• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Автодизайн в СССР

Поговорим об очень непатриотичной, как некоторым покажется, теме — вопросу заимствований в конструкциях советских автомобилей. Речь пойдет главным образом о внешнем виде и стилистике машин; вопросов внутренней начинки я постараюсь не касаться.
Хорошо известно, что первый советский грузовик АМО-Ф15 был скопирован с итальянского грузовика Фиат-15-тер: отсюда и индекс «Ф15». При этом отметим, что выпуск итальянской модели не был советской идеей: его производство на заводе АМО собирались развернуть еще в 1916 году, но из-за революции пришлось отложить на 8 лет.

122746259.jpg

АМО-Ф15 1926 года

Менее известно происхождение следующих грузовиков АМО-ЗИС. АМО-2, выпускавшийся в 1930-1931 году, фактически представлял собой лицензионную версию американского «Аутокара»: грузовики собирались из готовых узлов. В 1931-1933 гг. выпускался АМО-3 — та же самая машина, только полностью из деталей отечественного производства. Сменивший ее на конвейере ЗИС-5 (АМО-4 был автобусом) прошел лишь небольшую модернизацию.

122746260.jpg

Прототип Autocar на испытаниях

122746254.jpg

АМО-2

122746256.jpg

АМО-3

122746331.jpg

ЗИС-5


Таким образом, уже в то время наметились две конкурирующие линии: ориентация на европейские или на американские образцы. Американская линия пока что побеждала. У советских вождей были грандиозные планы, и при их реализации очень пригодился американский опыт массового производства. Генри Форду, в свою очередь, в годы великой депрессии очень пригодилось советское золото, и американцы построили в Нижнем Новгороде завод для производства лицензионных «Фордов-А» и грузовиков «Форд-АА», которые получили название ГАЗ-А и ГАЗ-АА соответственно. Отметим, что даже эмблемка ГАЗа в те годы была копией фордовской: тот же самый синий овал, в который курсивом вписаны буквы «ГАЗ».

122746214.jpg

1930 Ford A Phaeton

122746267.jpg

ГАЗ-А

122746216.jpg

1930 Ford AA

122746270.jpg

ГАЗ-АА

Следующая газовская легковая машина — ГАЗ-М1, знаменитая «Эмка» (М — от Молотова, именем которого тогда назвали завод) — также была срисована с «Форда», но пока что совершенно законным образом: в рамках контракта на строительство ГАЗа Форд обязался передать документацию на свою следующую модель. Прототипом «Эмки» стал «Форд-40» 1933 года, но ГАЗ-М1 не был его точной копией: во-первых, на ГАЗе не смогли освоить стоявший на «Форде» 8-цилиндровый V-образный мотор, да наверное, тогда в СССР он никому и не был нужен. На «Эмку» ставили мотор от ГАЗ-А, только с увеличенной до 50 л.с. мощностью. Вторым важным отличием были рессоры: вместо двух непривычных поперечных, как на протопипе, «Эмку» снабдили четырьмя стандартными продольными. Соответственно несколько изменилась форма передних крыльев.

122746219.jpg

1933 Ford

122746271.jpg

1936 ГАЗ-М1

А вот прототипом для первого советского лимузина ЗИС-101 послужил «Бьюик» модели 1932 года. Первоначально его копию собирались делать на Путиловском заводе, но эти машины — Л-1 — были выпущены лишь в количестве 6 штук.

122746217.jpg

1932 Buick 97

122746278.jpg

Л-1

С Путиловского завода производство лимузинов передали на ЗИС. ЗИС-101 в общих чертах повторял конструкцию «Бьюика» 1932 года, однако ему требовался новый кузов, ведь автомобильная мода не стояла на месте. Образцом для ЗИСа послужил Cadillac V8 1934 года (ранее я ошибочно считал, что это был «Плимут» 1935 года).

122746221.jpg

1934 Cadillac V8

122746316.jpg

1936 ЗИС-101

В дальнейшем и ЗИС-101, и ГАЗ-М1 подверглись модернизации. Модернизированные варианты — ЗИС-101А и ГАЗ-11 — выпускались с 1940 года. В первом случае образцом для советских дизайнеров, возможно, послужил «Бьюик» 1937-1938 гг.

122746222.jpg

1937 Buick

122746319.jpg

ЗИС-101А

Что касается ГАЗ-11, то на его оформление, вероятно, оказал влияние «Опель Кадетт» тех лет, после войны выпускавшийся у нас как «Москвич-400». Не будем, однако, забывать, что «Опель» входил в состав империи «Дженерал Моторс», а следовательно, был тоже полу-американским автомобилем.

122746261.jpg

ГАЗ-11-73

На послевоенных грузовиках не стану особо останавливаться, отмечу лишь, что все они, так или иначе, создавались под влиянием знаменитого ленд-лизовского «Студебекера», что, впрочем, не удивительно, если учесть, что отечественный автопром к тому времени не освоил других грузовиков, кроме ЗИС-5 и ГАЗ-АА, конструкция которых восходит еще к 20-м годам. По сравнению с ними «Студебекер» был машиной второго, а то и третьего поколения. (Зато, отмечу в скобках, этих грузовиков сделали очень много. Уже к концу 30-х годов СССР по выпуску грузовиков занимал второе место в мире — после США, но, правда, с очень сильным отставанием — и даже экспортировал их в некоторые не слишком развитые страны. А вот по легковым автомобилям СССР занимал седьмое место в мире — что, в принципе, не так и плохо, сейчас Россия по этому показателю тоже стоит где-то на шестом-седьмом месте. Для тогдашнего отечественного автопрома был характерен страшный перекос в сторону грузовиков — в 1939 г. их было выпущено 179 тыс. по сравнению с 20 тыс. легковых. И ситуация изменилась лишь в 1970 г. — только в тот год, когда был запущен Волжский автозавод, число выпущенных легковых машин превзошло число грузовиков. Что же касается ЗИС-5, то на «УралЗИСе» в Миассе его выпускали аж до 1955 года). Не зря «Студебекер» имел у нас репутацию «зверь-машины». А между тем его параметры были не бог весть какие выдающиеся: всего-то 95-сильный мотор; в то время такой же мощности движки ставили на легковые «фордики». Тем не менее и за ним не мог угнаться 73-сильный автобус ЗИС-8, aka «Фердинанд» в сцене знаменитой погони из «Места встречи изменить нельзя». Ниже приведены фотографии военного «Студера» и некоторых советских послевоенных грузовиков.

122746303.jpg

Studebaker US6

122746265.jpg

ГАЗ-51 (ранний, с деревянной кабиной)

122746286.jpg

МАЗ-200

А вот машины ЗИС-150 и ЗИС-151 очень упорно наводят на мысль, что их прототипом послужил американский грузовик «International»…

122746272.jpg

International KR11 (1941-43)

122746326.jpg

ЗИС-150 (1953)

122746328.jpg

ЗИС-151
 
Последнее редактирование:

m21406

Завсегдатай
Регистрация
3 Июн 2007
Сообщения
633
Реакции
924
Баллы
245
Вообще странно что первые 412 москвичи с БМВ не сравнили видимо оставили на потом. и волгу 24 потеряли тоже не хорошо.
 

Юрий Деточкин

Общительный
Регистрация
8 Июл 2009
Сообщения
5
Реакции
4
Баллы
65
Недавно видел фото новой Infiniti (не помню правда какая именно, но если будит необходимо могу уточнить), так там все с точностью да наоборот, у них изгиб заднего крыла похож на крыло от Волги 3111 и с крышкой багажника похожая ситуация!!!!!!! Поэтому мое мнение такого, что не все у нас так безнадежно, и мы уж не такие тупые что прям не можем придумать чего-то нового и при этом не заглядывать на чужие модели. Сугубо личное мнение.
 

Draiver

Постоялец
Регистрация
17 Июл 2008
Сообщения
350
Реакции
273
Баллы
164
Все таки интересно про Москвич и 24ю,с кого они взяты?
 

xxil

Свой человек
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
3,710
Реакции
5,187
Баллы
725
Все таки интересно про Москвич и 24ю,с кого они взяты?
В отношении 24 можно повторить абзац от победы -
в принципе можно считать вполне оригинальной разработкой.(...) Они действительно имеют большое сходство, но дело все же скорее в том, что все эти машины следовали единым тенденциям моды, а потому и получились похожими.
800px-1962_Ford_Falcon_2-door_wagon.JPG

Ford Falcon
A_1963_Chevy_II_station_wagon_IMG_8104.JPG

Chevrolet Nova
800px-1963_Plymouth_Valiant.jpg

Plymouth Valiant
 

EVGEN-MT-61

Завсегдатай
Регистрация
22 Мар 2009
Сообщения
559
Реакции
509
Баллы
215
вот еще немного истории ГАЗа
_ttp://www.orencar.ru/stat/st_avto/st_avto_rus_gaz.html#1_1890

Добавлено через 5 минут 12 секунд
во кто угадает что за машина на фото?
а это не форд от BOSS?
 
Последнее редактирование:

PLOTnic

Завсегдатай
Регистрация
10 Фев 2007
Сообщения
612
Реакции
302
Баллы
225
Я в такие сравнения неверю.Почему то все всегда ищут машину похожую на нашу и тут же причисляют её как первоисточник дизайна.А вот если посматреть вообще автопром конкретных годов,то одинаковых машин можно найти много.Вот в этой теме вообще несогласен по поводу ЗиЛ-111,кроме 4х фар общего вообще ничего,да же наклон лобового стекла разный.
Вот например:

теперь смотрим на это фото:

тока вот на первой фотке 1984 год,а на второй 88.
Сюда же можно и Сиерру хетч подсунуть.
Так что всё относительно.
 

Демократ

Постоялец
Регистрация
25 Авг 2009
Сообщения
220
Реакции
275
Баллы
164
Согласен.

Вообще-то тема (а точнее то, что в ней написано о якобы копировании зарубежных образцов) довольно странная. То, что многие наши машины похожи на иномарки, удивления не вызывает, поскольку весь мировой автопром подиняется определённой моде и вынужден идти в ногу со временем.
Так, «Форд Фокус» похож на «Тойоту Короллу» и «Опель Астру». И что, мы теперь будем говорить, что американцы «содрали» с японцев? Или, быть может, немцы у американцев дизайн «стырили»?

В СССР дизайн и конструкция машин действительно повторяли западные разработки, но главным образом это происходило на начальной стадии развития отечественного автопрома. Тогда это и не скрывали: ГАЗ-АА, ГАЗ-М1 были практически точными копиями «Фордов», первые «Москвичи» повторяли «Опели Кадетты» и т.д.

По мере совершенствования промышленности и развития конструкторской мысли наши автомобили теряли тесную связь с западными образцами. С 50-х годов американские и западноевропейские автомобили перестали быть 100%-ми прототипами, а стали творчески перерабатываться (ГАЗ-21, «Чайка»). С 60-х годов конструкторы стали разрабатывать полностью отечественные машины («Москвич-408», ЗиЛ-114, ГАЗ-24). Появившийся в 1970 г. АвтоВАЗ выпускал близкие копии «Фиатов», но постепенно в их конструкцию стали вноситься наши изменения, так что даже в классике нового поколения (2107) сложно узнать черты оригинальной «копейки». Все «Жигули» более поздних разработок (2108, 2109, 2110) не имели никаких зарубежных прототипов. Последней же машиной, в разработке которой участвовал зарубежный прототип («Симка»), был АЗЛК-2141.
В последние годы существования СССР разрабатывалось множество вообще не похожих на западные образцы автомобилей: ВАЗ-2110, ГАЗ-3105, Иж-Ода и др.

Короче говоря, у нас дизайн есть (был) свой собственный. А вот сначала, когда автопром только зарождался, мы действительно копировали американские и западноевропейские образцы. Но тому чего ж удивляться – точно также делали в своё время японцы, корейцы и прочие иностранцы. Когда своего нет, приходится заимствовать чужое.
А вот те, кто этот факт выпячивают (берут древние ГАЗ-М1 и говорят: «Вот, дескать, не было у нас дизайна – всё копировали к чёрту!») либо делает это умышленно (и тогда он враг народа), либо не знаком с более современными отечественными машинами (и тогда он невежда).
Я не про Инуками. :D Он же взял статью с другого сайта. :D
 

Клесч

Завсегдатай
Регистрация
24 Мар 2009
Сообщения
556
Реакции
874
Баллы
215
Согласен.






Когда своего нет, приходится заимствовать чужое.

Сильно сказано. А куда же Вы дели Пузырёва, Лесснера, Руссо-Балт тот же самый, который выпускал всю палитру автомобилей:легковые - вплоть до лимузинов, грузовики разной тоннажности, автобусы. И вы себя при этом к врагам народа , я так понимаю, не причисляете?
 

Krest

Общительный
Регистрация
17 Июл 2009
Сообщения
27
Реакции
16
Баллы
64
Смысла поста не очень понимаю. Очередное "у нас ничего сами не могут сделать, все прут и прут, все тащут и тащут"? Картинки красивые, не спорю. Сравнения банальные, никакой америки не открыто.

Если говорить о дизайне отечественных автомобилей, имеет смысл вспомнить "Старт" и "Москвич 356". Для своего времени дизайн не просто передовой, а запредельно новаторский. Жалко, что в серии ни тех ни других машин не было.
 

andrei85

Постоялец
Регистрация
6 Ноя 2008
Сообщения
414
Реакции
78
Баллы
130
Все что описано выше - есть история. И разбирать кто что у кого стыбзил, не наша с вами задача. Современные наши авто - это практически полностью наша разработка, так что мы вполне можем, если захотим. Та же 3111 очень даже симпатично смотрится, и ни на что не похожа, за исключением некоторых элементов сзади, напоминающих 21-ю
 

Баржа_068

Постоялец
Регистрация
23 Ноя 2008
Сообщения
155
Реакции
358
Баллы
145
Заимствования и влияние моды есть вещи определяющие дизайн как искусство. В СССР были построены великолепные машины которые шли вполне в русле мировой автомобильной моды, как ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-21 Волга, все наши лимузины, большинство капотных грузовиков, но все эти машины имели свой облик, определявший целые эпохи развития автомобилестроения. Вместе с тем, были и собственные дошедшие до конвейера разработки - забытая предыдущими авторами Нива и революционная для послевоенного автопрома Победа.
Кургузый Фольксваген Гольф первого поколения и вазовская Восьмерка создавались в одно и тоже время, для похожего покупателя, но насколько наша Восьмерка динамичнее, изящнее и привлекательней!!! Построенная в начале 80-ых ГАЗ 3102 выглядела вполне современной на фоне Вольво 7 серии и Мерседесов в 123 кузове!!! Только где все наши успехи на сегодняшний день???
 

ТоварищЧ

Постоялец
Регистрация
22 Дек 2009
Сообщения
214
Реакции
563
Баллы
185

SdnaL

Общительный
Регистрация
20 Июл 2011
Сообщения
76
Реакции
50
Баллы
95
Новый прототип под кодовым названием «Ока-3» (заводской индекс «Проект 11174»)
Хз. Но по-моему - гуано. Как и многое на Вазе. Сбоку вообще страшненькая. И расход - 7 литров для маленькой машинки - очень большой.
 

Uazmaster

Постоялец
Регистрация
13 Авг 2010
Сообщения
364
Реакции
372
Баллы
164
Кургузый Фольксваген Гольф первого поколения и вазовская Восьмерка создавались в одно и тоже время, для похожего покупателя, но насколько наша Восьмерка динамичнее, изящнее и привлекательней!!
Вы что курили? Восьмёрка и переднеприводные ТАЗы всегда были вёдрами для мажоров, поэтому привлекательными быть в принципе не может
 

Баржа_068

Постоялец
Регистрация
23 Ноя 2008
Сообщения
155
Реакции
358
Баллы
145
Вы что курили? Восьмёрка и переднеприводные ТАЗы всегда были вёдрами для мажоров, поэтому привлекательными быть в принципе не может

сравнивать можно только машины одного класса, поставьте рядом указанные машины и смотрите. Вы видимо плохо представляйте себе настоящих мажоров и те автомобили которые были им доступны... Если в семидесятых, да и начале восьмидесятых, человек в 20 или даже в тридцать лет сидел за рулем своей машины означало что он крут. Если эта машина была 24 Волгой, и она Ваша, значит жизнь уже удалась... хотя бы в плане социального статуса!!!
 
Сверху