• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Полный юзер мануал по установке электровентилятора на 402 мотор

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Что дает установка электровентилятора на 402 мотор? Во-первых, в холодное время двигатель гораздо быстрее прогревается. Во-вторых, на больших оборотах крутящаяся штатная крыльчатка потребляет некоторый процент мощности двигателя, и можно ожидать небольшого снижения расхода топлива (говорят, на газелях это "немного" доходит до пары литров). В-третьих, говорят, снижается шум двигателя, но я этого не заметил.

Существует инструкция по установке на Волгу тазовского вентилятора _ttp://volga-gaz.ru/tunung/?url=8, но она достаточно краткая и новичок столкнется с рядом подводных камней, как очевидных, так и не очень. Кроме того, описанная в ней переделка требует вытачивания переходника и пайки радиатора, что совершенно необязательно. Постараюсь описать процесс установки максимально подробно, обращая внимание на различные грабли.

Итак, первое - нужно найти, собственно, сам электровентилятор. Можно купить в магазине, но я поехал на разборку и скрутил с небитой шахи вентилятор вместе с кронштейном, на котором он крепится, что обошлось всего в 250 рублей. Если будет выбор, то выбирайте вентилятор:

а) лучше импортный (мне попался югославский);
б) свободно вращающейся без заеданий;
в) без осевых и радиальных люфтов вала эл.двигателя;
г) не забудьте при покупке проверить его, подключив к аккумулятору.

Дома вентилятор надо отчистить, если моторчик разбирается, то разобрать и сделать ревизию подшипникам и щеточному узлу. Если двигатель неразборный, можно просверлить миллиметровое отверстие в корпусе по оси заднего подшипника и шприцом залить туда масла, после чего заклеить отверстие кусочком скотча, передний подшипник смазывается тем же шприцом при снятой крыльчатке. У меня после этой процедуры моторчик стал вращаться на порядок лучше. Если вы придерживаетесь принципа, что под капотом тоже должно быть красиво, не помешает слегка подкрасить кожух крыльчатки, если он ржавый или облезший. Говорят, в природе существуют 6-лопастные крыльчатки, которые дуют лучше. Охотно верю, но сам это чудо в магазинах не встречал.

attachment.php

Самое трудное, как не странно, оказалось найти промежуточную трубу с газели под установку термодатчика. Продавцы в магазинах вылупляли глаза и говорили, что понятия не имеют, о чем речь. В итоге на одном из прилавков обнаружил то, что искал, даже в 2х вариантах: в металле и пластике. Причем, в пластиковой трубе резьба под термодатчик уже была кем-то заботливо сорвана. Берем металлическую. При покупке обратите внимание на качество сварки трубы и резьбовой муфты под датчик, ибо может течь по этому месту. Кстати, продавцы сказали, что эта труба не с газели, а с соболя. Чтобы вы знали, что искать, вот фото этой трубы:

attachment.php

Термодатчик. Изучив форум, выяснил, что лучший вариант - тазовский термодатчик 92-87. При покупке потрясите датчик над ухом - в нем ничего не должно телепаться. К датчику не забудьте взять 2 медные шайбы, почему две - сход резьбы на датчике может не доходить до торца, и чтобы не тянуть до усера одну шайбу, лучше иметь возможность подложить две. Перед установкой термодатчик обязательно сварить! Делается просто: берем прибор-омметр или пищалку, подключаем к датчику, и за провода опускаем его в кастрюльку с водой, которую доводим до кипения. На грани закипания воды в кастрюльке, датчик должен щелкнуть, а прибор - показать ток. Народ жалуется на отвратительное качество этих датчиков, да и мне первый попался бракованным, в результате чего вентилятор не включился и мотор тут же закипел.

Реле вентилятора. Штатные реле с 406 быстро выходят из строя, поэтому возьмите стартерное реле на 70 ампер. Также понадобится разная монтажная мелочевка:

1. Клеммы, 2 шт. больших (на силовые выводы реле) и кучка маленьких: клеммы-мамы и клеммы-вилочки под винт.
2. Провода. Взял в хозмаге двойной провод с сечением каждой жилы 2.5 квадрата для питания на вентилятор, жилы запараллелил для увеличения общего сечения, 2 метра; а также несколько метров более тонкого провода: для подключения термодатчика, кнопки в салоне и индикатора на приборке.
3. Термоусадочная трубка разных диаметров. Изолента в данном случае - прошлый век.
4. Герметик ABRO, черный или красный, или любой другой высокотемпературный, но только не обычный хозяйственный.
5. Пластиковые хомутики для фиксации проводов.

Теперь подготовим купленный патрубок от газели: его нужно укоротить таким образом, чтобы получился короткий тройник. От места вварки резьбовой муфты отступаем 20-30 мм и отпиливаем. В общем, должны получиться максимально короткие патрубки, с которых не будут сваливаться шланги. В данном деле важно не переборщить в ту или иную сторону, если пожадничать и оставить побольше, резко возрастет нагрузка на верхний патрубок радиатора и его вскорости отломит. Если же оставить слишком мало, шланги будут соскальзывать. После секвестирования патрубка, тщательно обработайте концы напильником и наждачной бумагой. Если сечение будет не круглым, а овально-прямоугольным, можно попытаться придать ему приближенную к круглой форму, путем аккуратных ударов молотка по патрбуку, лежащему на деревянной колоде. Не переусердствуйте, ибо труба обычная шовная конструкционная и может треснуть по шву, да и сварка ненароком отскочит.

Когда все готово и закуплено, приступаем к имплантации.

Сначала снимаем старый вентилятор. Первым делом ослабляем ремни (не забудьте, а то свернет шкив помпы). Затем откручиваем 4 болта крепления кожуха, сам кожух сдвигаем назад, к помпе и получаем доступ к крыльчатке. Торцовым ключом откручиваем 4 болта, которыми крыльчатка крепится к шкиву:

attachment.php

Снимаем крыльчатку и кожух, после чего закручиваем болты обратно. Возможно, придется подобрать более короткие болты или подложить толстые шайбы, если они будут вылазить с обратной стороны, у меня закрутились нормально.

Ставим электровентилятор. Он туда становится как родной, одно отверстие совпадает, два пришлось досверлить, в итоге крепление на 3х болтах: один справа по ходу движения, два слева. Если кожух вентилятора не будет плотно прилегать, между ним и радиатором можно проложить кусок разрезанного вдоль резинового шланга. Получается примерно так:

attachment.php

Теперь открываем крышку радиатора и сливаем тосол, достаточно слить примерно 5 литров, после чего снимаем верхний патрубок с радиатора и корпуса термостата. Чтобы не прилагать опасных усилий, его проще разрезать и спокойно снять, его все равно придется выбросить.

attachment.php

Не жалейте этот шланг, если только он не новый, все равно нужно менять, и вот почему. Эти шланги (сверху и снизу) нужны для того, чтобы двигатель мог свободно перемещаться относительно радиатора и корпуса машины, т.е., помимо основной функции - подвода ОЖ к радиатору, резинки выполняют еще и демпфирующую роль. Со временем они дубеют и становятся жесткими, в результате чего на патрубки радиатора передаются изгибающие усилия от вибраций двигателя и со временем патрубки могут дать трещину по месту впайки в радиатор. А мы еще дополнительно снижаем эластичность шланга, запихивая в него кусок жесткой трубы. Посему не поскупитесь и купите новый верхний патрубок, можно даже в комплекте, он недорогой и все равно пригодится. Шланги выбирайте максимально мягкими, но в то же время они должны быть толстыми и обязательно армированными капроновыми нитями. Не экономьте, не ставьте старый задубевший патрубок, и не используйте технические шланги иного назначения, если не хотите вскорости паять радиатор. Со временем новый патрубок тоже задубеет, но он успеет принять максимально благоприятную форму.

Берем кастрированную трубу от газели и вкручиваем в нее термодатчик, не забыв про медную шайбу (шайбы) и обязательно на герметик. Закрутить сейчас его будет удобнее, т.к. его можно куда-нибудь упереть или на что-нибудь надеть (поручик, молчать!). Если закручивается туго или идет плохо, лучше решить проблему сейчас, нежели когда-нибудь потом, когда система уже будет стоять на двигателе и вы будете ключом с трубой выкручивать датчик, рискуя сорвать шланги и выворотить разиатор.

attachment.php


Зачищаем патрубки на радиаторе и корпусе термостата от грязи и старого герметика, если таковой имелся. Снимаем заусенцы и коррозию наждачной бумагой. Примеряем тройник датчиком вниз - почему обязательно вниз, будет работать даже при минимальном уровне тосола. Намечаем место разреза на новом резиновом патрубке - все размечается таким образом, чтобы не было изгибающих напряжений. Режем шланг, одеваем его на наш самодельный тройник, разумеется, на герметик и хомуты. После чего насаживаем всю конструкцию туда, где она и должна помещаться, затягиваем, убираем сопли от герметика. получается примерно так:

attachment.php

Пока герметик сохнет, займемся проводкой. Для безопасности рекомендуется скинуть плюсовую клемму с аккумулятора, но при известной аккуратности можно обойтись и без этого. Главный принцип здесь - во-первых, система важная, она обеспечивает температурный режим двигателя, а во-вторых, делаем для себя. Поэтому провода новые, медные многожильные, силовые провода - достаточного сечения и желательно в двойной изоляции, никаких скруток, везде клеммы, обжатые термоусадкой, в общем, необходима максимальная надежность. Реле стартера крепится на кронштейн радиатора, слева по ходу движения, отверстия там есть:

attachment.php

Вентилятор подключается через штатный разъем, который надо было снять на разборке, дабы в случае чего его можно было быстро демонтировать без резки проводов. Схему рисовать лень, опишу словами:

1. Датчик: один вывод на массу, другой - на обмотку реле
2. Реле: второй вывод обмотки - на плюс
3. Вентилятор: один вывод на массу, второй на плюс через контакты реле.

В общем, датчик коммутирует землю (чтобы в случае внутреннего пробоя не было КЗ), реле коммутирует плюс (чтобы на вентиляторе не было постоянного напряжения, что исключит вероятность КЗ или токовой утечки при пробое обмотки на массу).

Плюс для вентилятора берется обязательно через предохранитель на 30А. У меня одно гнездо в корпусе общего предохранителя 60А, что на левом крыле, было свободно, сделал там:

attachment.php

Плюс на обмотку реле берется с верхнего вывода транзисторного коммутатора (на фотографии - коричневый провод справа), чтобы при выключенном зажигании система обесточивалась.

Минус на вентилятор - от ближайшего надежного болта, не забывайте про клеммы-вилочки и термоусадку. Минус на термодатчик - тоже от ближайшей земли, взял с кронштейна радиатора, он луженый и обеспечивает надежный контакт:

attachment.php

Параллельно термодатчику ведем провод в салон, на свободную кнопку - необходимо на случай отказа термодатчика. У меня таковой оказалась кнопка включения задних противотуманных фонарей, которые все равно запараллелены с габаритами, вторая слева над пепельницей. Если кнопка не использовалась или использовалась редко, она может заедать. Лечится разборкой и смазкой литолом пластмассовых подпружиненных шпенечков, которые ездят по перекидным контактам. С вентилятора тянем второй тоненький провод на индикатор в спидометре, там свободен крайний правый, что он должен сигнализировать - не знаю, в камасутре не написано, а к лампочке даже были незаняты клеммы в колодке. Если у вас вместо лампочек светодиоды (кстати, весьма рекомендую сделать), то соблюдайте полярность. Концы провода обжимаются клеммами и вставляются в колодку. Не забывайте про грабли. В итоге при включенном вентиляторе индикатор должен индицировать сей примечательный факт:

attachment.php

Проверяем вентилятор: при замыкании выводов термодатчика он должен работать. А теперь возьмитесь одной рукой за металл отвертки, которой замыкаете датчик, а другой - за корпус. Чувствуете, как бьет током (не бойтесь, это не опасно)? Этот эффект называется самоиндукцией и вызывает ускоренное обгорание контактов датчика. Чтобы продлить срок его службы, рекомендую параллельно выводам датчика подключить любой диод с рабочим напряжением несколько сот вольт. Мне подвернулся монументальный Д242, но сгодится и что-нибудь слаботочное, типа Д226. Подключается диод просто: замыкаем им контакты датчика, при одной полярности вентилятор должен крутиться, при другой - нет. Если вентилятор не крутится ни так ни так, либо наоборот, крутится при любом подключении, значит диод либо пробит, либо оборван, фтопку его. Подключаем диод так, чтобы вентилятор закрутился, после чего переворачиваем его и монтируем именно в такой полярности. Теперь он будет гасить броски самоЭДС от реле, в результате чего продлится срок службы термодатчика и не будут создаваться паразитные помехи в бортсеть при выключении реле. Не забудьте надежно изолировать корпус диода от массы (термоусадка рулит).

Провода прокладываем параллельно штатной проводке, фиксируя их пластиковыми хомутиками. Вид на монтаж сверху:

attachment.php
 

Вложения

  • 003.jpg
    003.jpg
    29.6 KB · Просмотры: 5,868
  • 001.jpg
    001.jpg
    19.1 KB · Просмотры: 5,741
  • 004.jpg
    004.jpg
    33.8 KB · Просмотры: 5,696
  • 005.jpg
    005.jpg
    32.5 KB · Просмотры: 5,723
  • 006.jpg
    006.jpg
    27.4 KB · Просмотры: 5,690
  • 002.jpg
    002.jpg
    25.2 KB · Просмотры: 5,659
  • 007.jpg
    007.jpg
    36 KB · Просмотры: 5,703
  • 009.jpg
    009.jpg
    25.4 KB · Просмотры: 5,681
  • 010.jpg
    010.jpg
    31.5 KB · Просмотры: 5,712
  • 008.jpg
    008.jpg
    27.2 KB · Просмотры: 5,693
  • 012.jpg
    012.jpg
    37 KB · Просмотры: 5,710
  • 011.jpg
    011.jpg
    38.8 KB · Просмотры: 5,738
  • 013.jpg
    013.jpg
    31.6 KB · Просмотры: 5,853
Последнее редактирование модератором:

n311

Бывалый
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
1,710
Реакции
778
Баллы
315
А у меня вентилятор сейчас обычно работает 1-3минуты в полсилы, после остановки. В самых тяжелых условиях 5минут. Наверно из за более высокой температуры включения-выключения, ~94-91градус в верхнем бачке радиатора. У меня управление организовано так, что после выключения зажигания вентилятор может включится один раз, но надо бы сделать таймер на 10мин ограничения времени после выключения.
Многовато имхо. И что значит в полсилы? Если нет каких-то дополнительных блоков управления - это лишь указывает на полудохлый аккум, т.к. разницу в питании межу нормальным аккумом и аккум+гена как в полсилы определяется вряд ли.

Интересно кто какие спарки по датчику с термостатом использует и с каким расположением датчика, на 402 двиге, плюсы и минусы такой спарки?

Мои - термостат 82°, датчик 82°-87° в верхнем патрубке радиатора - температуру держит уверенно, отклонение по датчику до включения вертушки максимум 3мм, включается в пробках и при движении по дворам и т.п. (1-2 передачи) гдето на 30 сек., часто. имх разница маловата.
До этого - то же самое, но расположение датчика штатное(выходной бачок радиатора) - отклонение стрелки до включения разное- не в жару с небольшими пробками около 5 мм на 10-15 сек., в тех же условиях, но редко, в жару по пробкам- доходит чутьли не до красной зоны на хх, в движении раньше, где то на 30 сек., редко, однако после остановки двигателя вода (временно залита именно вода) кипит, сифонит через 105-й бачёк.
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Многовато имхо. И что значит в полсилы? Если нет каких-то дополнительных блоков управления
Да, электронный блок, с плавным изменением оборотов пропорционально температуре в заданном диапазоне. Со своим датчиком в верхнем бачке радиатора вместо датчика перегрева.
 

Onwolf

Постоялец
Регистрация
4 Ноя 2009
Сообщения
166
Реакции
75
Баллы
110
Да, электронный блок, с плавным изменением оборотов пропорционально температуре в заданном диапазоне. Со своим датчиком в верхнем бачке радиатора вместо датчика перегрева.
Респект и уважуха. Тоже себе хочу такой. Сам делал или покупал?
 

Next

Бывалый
Регистрация
2 Сен 2009
Сообщения
1,662
Реакции
1,373
Баллы
339
Мои - термостат 82°, датчик 82°-87° в верхнем патрубке радиатора - температуру держит уверенно, отклонение по датчику до включения вертушки максимум 3мм, включается в пробках и при движении по дворам и т.п. (1-2 передачи) гдето на 30 сек., часто. имх разница маловата.
один в один... думаю термос надо на 70С поставить... ловчее будет-но пока нормально -нет желания ковырятся.... уж потом как-нибудь за компанию с чем -нибудь

Добавлено через 31 секунду
Мои - термостат 82°, датчик 82°-87° в верхнем патрубке радиатора - температуру держит уверенно, отклонение по датчику до включения вертушки максимум 3мм, включается в пробках и при движении по дворам и т.п. (1-2 передачи) гдето на 30 сек., часто. имх разница маловата.
один в один... думаю термос надо на 70С поставить... ловчее будет-но пока нормально -нет желания ковырятся.... уж потом как-нибудь за компанию с чем -нибудь
 
Последнее редактирование:

n311

Бывалый
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
1,710
Реакции
778
Баллы
315
один в один... думаю термос надо на 70С поставить... ловчее будет-но пока нормально -нет желания ковырятся.... уж потом как-нибудь за компанию с чем -нибудь

Добавлено через 31 секунду

один в один... думаю термос надо на 70С поставить... ловчее будет-но пока нормально -нет желания ковырятся.... уж потом как-нибудь за компанию с чем -нибудь

тож думаю на 70, как отрою куда его в гараже, поставлю попробовать.
 

Toljan

Общительный
Регистрация
9 Фев 2010
Сообщения
60
Реакции
32
Баллы
94
Я себе поставил два датчика включения вентилятора: один на радиаторе 82-87, другой в верхней трубе 87-92, на каждый датчик своё реле(70А), для надёжности. На датчик с большей температурой питание подаётся после включения зажигания, на датчик с меньшей температурой-постоянно. Всё работает без проблем уже два года. На разогретом двигателе после выключения зажигания вентилятор работает не более 1 минуты.
 

Toljan

Общительный
Регистрация
9 Фев 2010
Сообщения
60
Реакции
32
Баллы
94
На термостате написано 82, но по ощущениям и показаниям приборки-не менее 85

Добавлено через 7 минут 47 секунд
У меня до этого стоял от шнивы на 95, но на лето я его убрал, хотя всё и работало, но было боязно, слишком мал запас по температуре. Вдруг какой глюк-закипит, а мне это не надо.
 
Последнее редактирование:

Titanum

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
213
Реакции
64
Баллы
130
Полностью не согласен.
В случае пробоя датчика (контакты-корпус) произойдет утечка тока: контакты - корпус датчика - тосол (вода) - масса. В твоей схеме такая утечка пойдет сразу от АКБ и вследствие - глубокий разряд. Чтобы этого не произошло, надо переместить датчик (t) и кнопку (SA) ниже по схеме (между обмоткой реле и массой).
И еще комментарий к твоей схеме: в случае срабатывания датчика, вентилятор будет маслать до отключения датчика, даже после останова двигателя. При этом не будет циркуляции ОЖ и охлаждение датчика до температуры отключения может происходить в течении получаса, и все это время вентилятор будет садить батарею. От чего, по родной схеме, верхний вывод катушки реле (по твоей схеме) должен подключаться в цепь после замка зажигания, например "+" коммутатора.
От теплового удара ты все равно не уйдешь. Вот если только поставить какую-нибудь электропомпу для циркуляции ОЖ после останова двигателя.

Вообще-то я немного иронизировал.
Так как я работаю электриком на производстве у меня душа не принимает построение таких цепей )) ( а если произойдёт пробой корпуса реле ?! утечки не будет ?! )
На 3110 например вентилятор крутится и после выключения зажигания. И ничего, никто не умер пока.
 

Onwolf

Постоялец
Регистрация
4 Ноя 2009
Сообщения
166
Реакции
75
Баллы
110
На 3110 например вентилятор крутится и после выключения зажигания. И ничего, никто не умер пока
питание реле именно происходит после замка зажигания, поэтому после выключения зажигания вентилятор сразу выключается
 

Onwolf

Постоялец
Регистрация
4 Ноя 2009
Сообщения
166
Реакции
75
Баллы
110
Это факт, и от него не уйдешь. Минут 15-20 маслает это точно. На заведенном, согласен, 1-2 минуты, в зависимости от температуры наружнего воздуха. Лично у меня, эксперементально, при +30 на заведенном маслает около 1-1,5 мин, а на остановленном 18 минут (позавчера в субботу проверял).
 

Titanum

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
213
Реакции
64
Баллы
130
У тебя датчик включения вентилятора где ? В патрубке ?! Тогда да, остывание в нем мало зависит от вентилятора. И в большей мере от циркуляции по большому кругу , помпой. А если датчик на радиаторе ?! То он быстро реагирует на вентилятор и при выключенном двигателе
 
Последнее редактирование:

Onwolf

Постоялец
Регистрация
4 Ноя 2009
Сообщения
166
Реакции
75
Баллы
110
А смысл охлаждать радиатор, если сам блок не охлаждается? С таким же успехом можно поставить мощный вентилятор, киловатт на 50, и обдувать машину сверху - тот же эффект.
 

Titanum

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2010
Сообщения
213
Реакции
64
Баллы
130
гы. а смысл тогда вообще вентелятор ставить ?! Он же и нужен на стоянке , да при малой скорости( когда нет встречного потока воздуха). К тому-же вентилятор и блок охлаждает когда работает ( конечно меньше чем помпа, но всё же... )
И опять же... При родной мясорубке , после выключения зажигания , блок и радиатор ВООБЩЕ НИЧЕМ не охлаждается , и нифига , ничё им не становится
 

Onwolf

Постоялец
Регистрация
4 Ноя 2009
Сообщения
166
Реакции
75
Баллы
110
Titanum Полностью с тобой согласен, на счет родной мясорубки. Поэтому смысл подключения эл.вентилятора после замка зажигания есть в целях убережения АКБ от необоснованного разряда.
А вообще, повторю высказывания многих в этой теме: при подключении эл.вента после ЗЗ, после остановки двига создается такой же эфект как при родной мясорубке, но зато при работе - не забирается часть мощности на вращение мясорубки (КПД двигателя, хотя не значительно, но повышается). А периодическое включение электрического повышает нагрузку на генератор (дополнительный отбор мощности двигателя), но это же ПЕРИОДИЧЕСКИ, но НЕ ПОСТОЯННО.
Поэтому я ЗА электро... и другим советую. Да и по последним наблюдениям и расчетам (у меня по крайней мере) упал расход бенза, где-то на 0,5л.
 

R_o_m_a_N

Постоялец
Регистрация
9 Апр 2008
Сообщения
400
Реакции
131
Баллы
145
Какие 18 минут после выключения заигания??? максимум минут 5-7. Датчик в патрубке как в посте №1. Правда перед установкой чистил радиатор и промывал всю систему охлаждения+залил антифриз красный феликс.
 
Сверху