Греть-не греть спор почти религиозный, и как всякие теологические споры, бездоказательный. Аргументы типа "мотору это не понравится" или "никогда не грею и ничего..." ни одну сторону убедить не смогут. Особенно, когда спор идет между обладателями автомобилей с принципиально разными моторами. Позвольте попробовать "устаканить" вопрос.
1 – Что происходит при прогреве мотора
У любого двигателя – дизельного, бензинового, карбюраторного или инжекторного, при прогреве от отрицательных температур до 30-40 градусов С, двигателю вручную или автоматически задаются повышенные обороты ХХ (до 1500-1700). При этом одновременно принудительно обогащается рабочая смесь. Оба фактора вынужденно необходимы, поскольку в непрогретом моторе:
а) велико сопротивление движению деталей двигателя из-за высокой вязкости масла;
б) часть топлива не участвует в процессе сгорания, а оседает на стенках цилиндров, разжижая и без того скудную смазку;
в) термостат двигателя перекрывает движение ОЖ через радиатор, но движение ОЖ по «малому кругу» (двигатель-отопитель салона) открыто. ОЖ, едва нагревшись в моторе, остывает в радиаторе отопителя и возвращается в двигатель холодной. Вследствие этого возникает перепад температур внутри двигателя от первого цилиндра к последнему;
д) часто выдвигается мысль масляном голодании в режиме прогрева. На самом деле режим ограниченной смазки имеет место быть только в узле цилиндр-поршень-кольца, остальные узлы двигателя получают смазку в должном количестве. Времена, когда в моторах использовались масла типа СУ, которое при -10 градусах превращалось в студень, канули в Лету. Моторное масло самого распространенного класса вязкости 10W40 обеспечивает нормальный запуск холодного двигателя до температур -20…-25 градусов С. Поэтому разговоры о том, что масляный насос не успевает засосать масло и доставить его к узлам трения беспочвенны. В исправном моторе масло заполняет масляный насос, масляные каналы, масляный и зазоры в узлах трения фильтр неограниченно длительное время после остановки двигателя. Поэтому, даже работа двигателя с горящей лампочкой давления на оборотах холостого хода в течении 15-40 секунд не наносит ему вреда.
2 - Какой режим прогрева стоит считать оптимальным.
Исходя из сказанного в п.1 следует, что прогрев двигателя должен быть по возможности быстрым, чтобы как можно быстрее прогрелись блок, головка и впускной тракт. В результате этого:
а) холодное масло, поступая из поддона, будет подогреваться в каналах блока и его сопротивление движению деталей уменьшится;
б) сократится время работы двигателя, когда топливо, смывает смазку на стенках цилиндра;
в) для более быстрого прогрева необходимо исключить или сократить захолаживание двигателя через радиатор отопителя салона;
г) для снижения перепада температур в разных частях двигателя необходимо обеспечить высокую скорость циркуляции ОЖ по системе охлаждения.
3 – Как прогревать двигатель
Идеальным вариантом прогрева любого мотора следует считать прогрев на ХХ на месте после запуска примерно в течении 1 минуты. Вентилятор отопления салона, в идеале, должен быть отключен, а кран отопителя закрыт. Далее включаются фары, обогрев заднего стекла, первая передача и начинается движение ТОЛЬКО на ПЕРВОЙ передаче со скоростью 15-20 км/ч.. Это соответствует примерно 2500-3000 об/ мин.. При исправном двигателе и всех его систем, и исправном кузове и исправной системе вентиляции и обогрева мотор прогреется до температуры 65-75 градусов за 500-800 метров. Это всего 1,5-2 минуты движения, вместо 5-10 минут прогрева на ХХ на месте. После этого можно включать любую нужную передачу, отопитель салона и прочие удобства.
Почему правильно прогревать двигатель именно в таком режиме?
1 - мотор, нагруженный небольшой нагрузкой (генератор, первая передача) быстрее нагревается, поскольку отдает на вал некоторую мощность. За счет этого сокращается время, когда смазка на стенках цилиндра разжижается и смывается топливом;
2 – высокие обороты коленчатого вала обеспечивают хорошую подачу смазки к узлам трения и хорошее разбрызгивание масла для смазки ЦПГ;
3 – высокие обороты двигателя обеспечивают высокую скорость циркуляции ОЖ, вследствие чего снижается перепад температур в двигателе и тем самым сокращаются деформации корпусных деталей и износ двигателя;
4 – отключенная система отопления салона способствует быстрейшему прогреву двигателя.
Как все технические решения, данный метод имеет свои ограничения. На карбюраторных двигателях физически невозможно начать движение до некоего минимального прогрева. Отдельные, очень продвинутые заграничные карбюраторы (на Волгах таких не бывает), дают/давали возможность начинать движение при минимальном нагреве двигателя в -5+10 градусов. И тут уж ничего не поделаешь – сиди и терпи, пока мотор не позволит двигаться. В бензиновых моторах с системами впрыска топлива движение можно начинать в любой мороз уже через минуту прогрева на ХХ, а в дизельных двигателях немедленно после запуска.
Данный режим прогрева применяется лично мною в течение многих лет на самых разных автомобилях, всеми нашими сотрудниками, многими нашими клиентами, которые прислушиваются к рекомендациям. Метода описывалась и рекомендовалась еще лет 20-30 назад журналом «За рулем», описана на моей страничке здесь _http://diesel.dcp.kiev.ua/RemPechki.html и каждый год обсуждается на Авто.ру _http://search.auto.ru/boards/e/?q=%CA%E0%EA+%EF%F0%EE%E3%F0%E5%E2%E0%F2%FC+%E4%E2%E8%E3%E0%F2%E5%EB%FC&where=0&sort=0&sort_direction=0&author=alex+diesel&board%5B%5D=148&date_start=&date_end=&rows=30