• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Постепенное включение электровентилятора

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
тут рылся в разных статьях и конференциях... планирую со временем поставить электровентилятор на свою 24-10. Очень заинтересовала схема плавного пуска. Нашел пару вариантов с микросхемами и прочими "штуками" - сложновато. Слышал о схеме на двух релюхах и резисторе.
Кто владеет технологией данного сабжа? Помогите чем мОгите плз...
(ткните носом в ссылку если есть - сам не нашел)
 
Последнее редактирование модератором:

radioded

Старожил
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
3,147
Реакции
5,745
Баллы
675
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Работа устройства направлена на то, чтобы в интервале температур охлаждающей жидкости от 85 до 98oС постепенно изменять частоту вращения электровентилятора так, чтобы препятствовать изменению температуры. При неизменных скорости движения автомобиля, режиме работы ДВС и внешних условиях наступает тепловое равновесие: количество тепла, отнимаемого от ДВС охлаждающей жидкостью, становится равным количеству тепла, отдаваемого жидкостью охлаждающему воздуху. Температура охлаждающей жидкости и соответствующая ей частота вращения электровентилятора при этом не меняются.
Электровентилятор, устанавливаемый на автомобиль, обеспечивает охлаждение радиатора при самых неблагоприятных условиях эксплуатации и имеет некоторый запас мощности, поэтому, обычно, нет необходимости электровентилятору иметь максимальную частоту вращения. Частота вращения должна быть такой, чтобы обеспечивалось тепловое равновесие. Выбор такой частоты вращения осуществляет заявляемое устройство. Как правило, эта частота значительно меньше максимальной. Малая частота вращения приводит к малому уровню шума, к малому уровню потребляемого тока и механических нагрузок на электровентилятор. Включение электровентилятора на начальную частоту вращения (20% от максимальной) позволяет избежать резких скачков тока и резких механических нагрузок. Осуществление заявляемого способа заявляемым устройством позволяет значительно сократить число включений и выключений электровентилятора, значительно снизить энергопотребление электровентилятора, исключить разрядку аккумулятора на холостом ходу ДВС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099. Руководство по ремонту. М., 1995, с. 140.
Формула изобретения: 1. Способ охлаждения радиатора автомобиля, заключающийся в том, что с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, создают воздушный поток через радиатор, отличающийся тем, что при температуре Твкл охлаждающей жидкости вентилятор разгоняют электродвигателем до начальной частоты вращения nнач, при температуре Твыкл охлаждающей жидкости Твыкл<Т>вкл прекращают вращать вентилятор, достигают максимальной частоты вращения nмакс вентилятора nмакс>nнач при температуре Т' охлаждающей жидкости Т'> Твык, достигают минимальной рабочей частоты вращения nмин вентилятора nмин<n>нач при температуре Твыкл, в интервале от Твыкл до Т' частота вращения вентилятора является монотонно возрастающей непрерывной функцией температуры охлаждающей жидкости.
2. Способ охлаждения радиатора автомобиля по п. 1, отличающийся тем, что вентилятор начинают разгонять при температуре 80 - 100oС охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор.
3. Способ охлаждения радиатора автомобиля по п. 1 или 2, отличающийся тем, что вентилятор разгоняют до начальной частоты вращения с угловым ускорением 30 - 100 с-2.
4. Способ охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что частоту вращения вентилятора изменяют прямо пропорционально изменению температуры охлаждающей жидкости.
5. Способ охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что частоту вращения вентилятора изменяют дополнительно в зависимости от скорости изменения температуры охлаждающей жидкости.
6. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля, включающее в себя электровентилятор, датчик, формирователь сигнала управления, отличающееся тем, что датчик осуществляет непрерывное преобразование значения температуры охлаждающей жидкости в величину электрического сигнала, а формирователь сигнала управления преобразует разность напряжения датчика и опорного напряжения в напряжение, подаваемое на электровентилятор.
7. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по п. 6, отличающееся тем, что формирователь сигнала управления содержит аналого-цифровой преобразователь, микропроцессор и цифроаналоговый преобразователь.
8. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по п. 6, отличающееся тем, что формирователь сигнала управления содержит компаратор и регулятор.
9. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по п. 6, отличающееся тем, что формирователь сигнала управления содержит дифференциальный усилитель.
10. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 6-9, отличающееся тем, что формирователь сигнала управления размещен в электродвигателе, или жестко соединен с электродвигателем, или расположен отдельно от электродвигателя.
11. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 6-10, отличающееся тем, что в нем используется широтно-импульсная модуляция.
12. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 6-11, отличающееся тем, что в качестве датчика используется датчик указателя температуры охлаждающей
жидкости.
13. Устройство для охлаждения радиатора автомобиля по любому из пп. 6-12, отличающееся тем, что в электровентиляторе используется коллекторный или вентильный электродвигатель.

Надеюсь это вам поможет в ваших доработках.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

о триодах в теме не было не слова
В теме да, ни слова. :) В жизни, в прошлой жизни, эти черненькие штучки с тремя проволочками, мы называли триодами. Вот и Википедия тоже знает такое:
Наименование триод в 1950-70 годах, во времена становления полупроводниковой электроники, также употреблялось и для транзисторов — по числу выводов, часто с уточнением: полупроводниковый триод, или с указанием материала: (германиевый триод, кремниевый триод).
Я по старости лет начинаю выживать из ума....:( В голову лезут детские воспоминания :whistle2:

Добавлено через 4 минуты 27 секунд
но если делать систему стабилизации температуры за счет изменения оборотов ЭВ,
:stop: В этой теме идет обсуждение постепенного включения!!!
Тема о стабилизации температуры за счет изменения оборотов еще ждет своих Дон Кихотов. :yes2:
 
Последнее редактирование:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Тема о стабилизации температуры за счет изменения оборотов еще ждет своих Дон Кихотов. :yes2:

не это уж слишком муторно и сложно, на одних трубках Пито разорится можно ;), а ещё алгоритмы под них писать!

а триоды я только вакуумные знаю и пользовал...а транзистор у меня как то всегда транзистор :)
 

radioded

Старожил
Регистрация
14 Дек 2009
Сообщения
3,147
Реакции
5,745
Баллы
675
Re: Постепенное включение электровентиллятора

а триоды я только вакуумные знаю и пользовал...
Достаточно открыть журнал "Радио" года 72, там супертранзисторами были П406 и МП26, назывались они триодами. И не только из-за трех ножек, а и потому что с аналогичным ламповым прибором (катод, анод и сетка) имел коллектор, эмитер и базу. Может быть так легче было асоциировать принцип работы этих элементов.
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

ток вентилятора 0.5 Ампера. Это ООО "Ива-2000 " выпускает такие чудные устройства? Передайте им низкий поклон от меня лично ...

Добавляю первоисточник для полного понимания сути происходящего:
Номер патента: 2192970
Дата подачи заявки: 04.10.2000
Патентообладатель(и): Закрытое акционерное общество "ЭЛМАС"
Ива-2000 устанавливает устройства Патентообладателя (надпись на блоке : Патент №..., Установка ...):

 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Способна ли "альтернатива" изделию-первоисточнику, давать тот же технический результат, что и сам оригинал:
- не позволять газовскому двигателю перегреваться и потреблять при этом ток (вместе со штатным 30-ти амперным ЭВ) 1-2 Ампера (когда больше и не требуется), т.е быть столь же энергетически эффективной и экономичной?
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Уже это и обсуждали и спорили и кто то "интересовался" приобретением, выискивая то патент,то ошибки в описании. :rofl: Как показала практика вполне, превосходя функциональностью :haha:
Сильно сомневаюсь, что АРМ будет способен вращать ЭВ ниже 10% мощности :smoke: (двигатель при меньшей мощности просто стоит). А протекающий ток при этом (10%) и получается 1,5А! :stop:
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Сильно сомневаюсь, что АРМ будет способен вращать ЭВ ниже 10% мощности (двигатель при меньшей мощности просто стоит). А протекающий ток при этом (10%) и получается 1,5А!
Вот! Я тоже об этом подумал. Даже хотел провести "лабораторную работу". Уверен, если ограничить ток до 1А, то карлсон не начнет крутиться.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Опыты проводлись уже, причем года 2 назад. Только новые БОШи (и то не все) начинают вращение при напруге на них 1В. Гарантировано же при 1,2-1,3В. С нашими же дело обстоит похуже- не менее 2В, а это уже почти 20% :)
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Опыты проводлись уже, причем года 2 назад. Только новые БОШи (и то не все) начинают вращение при напруге на них 1В. Гарантировано же при 1,2-1,3В. С нашими же дело обстоит похуже- не менее 2В, а это уже почти 20% :)

надо ставить Бош!
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Замер делал только при 10% (1,2-1,4В на БОШе Бразильском- 250Вт) 1,2-1,5А
Во, во... Он нам фигвамы рисует(с)
0.5А у них на графике ток потребления. Индейское жилище получается. :)
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это возможно уже после "разгона" ЭВ, тогда ток падает,но конечно же, не до 0,5А. Я же мерял стартовый :) Даже после 50%, если резко снизить до 10%, ток будет в районе 0,7А. По этому принципу и делал "отсечку" ниже 0,5А- ЭВ в обрыве и блокировка системы с сигнализацией :)
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это возможно уже после "разгона" ЭВ, тогда ток падает,
Такой вариант возможен. Но как он будет охлаждать при таком значении мощности?
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Все зависит от температуры окружающей среды. Допустим, при стоящем авто и забортной около -10 град. система как раз и работает в режиме 10-20%, а при более низкой забортной и 0-10% .
При температуре +25 и стоящем авто это получится (из практики) 10-30%, в основном 20-30%. При окружающей +35 (в прошлом году в пробках) уже 30-40%. :drinks:
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Все зависит от температуры окружающей среды. Допустим, при стоящем авто и забортной около -10 град. система как раз и работает в режиме 10-20%, а при более низкой забортной и 0-10% .
Давайте привезем Волгу в Антарктиду ... и будем там выяснять преимущества ситемы АРМ в сравнении с прямым включением эл. вентиллятора.
Меня интересуют такие условия: Лето, дорожная пробка, включеный кондей, жара, тополиный пух...
 
Последнее редактирование:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Влад Титов, устройство
kineskopа проверено на УАЗах в режиме "месим Г...а по самые мосты" когда температура движка прёт в гору огого! и онО (УСТРОЙСТВО) справилось,
но для Волги такая функциональность и производительность избыточна!
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Как показала практика вполне, превосходя функциональностью :haha:
Практика показала, что у вентилятора охлаждения одна единственная функция - защита двигателя от перегрева. И в тех случаях, когда двигатель нуждается в более эффективном и надежном охлаждении, в сравнении со штатным, применяются наиболее простые системы управления:
ГАЗели

спортивные автомобили
_http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=3725732&highlight=#3725732.


Сильно сомневаюсь, что АРМ будет способен вращать ЭВ ниже 10% мощности :smoke: (двигатель при меньшей мощности просто стоит). А протекающий ток при этом (10%) и получается 1,5А! :stop:
Двигатель будет стоять в том случае, когда "формирователь сигнала управления" подает на него не тот сигнал, который ему нужен. Или слишком низкий КПД блока (дешевые элементы), или слишком длинные и тонкие силовые провода, на которых теряется мощность ...

Вентилятор крутится и при токе < 1А (<5%)

но только при условии, что он управляется регулятором, который собран на хорошей элементной базе и правильно работает.
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Re: Постепенное включение электровентиллятора

kineskopа проверено на УАЗах в режиме "месим Г...а по самые мосты" когда температура движка прёт в гору огого! и онО (УСТРОЙСТВО) справилось,
И каком диапазоне это (УСТРОЙСТВО) регулировало мощность ЭВ?
0-10 % от макс. мощности
10-20% ......
или 90-100% от максималной мощности?
Я так думаю, молотили вентиляторы "на полную". Или было не "по самые мосты".
Тот факт, что (УСТРОЙСТВО) справилось - ЭТО ПРЕКРАСНО!!!!
 
Сверху