• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Если вопрос относительно моих постов то ранее написал что был куплен еще газ 52.Речь шла про него.А если в общем то история такова.Изначально на 51 не ставились усилители тормозов.Но позже когда стали появляться 51П и некоторые экспортные то на них стали ставить.Ставилась одноконтурная система с одним вакуумом и клапаном.А если захотеть то можно и поставить.Там ничего сложного.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Товарищи, кто в курсе по поводу замка зажиганияот ГАЗ 53. У меня стоит стартер с електрическим ВК, Замок поворачивается один раз на 90 гррадусов, после чего поворачиваю тракторный ключ который крутит стартер. Хочу выкинуть эту байду + еще и замок сам уже изрядно разбит, установить новый от 53-го вот только как подключать не в курсе может у кого есть практика по этому поводу???
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Есть сцены, могу скинуть.Или если не шаришь в них, то завтра все равно буду панель откручивать чтоб ЦПС поменять заодно посмотрю и отпишу.Кстати получается что у тебя замок от 51 стоит.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Наверно 51, я даже и не знаю!
Глянь сколько у тебя там клем на замке ну и за одно какие провода куда идут! и за одно фамилию замочка запомни!)))) Заранее огромное СПС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да вроде все замки одинаковые.А замочек 100 пудов 51. У меня на 51 стоит, знаком с таким.Поворот почти на 90 градусов. Кстати у меня на 52 тоже пуск стартера отдельно.Тока не рычажок а кнопка.Мне нравится, вполне удобно и прикольно.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Мне тоже в общем то так нравится)))), но проблема в замке он действительно изрядно поношен, боюсь, что бы в прекрасный момент не замкнул, так шоб аж проводка погорела!))) а этот тракторный ключ как то не прет, зашел в магазин узнать скоко стоит обычный замок и кнопка нормальная, оказалось, что дешевлее будет купить замок 53-го.
 

zas

Общительный
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
14
Реакции
5
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

уважаемые газоводы
может кто подробнее расскажет и поделиться опытом как бороться с подтеканием масла по сальнику. здесь, в ветке, упоминался материал для сальника -"неопрен",
но что это такое я не знаю
и, еще, с каких автомобилей можно приспособить на 52й термостат?
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Товарищи, кто в курсе по поводу замка зажиганияот ГАЗ 53. У меня стоит стартер с електрическим ВК, Замок поворачивается один раз на 90 гррадусов, после чего поворачиваю тракторный ключ который крутит стартер. Хочу выкинуть эту байду + еще и замок сам уже изрядно разбит, установить новый от 53-го вот только как подключать не в курсе может у кого есть практика по этому поводу???

у меня стоит 53 замок.там надо к замку на тяговое реле ставить дополнительную релюшку чтобы замок не горел .у них три вывода. один подходит питание от аккумулятора .второй идёт уже подача питания на электро оборудование ,а третий на реле стартера .если немного шариш в электрике при помощи лампочки вызвани какие где какие контакты на замке и подсоединяй по очереди.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр, приборную доску не открывал, так как лохонулся при покупке ЦПС.Под него оказывается посадочное место должно быть шире и гайка другая.Сверлить не стал так как гайки подобной нету. У меня есть схема газ24, там почти все как на 53.Вполне понятная.Если есть желание и не у кого подсмотреть то давай мыло, я тебе вышлю.И кстати до меня потом дошло что полностью и (главное) правильно я мог бы и не подсказать.У самого то кнопка стоит :) поставил все таки новый выключатель для дворников.Не стал мудрить с проводами, оставил одну скорость но адекватно реагирующую на омыватель.То есть при нажатии на кнопку дворники сами включаются и машут один раз. А насчет набивки, поставь мерседесовскую.Она идет с тефлоновой нитью и держит крепко.Говорят лучше ставить не разрезая ее.Сложно.Сам не пробовал.Но если так поставить то будет гуд.А если будешь резать то режь наискосок.Если купишь мерседесовскую то резать ее лучше канцелярским ножом.Обычным даже острым не получится так как сильно плющит и плохо режет. Да, и не забудь проверить маслосгонную канавку. Если плоховата то лучше не жадничать и отвезти токарю чтоб нарезал.Без нее ни одна набивка держать толком не будет.

Добавлено через 3 минуты 35 секунд
А термостат вроде такой же как и мтз 80.Точно не знаю но встречал такие записи по каталогу.
 
Последнее редактирование:
  • Нравится
Реакции: zas

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

уважаемые газоводы
может кто подробнее расскажет и поделиться опытом как бороться с подтеканием масла по сальнику. здесь, в ветке, упоминался материал для сальника -"неопрен",
но что это такое я не знаю
и, еще, с каких автомобилей можно приспособить на 52й термостат?

Я этим летом делал движок, тут же на форуме посоветовали мерсяцкую набивку, зашел магазин говорю есть мерсовская, сразу дал!!!! На валу резубу я конечно резанул, и поставил ее, правда резал на две части! Вот на выходных лазил менять кардан за одно глянул не слезится ли. Оказалось что все сухо! (обрадовался!)

Добавлено через 2 минуты 8 секунд
там надо к замку на тяговое реле ставить дополнительную релюшку чтобы замок не горел .у них три вывода. один подходит питание от аккумулятора .второй идёт уже подача питания на электро оборудование ,а третий на реле стартера .если немного шариш в электрике при помощи лампочки вызвани какие где какие контакты на замке и подсоединяй по очереди.

Просвети что за релюшка и куда ее нада прилепить??? если есть схема то скинь может розберусь с ней!!! Заранее спасибо! Мыло: zmey_x@ukr.net
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Я этим летом делал движок, тут же на форуме посоветовали мерсяцкую набивку, зашел магазин говорю есть мерсовская, сразу дал!!!! На валу резубу я конечно резанул, и поставил ее, правда резал на две части! Вот на выходных лазил менять кардан за одно глянул не слезится ли. Оказалось что все сухо! (обрадовался!)

Добавлено через 2 минуты 8 секунд


Просвети что за релюшка и куда ее нада прилепить??? если есть схема то скинь может розберусь с ней!!! Заранее спасибо! Мыло: zmey_x@ukr.net

александр был бы я рядом я помог ,в электрике волоку .релюшка можно поставить с жиги или с москвича ,у них на переключение света стоят.ампераж побольше подобрать .реле как я и писал ставится потомучто тяговое реле потребляет большой ток ,замок долго не проживёт сгорит .сканера нету так бы я нарисовал и отправил .один контакт на замке подаётся плюс ,второй идёт уже выход питания на эл. оборудование ,а третий на питание реле через которое подаётся напруга на реле стартера.реле идёт с четырмя лапками(есть и с пятью) железная небольшая коробачка,как два спичечных коробка примерно .если в этом не разбираешся надо тебе когото подискать чтобы помог .желаю удачи.

Добавлено через 2 минуты 5 секунд
александр был бы я рядом я помог ,в электрике волоку .релюшка можно поставить с жиги или с москвича ,у них на переключение света стоят.ампераж побольше подобрать .реле как я и писал ставится потомучто тяговое реле потребляет большой ток ,замок долго не проживёт сгорит .сканера нету так бы я нарисовал и отправил .один контакт на замке подаётся плюс ,второй идёт уже выход питания на эл. оборудование ,а третий на питание реле через которое подаётся напруга на реле стартера.реле идёт с четырмя лапками(есть и с пятью) железная небольшая коробачка,как два спичечных коробка примерно .если в этом не разбираешся надо тебе когото подискать чтобы помог .желаю удачи.

попробуй по нету схемы проводок посмотри ,наглядно уже разберёшься.там не так сложно как кажется.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Мужики а кто-нибудь думал ставить тахометр?Если что ставил поделитесь какой, от чего,варианты.Не хочется лишний раз перекручивать его.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Мужики а кто-нибудь думал ставить тахометр?Если что ставил поделитесь какой, от чего,варианты.Не хочется лишний раз перекручивать его.

Глянь тут!

_ttp://www.spinning.tomsk.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=53

Добавлено через 6 минут 13 секунд
Мне кажется установить его не будет большой проблемой!

Добавлено через 6 минут 31 секунду
Мне кажется установить его не будет большой проблемой!
 
Последнее редактирование модератором:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Как подключать то это понятно.Я имел ввиду какие ставить? По шкале хорошо подходит от газели.Если на газон ставить то наши 3000 оборотов там будут 4.500. Наклеить новую шкалу и всего делов. Но вот как ставить?Говорят что он встает в корпус от спидометра камаза. Но что то неинтересно по цене покупать новый тах и спидометр, потом потрошить его. Может кто знает что целковое подходит? Сразу скажу что готовые типа спортивных не хоцца так как там шкала больно большая и больше половины шкалы использоваться просто не будет.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
108
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем газоводам привет! Есть у меня такое дело. Тахометр стоит от карбюраторного ПАЗа. Я его ставил еще на газ53. В генератор вставил диодный мост от волговского генератора, там есть вывод на тахометр, пришлось немного заднюю стенку генератора "расковырять" под клейму тахометра, а так же внутри тахометра есть подстроечный резистор синего цвета, им выставлял точные обороты по электронному тахометру, да, шкиф генератора стоит тоже от волги, но одноручевой.

Добавлено через 4 минуты 49 секунд
Думаю и для 52го этот тахометр подойдет лучше, чем какие либо другие, и с циферблатом мудрить не надо.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Эээ неееет. Проще на циферблат наклейку из пленки самоклейки сделать. Кстати а у шестерки тахометр в корпусе или они так же как и у газели? Если он корпусной то вполне подойдет.Там как раз и дополнительные светилки есть.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Газоводы! Starik5273! Ты прав жигулевский тахометр подключается в катушку зажигания. Можно поставить электроный тахометр продают в любом автомагазине стоит от 350 рублей на выбор. Схема подключения прилагается в принципе на любой авто с погрешностью 10-15 об\мин.
 
Сверху