• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,640
Последнее редактирование:

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Подскажите,если в диагностический разъём подпаять на + и - клемму для батарейки "крона" на 9 в. ,То при отключении аккума и наличии батарейки в колодке,карты топливные останутся ? Хватит ли 9в. Для сохранения карт ? Или нет ?
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
,если в диагностический разъём подпаять на + и - клемму для батарейки "крона" на 9 в. ,То при отключении аккума и наличии батарейки в колодке,
...
Тогда электричество из батарейки через провода от ЭБУ пойдет во всю бортовую сеть со всеми вытекающими...
Не надо этого делать, память с прошивками энергонезависимая.
 

Вольга

Актив Форума
Регистрация
6 Дек 2007
Сообщения
12,123
Решения
1
Реакции
5,468
Баллы
1,545

Shershavchyk

Постоялец
Регистрация
2 Дек 2020
Сообщения
959
Реакции
275
Баллы
160
Хватит.
Но. Надо ставить диодну. развязку, чтобы Крона не питала стартер, а аккумулятор не пытался зарядить Крону.

Я вот склоняюсь к той мысли, что прежде чем что-то делать, надо понимать, что мы хотим получить на выходе. Пока я что-то хода мысли не уловил:pardon:
 

Климов А

В доску свой
Регистрация
2 Окт 2011
Сообщения
1,333
Решения
1
Реакции
247
Баллы
345

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,176
Реакции
851
Баллы
265

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Всем привет. Подскажите,где искать причину. На улице до 25-28 град.всё в порядке. Если выше,то после запуска двиг ,хх проседает до 500 об. И выходит на хх в 850 об через 4-5 сек. При сбросе газа,тоже самое.на газу также,но чувствуется,что двиг троит.повысив обороты двиг"просирается",и норм работает,пока опять не сбросишь обороты на хх. При понижении температуры или с утра на холодную всё норм. Фильтр воздуха чистый,меняный. 158 прошивка. Спасибо.
 

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,176
Реакции
851
Баллы
265
Всем привет. Подскажите,где искать причину. На улице до 25-28 град.всё в порядке. Если выше,то после запуска двиг ,хх проседает до 500 об. И выходит на хх в 850 об через 4-5 сек. При сбросе газа,тоже самое.на газу также,но чувствуется,что двиг троит.повысив обороты двиг"просирается",и норм работает,пока опять не сбросишь обороты на хх. При понижении температуры или с утра на холодную всё норм. Фильтр воздуха чистый,меняный. 158 прошивка. Спасибо.

Попробовать отключить или вынести из впускного коллектора датчик температуры впускного воздуха. Лучше поближе к фильтру.
 

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Я понимаю,что этот датчик нагревается до температуры двигателя.коллектор то горячий.а мерять температуру может надо после дросселя,(который тоже греется).
 
Последнее редактирование:

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,176
Реакции
851
Баллы
265
Я понимаю,что этот датчик нагревается до температуры двигателя.коллектор то горячий.а мерять температуру может надо после дросселя,(который тоже греется).

Измерять нужно на уровне дмрв, там даже есть свободный пин, на котором есть датчик температуры. И в некоторых газелях видел, что именно он задействован, а в коллекторе отсутствует отверстие, только отлив. По этому можно просто вынести датчик дальше. На крайний случай просто повесить под капотом.
 

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Спасибо,попробую.

Добавлено через 14 часов 23 минуты 21 секунду
Привыносе дтв на почти корпус дмрв,выдаёт ошибку.низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха.
 

Duper

Завсегдатай
Регистрация
12 Июн 2009
Сообщения
1,176
Реакции
851
Баллы
265
Спасибо,попробую.

Добавлено через 14 часов 23 минуты 21 секунду
Привыносе дтв на почти корпус дмрв,выдаёт ошибку.низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха.

Это обрыв цепи либо неисправность датчика.
 

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Странная штука.новый датчик той же фирмы лизар имеет обратное подключение.меняю местами провода на фишке датчика,новый работает,а мой нет.взял до кучи пекаровский датчик.19.3828000 та же песня.мой работает ,оба новых нет.меняю местами провода ,и всё,новые работают,старый нет. Немогу понять в чём хрень.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,907
Реакции
3,801
Баллы
879
Немогу понять в чём хрень.
Не покупайте всякую хрень.Датчтки от ПЕКАР,ЛУЗАР,АВТОТРЕЙД,ЗОММЕР и прочие НЕ РАБОТАЮТ сновья.:bayan:Есть два проверенных производителя - АВТЭЛ(Калуга) и РИКОР (Арзамас).
 

Анатолий 73

Освоился
Регистрация
14 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
4
Баллы
34
Спасибо за инфу.
Надоело мне бороться с троением в жару.заменил дмрв на плёнку,и поставил другие мозги с 644 прошивкой. Стоял ДК без дела,сейчас пусть трудится. Авто поехало.будем наблюдать.упал расход топлива. Склоняюсь к мысли,что прошивка кривая досталась. Перепрошью со 158 на 357. Будут запасные. Всем спасибо.
 
Сверху