• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
GothicWey, в термо клапане после 80С открывается клапан и сбрасывает масло через масляный радиатор, но при условии что давление масла не ниже чем 1,5 бар. Маслянный термоклапан начинает работать при t=>80С и давлении больше 1,5бар. Оно вроде и правильно, но в режие пробки, масло перегревается, а в режиме езды, сбрасывается давление через эту систему, что плохо сказывается на маслозависимых частях двигателя...

П.С. приведенные мною параметры термоклапана не являются граничными и не стоит от них отталкиваться! Данную систему переоборудовал на маслянный теплолобменник. Теперь температура масла не превышает темературу охлаждающей жидкости...
 
Последнее редактирование:

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
GRooVE, вот такая. Проушинами одевается на выступы с обратной стороны. Цена по сравнению с теплообменником - копейки...
Image.axd

Вот фото теплообменника с обратной стороны. Может он у меня не такой как у вас? На какие выступы ложатся проушины?
 

Вложения

  • DSC00556.JPG
    DSC00556.JPG
    182.3 KB · Просмотры: 177

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
Может он у меня не такой как у вас? На какие выступы ложатся проушины?
Вопрос конечно интересный........ по крайней мере Вы с ним первый за все мои долгие годы практики :(:(:(.
Наложите прокладку на теплообменник и Вы сразу увидите, что она своими ушками как раз одевается на пару зубцов из 11. Их должно было бы быть 12, но один пропущен из-за отверстия. Хотя понимаю. Теплообменник вы купили, а прокладку еще нет. Вот и интересуетесь....
Кстати вместо прокладки с ушками запросто ставится простое резиновое кольцо, только монтировать теплообменник не столь удобно становится.
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
Готов и мой комплект к установке. Фильтр, из списка приведенных ранее, выбрал Fram, но такового в магазине не оказалось, дали другой. Фото:
 

Вложения

  • DSC00557.JPG
    DSC00557.JPG
    194.5 KB · Просмотры: 196
  • DSC00558.JPG
    DSC00558.JPG
    231.3 KB · Просмотры: 176
  • DSC00559.JPG
    DSC00559.JPG
    184.6 KB · Просмотры: 174
  • DSC00560.JPG
    DSC00560.JPG
    188.2 KB · Просмотры: 171

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
GRooVE, если высота фильтра больше 80мм он не влезет, упрется в лонжерон... (не сможешь его выровнять относительно штуцера для того чтобы накрутить)
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
GRooVE, если высота фильтра больше 80мм он не влезет, упрется в лонжерон... (не сможешь его выровнять относительно штуцера для того чтобы накрутить)

Измерил, 80 мм
 
Последнее редактирование модератором:

Красная Молния

Постоялец
Регистрация
9 Ноя 2009
Сообщения
324
Реакции
333
Баллы
165
Вчера притулил себе этот теплообменник:rolleyes:

Как не странно. но заводской штуцер выкрутился без проблем после 30 минут отмокания в ВД и простукивания молотком...:)

Фильтр поставил от ТАЗ 2101... подошёл идеально.... зазор до лонжерона 1 см... примерно.

Добавлено через 43 секунды
Правда теперь снизу этот фильтр уже не снять... только сверху....

сам лично не профессор но считаю необходимым поделиться...
где то нарывался на инфу что применение маслянных фильтров от "классических" ТАЗов на моторах змз 406 крайне не желательно так как в их фильтрах более крупные ячейки и они не удержат крупные частицы (например крошка от башмака-натяжителя цепи ГРМ, ведь не у всех звезды) и те оседают дальше в маслянных каналах ГБЦ, мешая нормальной работе "гидриков" а вот как обстоят дела с фильтрами для их 16-ти клапанников - тут ужо не в курсе...:)
 
Последнее редактирование:

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
сам лично не профессор но считаю необходимым поделиться...
где то нарывался на инфу что применение маслянных фильтров от "классических" ТАЗов на моторах змз 406 крайне не желательно так как в их фильтрах более крупные ячейки и они не удержат крупные частицы (например крошка от башмака-натяжителя цепи ГРМ, ведь не у всех звезды) и те оседают дальше в маслянных каналах ГБЦ, мешая нормальной работе "гидриков" а вот как обстоят дела с фильтрами для их 16-ти клапанников - тут ужо не в курсе...:)
Информация эта глубоко порочна. Тонкость фильтрации практически у всех масляных фильтров одинакова. Масло фильтруется перед поступлением в узлы трения, а узлам трения нужно только одно, чтобы размеры частичек "мусора" в масле не превышали толщины масляного клина в подшипниках. А подшипники скольжения, что в ВАЗах, что в ЗАЗах работают при практически одинаковых зазорах, а где больше действующие нагрузки надо еще сильно подумать.
 

Mortis

Житель
Регистрация
13 Окт 2008
Сообщения
2,472
Реакции
1,940
Баллы
444
Кстати я тут обнаружил, что резьбовую втулку от фордовского теплообменника, которой в теории может получиться прикрутить вагеновский к штатному штуцеру на блоке, можно заказать отдельно. Номер 1579876.

0975bf96b86e.jpg


Не бюджетно, правда, ни разу, 1200р в Экзисте. На сам теплообменник ценник вообще отмороженный, так что не предлагаю.

Точный внешний диаметр втулки не могу сказать, это полмашины разбирать надо. Так что влезет или нет - вопрос открытый.
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
Спасибо Поехали, за предоставленную информацию о фильтрах. Теперь картинки :)
Инсталяцию давно закончил, собирал информацию по фильтрам, а именно искал с размерами уплотнительного кольца 61 и 71мм. и штуцером 20х1,5
Были отобраны три фильтра.
Fram PH3950


Bosch 0 451 103 336 - у этого высота всего 50мм., но давление перепускного клапана 1,5бар.


MANN W 914/24 - очень большая редкость
MANN W 914/25 - тут меня смущает, что это масляный фильтр для АКПП. Можно ли его поставить в двиг.?

Filtron O 537/1


Победителей, определил для себя, Бош и Фрам!

Фото этапов установки теплообменника:


Включен в систему охлаждения по такому алгоритму:
Выход из танчика, который шел на подогрев дроссельной заслонки, подключен на теплообменник. С теплообменника выход подключен на газовый редуктор. С редуктора выход подключен на обогрев дроссельной заслонки, а с заслонки обратно в систему.
На данный момент установлен фильтр Bosch 0 451 103 336

Всем спасибо за участие! Хороших и удачных Вам переделок!!!
 

GothicWey

Завсегдатай
Регистрация
15 Сен 2010
Сообщения
1,369
Реакции
311
Баллы
245
komandr, Fram у еня уже 4 фильр только стандартный - большой хорошие) Правда у меня забиваются быстро) НО у меня движок в не ахти состоянии оказался..
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
А что если в теплообменник завести патрубки подогрева дросселя? Как вообще скажется отсутсвие подогрева дросселя на езде, особенно зимой?
 

komandr

Завсегдатай
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
225
А что если в теплообменник завести патрубки подогрева дросселя? Как вообще скажется отсутсвие подогрева дросселя на езде, особенно зимой?
а что мешает подключить параллельно подогреву дросселя? :) У меня теплообменник и газовый редуктор так включены...
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
806
Реакции
2,530
Баллы
290
А что если в теплообменник завести патрубки подогрева дросселя? Как вообще скажется отсутсвие подогрева дросселя на езде, особенно зимой?
Патрубки подогрева корпуса дроссельной заслонки имеют малое проходное сечение, чем сразу раз в 5 , если не в 20 будет урезана теплообменная производительность теплообменника. Сравните: шланги на дроссель имеют диаметр 10 или даже 8 мм - не помню, да длина какая....
Так вот площадь сечения шланга 10 мм равна 0,785 см2
А на теплообменнике шланги диаметром 20 мм и площадь сечения равна 3,14 см2, т.е. вчетверо больше чем у десятки. Уменьшенное сечение шланга плюс длина - сантиметров по 25-30 и поток воды в теплообменник упадет до ...... вода ведь течет куда легче, а не куда мы её просим. Её заставлять надо.
 

GRooVE

Завсегдатай
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
1,360
Реакции
424
Баллы
275
Вот и поставил я теплообменник. Охлаждение брал с газового редуктора. Вход в теплообменник - выход с газового редуктора, а выход с теплообменника вход в помпу.
 

Communicator

Житель
Регистрация
27 Июл 2007
Сообщения
2,172
Реакции
1,266
Баллы
420
Даа ребятки, почитал вашу тему. Все так хорошо начиналось. Как говорится начали за здравие и кончили за упокой. Начали с такой хорошей идеи и закончили резинками какими то....

Автору уважение, за техническую сметку, правильный подход, почтенный возраст и классный уровень чувства юмора... Учитесь... Он мастерски и достойно парировал все и вся..... Ребята не стоит ругаться на счет типа резьбы или разности в диаметрах резинок.... Главное концепция.... А концепция в целом грамотная и поступательная.... Остальное достигается эмперически, опытным путем.....

Главное научитесь слушать человека... Облить дерьмом каждый может. Главное он догадался, а вы нет! Ему плюс, а всем нам минус. Кто успел тот, как говорится, и присел.... Работайте и вояйте. Если бы я переживал из-за какой то резинки, мне всех волговодов Ташкента, слесарей и токарей надо было бы переубивать..... Берегите свои нервы. Нервные клетки не восстанавливаются. Лично по мне. Я опыт буду перенимать и подгонять под местные реалии...
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Подниму тему.
Сегодня выяснил, что комплект приобретаемых деталей (теплообменник, прокладка, фильтр) обойдется почти в 2 000р. Крепёжную деталь заказал несколько ранее.
Подойдет пора менять масло - установлю теплообменник.
 

Volgawagen

Старожил
Регистрация
12 Июн 2010
Сообщения
5,234
Реакции
1,505
Баллы
695
как я вижу по виду эти теплообменники, иномарочные.. из алюминия, внури незнаю из чего пластинчатый теплообменник может опять алюминий, а может медь? хотя медь с алюминием вместе вроди не дружат.
Увидел уазовский Теплообменник 245.1017005-01, Кто в курсе ,на фото, оно внешняя оболочка-корпус и штуцеры нержавейка?
пластины внутри явно медь.

mezernitsky, для сравнения, а сколько разница в процентном отношении эфективность охлаждения при нормально работающем термоклапан+радиаторе сравнивая с теплообменником?
просто одна рука хочет поставить теплообменник, другая отказывается,устала. :rolleyes:
 

Вложения

  • Теплообменник 245.1017005-01.jpg
    Теплообменник 245.1017005-01.jpg
    139 KB · Просмотры: 99
Последнее редактирование:
Сверху