• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

История РАФ. Погубленный революцией

Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Пожалуй, более неудачного года, чем 1991-й, для презентации нового автомобиля во всей послевоенной истории СССР не было. Страна распадалась, ее занимали совсем иные проблемы. Но так уж получилось, что прототип «РАФ-Роксана» (заводской индекс М1) руководству фактически суверенной Латвии показывали именно в последний год жизни Союза – ровно 15 лет тому назад...
ltext_0911224307.p_1308215008.1.jpg

РАФ-М1 – уже ходовой, но еще неотделанный образец перед отправкой в Великобританию.

Высокое местное начальство машину хвалило, обещало подыскать инвесторов. Тем более что на РАФе уже был готов второй, не менее интересный автомобиль – «Стилс» (М2). Увы, и ему, и «Роксане» суждено было остаться лишь прототипами… А ведь конструкторы и испытатели Рижской Автобусной Фабрики рассчитывали, что их микроавтобус и в начале ХХI века будет современным.
ltext_0911224307.p_1308215008.2.jpg

РАФ-М1 «Роксана». Вариант, доработанный британской фирмой IAD.

Еще в середине 1980-х, когда огромная страна жила перестроечными надеждами, на РАФе вплотную занялись модернизацией модели 2203. Потребность в этом, единственном в своем классе советском автомобиле была огромна, хотя и недостатков у 12-местной машины, максимально унифицированной с «Волгой», хватало. Долговечность подвески, рулевого управления, тормозов была очень низкой. Последние, кстати, несмотря на два гидроусилителя (по одному в каждом контуре), были к тому же малоэффективны.
ltext_0911224307.p_1308215008.3.jpg

Салон «Роксаны» и сегодня не выглядит архаичным. А ведь делали его 15 лет назад, используя в основном серийные комплектующие.

Рижские конструкторы, задумавшие «подтянуть» РАФ-2203 до приемлемого уровня, нашли единомышленника в НАМИ – ярого сторонника переднего привода Владимира Андреевича Миронова. Он создал простую и надежную подвеску с направляющим аппаратом из двух вставленных одна в другую труб и амортизаторами, упирающимися верхними концами в кузов – некое упрощенное подобие «Мак-Ферсона». Подходящих для РАФа стоек в СССР не было, а специально для относительно небольшого завода микроавтобусов их никто не стал бы выпускать. Подвеску, разработанную Мироновым в НАМИ, рижские конструкторы прозвали Мак-Мирон.
ltext_0911224307.p_1308215008.4.jpg

При постройке РАФ-М2 «Стилс» пришлось использовать импортную светотехнику. Подходящих фар и фонарей в СССР не было.

Миронов вместе с главным конструктором РАФа Иваном Степановичем Данилкивым задумали и коренную модернизацию тормозов. На микроавтобус установили по два «нивовских» суппорта на каждом переднем колесе и вакуумный, вместо гидровакуумных, усилитель. Спроектировали и новый травмобезопасный рулевой вал. Параллельно освежили дизайн «рафика»: появились новые решетка радиатора, стекла передних дверей, зеркала. Испытания 1986 года показали, что улучшилась не только надежность, но и управляемость машины.
ltext_0911224307.p_1308215008.5.jpg

«Стилс» – последняя модель Рижской Автомобильной Фабрики.

Предстояла самая «малость»: убедить руководство завода и, главное, Минавтопрома выделить немалые средства на модернизацию. Рижане экономили как могли. Подвеску решили делать сами – в Елгаве запланировали для этого цех. Пока решение в верхах созревало, в 1989-м два модернизированных РАФ-22038-30 отправили в пробег во Владивосток. Машины (одна из них прошла перед дальним путешествием гос-испытания) вернулись в Ригу практически без нареканий. Но в серию удалось запустить лишь версию 22038-02 со старой подвеской. Как очень часто бывало в те годы – «пока»…
ltext_0911224307.p_1308215008.6.jpg

Чтобы привлечь внимание к проекту, построили второй «РАФ-Стилс» – прототип «скорой помощи».

А в стране уже началось время невиданных надежд и грандиозных проектов. Что там модернизация модели почти 20-летней давности? Новый, первый в СССР выбранный коллективом (помните такое?) директор РАФа Виктор Давыдович Боссерт провозгласил: будем делать автомобиль ХХI века! Кто из конструкторов и дизайнеров не откликнулся бы на такой призыв. Боссерт инициировал всесоюзный конкурс, патронируемый «Комсомольской правдой», на дизайн микроавтобуса. Участвовали специалисты нескольких советских заводов, но победили свои, рижане. Никакой подтасовки: просто они были больше «в теме».
Первоначально планировали машину с передним приводом, но остановились все же на классической компоновке. Такой автомобиль проще было довести до конвейера, опираясь на выпускаемые в СССР комплектующие. На прототипе М1 с дизайном рижанина Владимира Васильева стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406 – самый современный в Союзе на то время, стойки «Мак-Ферсон» от перспективной представительской «Волги» ГАЗ-3105, пятиступенчатая коробка передач УАЗ. Рулевую рейку и усилитель для прототипа пришлось позаимствовать у «Форда». В 1990-м микроавтобус, немного похожий (но отнюдь не копия!) на «Транзит», сделал первый рейс возле НТЦ РАФ на улице Дунтес в Риге.
Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика (ЗР, 2003, № 1). Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время. Но Данилкив и Миронов уже продвигали другой проект – машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Конец 1980-х – время максималистов!
Проект РАФ-М2 вел заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же – ЗМЗ-406. Передняя подвеска – двухрычажная, потому что высокие стойки в бескапотном автомобиле не помещались. Задняя подвеска по конструкции напоминала «Москвич-2141». Рижане мечтали и о пневматической, но понимали, что это дело не близкого завтра. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное – от «Мерседес-Бенца».
Дорожные тесты провести не удалось. Испытатели, как и другие специалисты, один за другим покидали завод, жизнь на котором, как и на многих других предприятиях СССР, потихоньку замирала. Однако кузов «Стилса» проверили на прочность и вибростойкость на еще работающем рижском вагоностроительном. Автомобиль, вернее, кузов, как говорят инженеры, оказался «честным» – показал неплохие результаты.
Конструкторы все еще надеялись довести машину хотя бы до мелкосерийного производства. Ездили по заводам бывшего СССР, пытаясь найти поставщиков электрооборудования, коробок передач, стекол. Для начала планировали выпускать «Стилс» в цехе малых серий, вместе с грузовиками и спецмашинами на базе РАФ-22038.
Микроавтобус возили по выставкам. Пресса и, конечно, «За рулем» не обходили его вниманием, хвалили за передовой дизайн. Но стать хотя бы мелкосерийным автомобилю было не суждено. Делать его целиком в Латвии – абсолютная утопия, а зарубежными, после распада СССР, разработками в бывших братских республиках никто не интересовался. В России к тому же начинали производить «Газель».
Теперь это уже история. Ведь годы, прошедшие «после РАФа», все очень сильно изменили. Но, глядя на чудом сохранившиеся «Роксану» и «Стилс», невольно думаешь: а ведь создатели этих машин были правы – они и в начале ХХI века не выглядят динозаврами.



Сергей Канунников
Опубликовано в №02.2006 "За рулём"

ЗЫ. А ещё мало кто знает, что РАФ и ГАЗ- побратимы. И не только потому, что РАФики делали сначала на базе ГАЗ-М21 а позже, на основе ГАЗ-24. А еще и потому, что РАФ некоторое время выпускал... ГАЗ-13С "Чайка" в кузове универсал.

Автомобиль ГАЗ-13С "Чайка".


Универсал на базе "Чайки" на самом деле выпускался рижским заводом RAF и правильнее этот автомобиль было бы именовать РАФ-ГАЗ-13С. Все универсалы имели на задней двери шильдик RAF, помимо стандартного "Чайка" (на фото сбоку). Всего начиная с 1968 года было выпущено, по некоторым сведениям, примерно двадцати штук универсалов.
Известные рисунки ГАЗ-13С (справа) со ступенчатой крышей на деле являются ничем иным как поисковыми рисунками для формы кузова ГАЗ-13С дизайнеров РАФа. В действительности такие автомобили не выпускались.
С Горьковского автозавода на RAF поступали готовые машины, где им обрезали крышу и взамен ставили более длинную, сваренную из трех частей. В задние рессоры с учетом возросшей массы (более трех тонн вместо стандартных 2660 кг) вводили два дополнительных листа. В салоне ставили перегородку сразу за первым рядом сидений, аналогичную устанавливавшейся на ГАЗ-13А. За перегородкой устанавливались носилки. Рядом с ними по левому борту устанавливались ящики и емкости со специальным медицинским оборудованием, включая кронштейн под капельницу. По правому борту возле задней двери крепились кислородные баллоны и электрошоковый аппарат. Впрочем, не известен ни один случай, когда хоть одну машину использовали бы по прямому назначению. Кстати, часть "Чаек" была выпущена и в виде обычных универсалов и никаким медицинским оборудованием не оснащалась.
Несмотря на небольшое количество выпущенных универсалов, можно вести речь об автомобилях раннего и позднего выпуска — они различались соответственно отсутствием или наличием стойки в заднем боковом стекле позади второй двери.

Технические характеристики:

Производитель: ГАЗ
Год пр-ва: 1979
Тип кузова: 5-дверный универсал
КПП: 3-ступенчатая автоматическая
Двигатель: ЗМЗ-13, 5.5 литра, V8
Мощность: 195 л.с.
Макс. скорость: 160 км/ч
Масса: 3000 кг
Дизайнер: Лев Еремеев
88cc2feebbfaf790-main.jpg


88cc2feec4d051d0-main.jpg


88cc2feecbc01390-main.jpg


88cc2feed5abeeb0-main.jpg


88cc2feee1b421f0-main.jpg
 

LL3

Общительный
Регистрация
8 Янв 2011
Сообщения
59
Реакции
36
Баллы
94
Вот это да!Не знал,спасибо за фото!
 

Sputnik6

Постоялец
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
199
Реакции
105
Баллы
145
это что?катафалк?
 

Ali-xan

Знаток
Регистрация
18 Авг 2009
Сообщения
4,993
Реакции
6,219
Баллы
824
За перегородкой устанавливались носилки. Рядом с ними по левому борту устанавливались ящики и емкости со специальным медицинским оборудованием, включая кронштейн под капельницу. По правому борту возле задней двери крепились кислородные баллоны и электрошоковый аппарат. Впрочем, не известен ни один случай, когда хоть одну машину использовали бы по прямому назначению. Кстати, часть "Чаек" была выпущена и в виде обычных универсалов и никаким медицинским оборудованием не оснащалась.

Скорее скорая....
 

Ivan-24

Постоялец
Регистрация
10 Ноя 2008
Сообщения
340
Реакции
263
Баллы
165
Дизайн, такое ощущение, что сделан в Корее. 2203 брутальнее и мне более симпатичен:)
Но это не умаляет достоинств машины. Она была, действительно, очень передовой.
Зато у нас теперь нет своего микроавтобуса. Мы ездим на "Газели", переделанной из грузовика... А ведь могли бы иметь и "Газель", и РАФ. Не суждено...
 
Последнее редактирование:

shkip

Общительный
Регистрация
23 Дек 2007
Сообщения
44
Реакции
47
Баллы
79
"Стилс" спереди мне напоминает Toyota LUCIDA.
 

Нестраненктож

Заблокирован
Регистрация
12 Май 2010
Сообщения
458
Реакции
1,169
Баллы
210
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Зато у нас теперь нет своего микроавтобуса. Мы ездим на "Газели", переделанной из грузовика... А ведь могли бы иметь и "Газель", и РАФ. Не суждено...

А еще на АЗЛК, совместно с Братиславским (тогда Чехословакия) заводом, разрабатывали свои микроавтобусы, были даже ходовые модели...
Эхехехехе(с)
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,858
Реакции
3,354
Баллы
445
Дизайн, такое ощущение, что сделан в Корее. 2203 брутальнее и мне более симпатичен
+1. Считаю дизайн РАФ-2203 лучшим В МИРЕ (да-да, не смейтесь, именно так!) в своём классе и в своё время среди всех микроавтобусов тех лет! Да и не я один- на каком-то всемирном конкурсе, за давностью лет уже не помню, на каком и где, эта машина взяла гран- при! По-моему, совершенно заслуженно! Особенно вызывает уважение абсолютное, полное отсутствия "попугайства", подражательства в дизайне этой модели! Редкий случай не только в отечественном автопроме, но и в мировом! Дизайн 2203 настолько опережал своё время, что и сегодня, 35 лет спустя, не воспринимается как устаревший! Да и предыдущая модель- 977- тоже для своих лет выглядела весьма прогрессивно! А вот концепты начала 90-х, если честно, не впечатлили. Даже тогда, в момент их появления.
 
Последнее редактирование:

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,858
Реакции
3,354
Баллы
445
Не соглашусь, лучше VW T1 ничего не придумали.
VW T1- машина другой эпохи. Безусловно, тоже шедевр! Но я имел в виду автомобили середины 70-х:
в своём классе и в своё время среди всех микроавтобусов тех лет!

Кстати, некоторые черты внешности этого Фольксвагена прослеживаются в первой массовой модели РАФа- 977. Здесь, в отличие от 2203, некоторое заимствование имело место.
 

Alex V

Постоялец
Регистрация
30 Июн 2010
Сообщения
267
Реакции
352
Баллы
164
Кстати, некоторые черты внешности этого Фольксвагена прослеживаются в первой массовой модели РАФа- 977.
Немудрено, Т1 родоначальник автомобилей этого класса.
Но я имел в виду автомобили середины 70-х:
В те годы они все перешли на модный тогда рубленый квадратный дизайн. Сильных различий между ними не было. Что Форд Транзит, Т2/Т3 и конечно же РАФ. Тут уже как говорят на вкус и цвет...
 

Burlack

Житель
Регистрация
15 Дек 2007
Сообщения
1,858
Реакции
3,354
Баллы
445
В те годы они все перешли на модный тогда рубленый квадратный дизайн. Сильных различий между ними не было. Что Форд Транзит, Т2/Т3 и конечно же РАФ. Тут уже как говорят на вкус и цвет...
Ну, разница между тем Транзитом и РАФом, по-моему, огромна. И не в пользу ФордА! На мой взгляд так по сравнению с 2203 тот Транзит страшен, как атомная война. По-настоящему красивым, даже революционным, был дизайн уже "нового" Транзита (1985-1986)- того самого, который послужил прообразом Газели. Но появился он на 10 лет позже "нового Рафика"! Который в те годы всё-таки не походил ни на одну массовую модель микроавтобуса! Он (2203) выглядел динамичней, стремительней большинства аналогов того времени!
 
Сверху