Ответ: Протяжка ГБЦ 2000р.
Дабы не сочинять привожу цитату
"
Степень расширения металлов учитывается коэффициентом термического расширения - a. Коэффициент показывает, насколько миллионных долей длины детали расширяется материал при нагреве на один градус Цельсия. Для чугуна этот коэффициент a= 13,08*10-6 (мм/мм °С) [1]. Для алюминиевого сплава АЛ-10 этот коэффициент a=23,8?10-6 (мм/мм °С) [2]. Изменение длины - DL (мм) можно подсчитать по формуле:
DL = DT* a* L,
где L – длина нагретого участка металла
DT – разность температур при нагреве – охлаждении.
Итак, при минус 20°С высота гильзы уменьшится, нежели чем при 90°С на величину:
DL = 110*13,08*10-6*118 = 0,1697784 мм
Также, при минус 20°С высота блока цилиндров уменьшится, нежели чем при 90°С на величину:
DL = 110*23,8*10-6*118 = 0,308924 мм
Разница в размерах составит 0,1391456 мм. Если результат округлить, то станет ясно, что прокладка в месте стыка головки блока и блока цилиндров получила зазор в одну седьмую часть милиметра. Это уже достаточно для незначительного подтекания Тосола. Теперь представьте, что вы завели двигатель на этом морозе и начали его прогревать. В этот момент чугунная гильза уже начала нагреваться и еще приподнимать головку блока вверх, попутно ещё вытягивая шпильки крепления. А блок цилиндров пока еще холодный. Зазор увеличится еще в большей степени и достигнет почти половины милиметра. Помпа создает давление охлаждающей жидкости, а термостат закрыт. Куда деваться Тосолу? Тосол в этот момент обильно окропляет снег под автомобилем. И только когда блок цилиндров также нагреется до 42°, зазор исчезнет (все расчеты не приводятся, чтобы не утомлять читателя). Все эти расчеты не идеально точны, поскольку невозможно точно определить перепад температур у деталей внутри реально работающего двигателя. Хотя совершенно ясно, что температура гильзы прогретого мотора явно выше ста градусов. И морозы возможны более сильные. Поэтому раскрытие стыка деталей имеет на практике гораздо большие величины. Видите, как просто объясняются многие дефекты двигателя ГАЗ-24? Понятно, почему деформируется головка, "вылезают с мясом" шпильки крепления, течет Тосол, гильза очень быстро приобретает форму бочки, прогорает прокладка и т.д. Налицо явные просчеты конструкторов. Но бьют они по вашему карману.
"