• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Брал сёдня комп в гараж,В программе My Tester GAZ выставлял шаги РДВ и расход литров в час уменьшался,ставил и 1.1л/ч и 1.3л/ч и даже 0.9л/ч но на 0.9л/ч обороты 600.Самое что понравилось это 1.3л/ч,двигатель работает спокойно(не тресётся)оборотов примерно 750-800 но когда выключаю прогу и заново включаю шаги РДВ опять на том же значении что и были 81 шаг, а выставлял 70-75шагов.Так огорчился что не могу сохранить мои значения.Сейчас жрёт 1.5л/ч и впрыск 4.8-5мсек(очень много)
А есть ли какие нибуть программы (без ключа или с таблеткой)которые могут сохранять внасимые изменения? В AutoTester тоже можно менять шаги но опять же они не сохраняются.больше программ никаких не знаю...Дайте пожалуйста ссылочку на хорошую прогу которой можно настраивать и сохранять параметры.

Если это всё настраивается с помощью газоанализатора то скажите....и поеду тогда в сервис.
 

Хохол

Свой человек
Регистрация
15 Окт 2006
Сообщения
4,158
Реакции
3,952
Баллы
754
стас, как же тебе объяснить то.... не обращай внимания на эти 1,5 или 0,9 л\ч

Скажи какой реально у тебя расход топлива на 100 пройденных км.????

Такие переменные как: 1. Время впрыска форсунок
2. Шаги РДВ
3. Угол опережения зажигания
Рассчитывает и выставляет блок управления. То что ты регулировал через диагностическую программу это тестовый режим работы систем ДВС. Может ты заметил, что там можно ещё регулировать температуру воздуха и температуру ОЖ :)))) как понимаешь их изменить нельзя, а тем более сохранить изменения.

Холостой ход стабильный? не плавает? Машина на передаче при оборотах 1000 едет без рывков?

Чисто для ознакомления, можешь покрутить регулятор на ДМРВ и сразу увидишь как будет понижаться и повышаться расход на ХХ. Попробуй крутить этот винт пока шаги РДВ не упадут до 60. Тогда и время впрыска уменьшится....НО

Не надо не чего этого делать если работа ДВС и расход устраивает!!!! Повторюсь... расход в 14 л. по городу это норма!!!!!
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
как же тебе объяснить то....
Спасибо...теперь понял принцип работы этих переменных.

Я недавно токо открыл сезон(зимой не ездию) Мой расход если верить БК,я проезжаю от дома до института (7км) и выходит 1л200грамм на 7км.Средняя скорость не по БК ,а от себя 55км/ч.
Холостой ход колеблиться в районе 840-870.на передаче при оборотах 1000 едет без рывков.
Крутил ДМРВ и смотрел на работу двигателя.Покручу-погазую...как двигатель начинает спокойно работать перестаю крутить.Я её прошил на днях динамическую залил вроде коммерческую 357_XTR10_01 машина стала очень динамичная,как будто появился ещё один целиндр или скинула 300кг но параметры остались вроде бы такие же, что и были на старой прошивке.Ну ладно, поездию и на СО поеду регулировать с газоанализатором.
 

argo-66

Коренной житель
Регистрация
6 Окт 2009
Сообщения
2,734
Реакции
3,078
Баллы
515
Хохол, регулировать можно и на нитке и на пленке ,только на нитке холостой регулируется через потенциометр ,в остальном эдентично . и если регулировали через комп холостой ,то он регулируется ,но не сохраняется ! и все вернется к положению потенциометра на дмрв. (холостой я имею в виду)
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Забыл написать.Вот некторые показания.
Соотношение воздух/топливо (VALF):1.047 (вроде бы это должно быть меньше 1)
Коэффициент коррекции топливоподачи (RCOK): -0.051
Коэффициент коррекции СО на холостом ходу (RCOD): -0.168
когда кручу ДМРВ показания (RCOD) меняется щяс стоит (RCOD): -0.168
 

derutro

Завсегдатай
Регистрация
20 Ноя 2008
Сообщения
1,098
Реакции
536
Баллы
265
Холостой ход колеблиться в районе 840-870.на передаче при оборотах 1000 едет без рывков.
Это нормально. На инжекторе происходит такая хрень: чуть смесь обогатится - мозг её беднит, обеднела - богатит... И так постоянно - это принцип работы инжекторного двигателя. Он не может постоянно поддерживать идеальные обороты. Просто всё происходит достаточно быстро, и не мотор, не мы не реагируем на эти изменения.
 

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
стас, У меня тоже были "завышенные" показатели. Поставил новые форсы БОШ 107 ( достались по 510р -считаю не дорого). Ничего не регулировал, воздух и время впрыска упали сами. Пробег 500 км ( среднегородской), расход -хотите верьте, хотите нет-11 л/100км. Средняя скорость по БК 38 км/ч. До замены мотор крутил мах до 3500 об ( 2-я, 3-я при обгонах, но на МКАДе не более 120 км/ч). Сейчас спокойно до 4000, т.к. машинка совершенно по другому реагирует на педаль газа.
 

Хохол

Свой человек
Регистрация
15 Окт 2006
Сообщения
4,158
Реакции
3,952
Баллы
754
Это нормально.
это не нормально!!!!
Если мотор не Евро 2 то ХХ у него должен быть стабильным.
Допустимые колебания это 5-10. Если раскачка холостых уже 50 надо смотреть... возможно на ХХ беднит....
 

vadim26

Постоялец
Регистрация
1 Сен 2009
Сообщения
135
Реакции
69
Баллы
109
это не нормально!!!!
Если мотор не Евро 2 то ХХ у него должен быть стабильным.
Допустимые колебания это 5-10. Если раскачка холостых уже 50 надо смотреть... возможно на ХХ беднит....
Хмм... у меня обороты "гуляют" от 790 до 870 , значит они должны быть 840(значение прописанное в прошивке) +-10 ? з.ы. Заливал 590,580,XTR, но все пофиг и повышенная вибрация XX как 402.1 на 76 луце :( (подушки двигателя 3102 и пружинная 3 опора).
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Создал сегодня прошивку, точнее переправил ту что была у человека.

По зажиганию!!!! с этой прошивкой желательно уменьшить уоз примерно на 1-2 градуса, в общем зажигание выставлено на гране детонации, если вы ездите на 95 бензе то ставьте не думая прошивку, будет получше, должно быть лучше родной это уж точно!!!.
Если на 92 то желателен бортовой компутер который может править УОЗ, прошивка сильна много не выкатывалась, не было времени у человека.
Сама прошивка экономичная, и при этом по динамике заметно лучше стоковой, но это не предел!!!, можно взять и ещё сильнее обогатить смесь в мощностном режиме!!!
Вообще по моим ощущением до 2000 можно уоз убавить градуса на 2 до 2500 на 1 градус, дальше родной уоз этой прошивки, в общем движки разнятся, пробуйте.
На базе 580
 

Вложения

  • UYZDA442 костина2.zip
    27.3 KB · Просмотры: 69
Последнее редактирование:

ser2004

Постоялец
Регистрация
19 Апр 2007
Сообщения
46
Реакции
57
Баллы
110
Создал сегодня прошивку, точнее переправил ту что была у человека.
а ты в какой проге это делал, чето немогу найти. Нашел только ChipTuningPRO 2.12 и ChipExplorer Lite 1.5. Но хочу ченить получше, поделишся? :)
 

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
Gumel_John, Посмотри повнимательнее УОЗ на эконом.режиме. У тебя там пропуск корректировки при "показе всех точек". Или так должно быть?
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
rds, если при расходе воздуха за 300 то это не страшно
ser2004, где-то я кидал все прогу уже тут на форуме, попробуй поищи в какой-то теме уже писал. Чип тюнинг про 4,1 в нете много её, да и на форуме точно есть.
 
Регистрация
7 Апр 2009
Сообщения
4,762
Решения
1
Реакции
7,455
Баллы
844
имею вопрос по первой части названия темы. Нужна прога чтоб родиагностировать микас 11 евро 3 на 405-ом моторе. прога kwd-p (для микасов 10 и 11)не конектится.
 

moreman

Постоялец
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
204
Реакции
14
Баллы
120
asp ''Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК."
Мне нужно под 9, это как на рисунке?
 

Вложения

  • k-small1.gif
    k-small1.gif
    5 KB · Просмотры: 78
Последнее редактирование:

klm

Общительный
Регистрация
25 Апр 2010
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
в блоке микас 5.4 сгорели два резистора, нигде не могу найти схему.
подскажите пожалуйста!!!!!! какое у них должно быть сопротивление?
и почему они могли сгореть?
фото:
http://foto.mail.ru/mail/klmo123/_myphoto/4.html#4
http://foto.mail.ru/mail/klmo123/_myphoto/4.html#2
http://foto.mail.ru/mail/klmo123/_myphoto/4.html#1
http://foto.mail.ru/mail/klmo123/_myphoto/4.html#3
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Сегодня наткнулся на программу в нете "CTP-3.21 FULL" если кому-то надо могу выложить, говорят более правильно программа работает с прошивками, мол графики не врут.
Так вот вместе с программой были установлены, вернее встали сами прошивки для нашемарок в основном.
Сейчас я их вам выложу.
Открывать оба архива!!!! в каждом архиве свое, 1 архивом не влазиет на форум :(

"357_XTR10 - 01 Микас-7.1-01 нитевой ДМРВ, любой серийный софт
357_XTR10 - 31 Микас-7.1-31 пленочный ДМРВ, серийный софт 335
530_XTR10 - 31 Микас-7.1-31 пленочный ДМРВ, серийный софт 530
М54_XTR10 Микас-5.4 любой серийный софт
40522-2 Микас 7.1
Газель, Соболь с двиг. ЗМЗ-405.22 Устранены проблемы с ХХ, снижен расход топлива (до 16/100 в режиме маршрутки),
нет ограничения скорости. Динамика не пострадала. "

Но это не всё что в архиве!! В архиве 11 прошивок!!!
 

Вложения

  • часть 1.zip
    184.9 KB · Просмотры: 267
  • часть 2.zip
    133.9 KB · Просмотры: 220
Сверху