенно верно показывает, раз при подсосе воздуха через отвертку норм значения начинабт идти
не, отвертку пихаем до датчика, тем самым изменяем угол входа воздуха в датчик, а на счет подсоса как может двигатель, который по стандартам расходует воздух около 15 кг, расходует 22 в среднем на холостых, ответ разные обороты не канает, - 3 уазика одни и те же обороты, сечас не помню какие, на 2х 14-15, а на этом 21-23 и расход на нем около 25литров топлева на сотню, двигатель ему никто не растачивал, одно из двух либо датчик врет, либо нужен попросту родной...
 

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
Что это значит? Каким образом угол меняется?
у ДМРВ есть напрвление, в котором его надо ставить, потаму что на входе стоит пластмассовая решотка, а за ней металическая сетка, которые выравнивают поток воздуха, чтоб по всему диаметру проходного отверстия датчика воздух шол равномерным потоком, а считывается показание только в одном месте, с учетом прохождения в одном месте, умный датчик показывает, сколько воздуха проходит через весь датчик, а если перед датчиком (2-3 мм) поставить какой нибудь предмет, который будет изменять угол поступления воздуха, то и показания датчика изменятся...
 

Sputnik6

Постоялец
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
199
Реакции
105
Баллы
145

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
если фильтр снимаем, еще больше расход воздуха идет, соответственно и обороты возрастают и время впрыска увеличивается, как я понял, там время впрыска зависит от расхода воздуха, чтоб выравнить смесь, а свечи черные...
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
если фильтр снимаем, еще больше расход воздуха идет
От снижения сопротивления на впуске повышаются обороты, отсюда и расход воздуха. Если у Вас действительно большая разница при снятом патрубке и одетом - значит фильтр сильно забит.
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
Если у Вас действительно большая разница при снятом патрубке и одетом - значит фильтр сильно забит
даже если забит, то почему с фильтром, при одетом патрубке, расход воздуха показывает большой...
я спрашивал, если в прошивке поменять калибровки, ДМРВ, теоретически улучшения будут?
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
теоретически улучшения будут
Что за вопросы!?! Конечно будут. Но только каким образом ты узнаешь реальную зависимость конкретно твоего датчика? Тебе сначала надо будет снять характеристику ДМРВ на спец. стенде. А завышает ДМРВ когда начинает умирать.

В общем это не устранение неисправности, а решение вопроса на некоторое время, а затраты... Побольше, чем просто купить новый датчик.

Добавлено через 1 минуту 58 секунд
21-23 и расход на нем около 25литров топлева на сотн
При каких оборотах 21-23 кг/ч???
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Надо проверить давление топлива в рампе.
Ну так если у него ДМРВ завышает, то и впрыск будет завышать, естественно и свечи заливать по полной будет. Пускай сначала исправит траблу с ДМРВ, а там уже видно будет.
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Пускай сначала исправит траблу с ДМРВ, а там уже видно будет.
Померить давление в рампе и знать конкретное значение - это не лишнее при настойке работы ДВС.
 
Сверху