• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
есть на продажу двигатель Г40 за 220 уе в упаковке. Стоит брать? У нас его называют "сотка"

Я бы забирал не думая.
Единственное - надо понимать, что некоторое навесное придется переставлять со своего мотора, в ГАЗ-40 есть нюансы.
Как пример - выпускной колектор будет смотреть в небо, шкив КВ будет ОЧЕНЬ большой, под большое к-во ремней.
Но зато мотор будет после "военной приемки" и сразу с двухэтажным насосом.

Интересно, почему у вас его называют "сотка"...
Может быть путают с ЗМЗ-41? Вот в нем - да, поршневая 100мм, а в 40\40П обычная.
В обиходе обычно говорят "сотка с бронетранспортера", но ведь и тот и другой родом из бронетехники, ЗМЗ-41 из БРДМ, 40\40П из БТР.
 
Последнее редактирование:

polyglot

Постоялец
Регистрация
30 Апр 2012
Сообщения
566
Реакции
19
Баллы
150
Стартер ножной мне больше нравится. Он гораздо надежнее современных.
Чем именно?
Мужики,вы серьезно?
Значит поставить инжектор, 5 ступку, трамблер на ДХ и ................... ножной стартер????

Добавлено через 19 минут 14 секунд
Единственное - надо понимать, что некоторое навесное придется переставлять со своего мотора, в ГАЗ-40 есть нюансы.
да, я так и планирую делать, у меня сейчас стоят: генератор на 90 Ам, стартер китайский, редукторный, новый карб от ГАЗ 3110 с воздуханом, двухсекционный насос.

Добавлено через 3 минуты 41 секунду
Интересно, почему у вас его называют "сотка"...
самому интересно - старые водители говорят что у них поршня на 100 мм а по мощности не сильно уступают 53 Газонам на газе. Причем не один человек заявляет это. Так говорят....

Добавлено через 54 секунды
Может быть путают с ЗМЗ-41?
Исключено, речь идет о рядной "шестерке"

Добавлено через 1 минуту 22 секунды
шкив КВ будет ОЧЕНЬ большой, под большое к-во ремней.
Считаю что это большой +.
У меня мотор после "капиталки", так что пока острой необходимости нет.
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
начит поставить инжектор, 5 ступку, трамблер на ДХ и ................... ножной стартер????
Именно так, этот стартер включается принудительно, и бендикс входит в зацепление в любом случае, даже при сильно стертых зубьях.
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Именно так, этот стартер включается принудительно, и бендикс входит в зацепление в любом случае, даже при сильно стертых зубьях.
Даже при посаженном аккумуляторе можно завестись, когда втягивающее уже не срабатывает на "Волговском" стартере, этот крутит.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
В таком стартере механический привод от педали?
Там перемещение бендикса и замыкание силовых контактов осуществляется механически, при помощи педали стартера.
 

denis 79

Освоился
Регистрация
14 Дек 2013
Сообщения
9
Реакции
0
Баллы
42
Добрый вечер.
лепестковое сцепление для ГАЗ-52. Я думал сначала мне пытаются УАЗовское впарить, но нет оказалось от 52-ого. Как продавец сказал, закупили пробную партию и посмотрим как будут брать стоит этот комплект 5600
Давно пытаюсь найти, но ни где не встречалось ни чего подобного.Предлагают в магазинах либо для УАЗа усиленное или от других грузовых. Очень хотелось поподробнее узнать про лепестковое ГАЗ-52 (артикул,номенклатурный номер, имя изготовителя и т.д). За ответ буду очень признателен.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

denis 79

Освоился
Регистрация
14 Дек 2013
Сообщения
9
Реакции
0
Баллы
42
Эта корзина подходит на маховик Г-52 без переделок?Маховик у 53 го в диаметре несколько побольше,чем 52й. Пытался я приспособить обычную корзину от 66го на маховик Газ-52, но не получилось, по диаметру корзина не влазит на маховик 52.?
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Эта корзина подходит на маховик Г-52 без переделок?
Почти, там придется просверлить новые отверстия и нарезать в них резьбу. А по диаметру встает как раз впритык. У меня в свое время возникла проблема, для инжекторного мотора не хватало усилия родного сцепления. Померил свое, пошел в магазин запчастей, там померил корзину от ГАЗ-53, диаметр как раз подошел. Только устанавливать довольно трудно, я это проделал с помощью небольшой монтировки.
по диаметру корзина не влазит на маховик 52.?
Как раз края маховика и корзины совпадают!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Давно пытаюсь найти, но ни где не встречалось ни чего подобного.Предлагают в магазинах либо для УАЗа усиленное или от других грузовых. Очень хотелось поподробнее узнать про лепестковое ГАЗ-52 (артикул,номенклатурный номер, имя изготовителя и т.д). За ответ буду очень признателен.

Добрый вечер. Мне самому подобное никогда не встречалось. Просто решил пройтись по магазинам и посмотреть что есть, а шёл за регулировочными винтами лапок корзины сцепления для ГАЗ-52 которые подходят от УАЗа. Мне ребята ответили что такие уже не найти только корзина в сборе. Я ответил что моя корзина почти новая, только от неправильной регулировки выжимного который в последствии заклинил сильно стёрлись регулировочные винты. Ну и посоветовали переходить на лепестковое. Я говорю хорошо бы посмотреть что это такое и сколько стоит. Продавец сказал 5 с лохматым. Я спросил на спец технике будет ходить? На что ответили если двигатель стоит на грузовике то будет, а про спец технику гарантировать не будем и посоветовали поставить родное сцепление. Посмотреть мне на него не довелось, но упаковочная коробка была больше УАЗовской так как он мне их уже выложил на стол а потом опять убрал.
 

denis 79

Освоился
Регистрация
14 Дек 2013
Сообщения
9
Реакции
0
Баллы
42
Почти, там придется просверлить новые отверстия и нарезать в них резьбу. А по диаметру встает как раз впритык.
Как раз этот момент меня немного смущает:53я корзина несколько поболее будет и в габариты 52-го маховика вписывается только - только. Корзина на маховике как нибудь центруется? Трудностей со сверлением отверстий под болты не возникло? - Сверлить придется рядом с краем маховика, зубчатый венец при этом не мешает?

Добавлено через 30 минут 15 секунд
[quote="Сергей MAVRIN;]посмотреть что есть, а шёл за регулировочными винтами лапок корзины сцепления для ГАЗ-52 которые подходят от УАЗа. Мне ребята ответили что такие уже не найти только корзина в сборе. Я ответил что моя корзина почти новая, только от неправильной регулировки выжимного который в последствии заклинил сильно стёрлись регулировочные винты. Ну и посоветовали переходить на лепестковое. Я говорю хорошо бы посмотреть что это такое и сколько стоит. Продавец сказал 5 с лохматым. Я спросил на спец технике будет ходить? На что ответили если двигатель стоит на грузовике то будет, а про спец технику гарантировать не будем и посоветовали поставить родное сцепление. Посмотреть мне на него не довелось, но упаковочная коробка была больше УАЗовской так как он мне их уже выложил на стол а потом опять убрал.[/quote]
Я как то заезжал в магазин УАЗов в поисках готового решения и мне там предложили корзину от УАЗа усиленную, для трофи-авто. Примерил эту корзину на маховик Г-52 и она чуть-чуть по крепежным отверстиям родной корзины на маховике не совпадает, но а так корзина крупнее, мощнее обычной УАЗовской. Если заморочиться, то можно было бы ее установить, отцентрировать и т.д, да только выдержит она нагрузки грузовика???В общем не решился я проводить эксперимент с этой корзиной, дороговато, а результат до конца не известен.Цена где то в районе 5-6 тыс.руб. за комплект. С лапками для 52-го сцепления проблем у нас нет, недавно купил комплект 250 руб., а винты отдельно покупать не доводилось. Вот шпильки гбц на 52-ой дефицит откровенный:)
 
Последнее редактирование:

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Denis 79, Корзина выдержит. Ездил с УАЗовским диском больше года, так это на полноприводной версии, ферродо было "бумажное", начало пробуксовывать сцепление. Пришлось поменять.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Корзина на маховике как нибудь центруется?
Обязательно. С лепестковой проще, она как раз точно совпадает.
Трудностей со сверлением отверстий под болты не возникло? - Сверлить придется рядом с краем маховика, зубчатый венец при этом не мешает?
С этим у меня проблем не возникло, сверлил на станке. Сначала "выловил" корзину, прижал ее струбцинами к маховику, потом по ее отверстиям наметил сверлом на 8. Только потом сверлил 6,5 и нарезал резьбу М8. :gaz_love:

Добавлено через 6 минут 34 секунды
Вот как раз фотка, корзина лепестковая на маховике ГАЗ-52. http://forum.allgaz.ru/showthread.php?t=81910
 
Последнее редактирование:

denis 79

Освоился
Регистрация
14 Дек 2013
Сообщения
9
Реакции
0
Баллы
42
Спасибо мужики за опыт, весьма полезная информация.
Сначала "выловил" корзину, прижал ее струбцинами к маховику, потом по ее отверстиям наметил сверлом на 8. Только потом сверлил 6,5 и нарезал резьбу М8.
Центровал на станке при помощи индикатора или приблизительно "на глазок"? Да и вообще впечатления от замены, лучше работает относительно родной, стоящая модернизация? На фото смотрится очень хорошо, вроде как там и была.
 
Сверху