• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

moreman

Постоялец
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
204
Реакции
14
Баллы
120
moreman, первая картинка некорректная. после нажатия на СТАРТ дроссель резко открывается на всю и другим глазом глядишь как окончится тест и закрываешь дроссель, подсказка - время должно быть меньше секунды. Судя из общих данных оно будет около 0.8.

т.е я так понял нужно резка нажать на педаль газа? я делал плавненько.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Spawn, _http://www.dealextreme.com/
Scorpi, Да да именно от туда
заказал 2 разных штуки одну преподу одну себе
_http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.24512
_http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.42822
вот такие
скорее всего ком-узб отдам преподу, а себе оставлю узб-кллайн адаптер, а вывести к линию для диагностики зная распиновку это дело техники

24512-30362bee-4ab7-4b2f-a578-7ac208be81e6.jpg

24512-014a32d7-9d45-41b1-8f09-a09de31637cb.jpg

sku_42822_1.jpg

sku_42822_2.jpg

37635-8b42daf4-078a-4b06-b73e-23ad985a7652.jpg
 

igortru

Постоялец
Регистрация
26 Янв 2009
Сообщения
243
Реакции
65
Баллы
130
Мужики, необходима информация сколько показывает шагов РДВ при отрицательных температурах(запуске холодного двигателя). У кого есть маршрутники посмотрите пожалуйста.


Актуально! Я себе весь мозг изъел, утром РДВ встает в 187 шагов, а должен по прошивке в 251 думаю из-за это машин плохо заводитися
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
Актуально! Я себе весь мозг изъел, утром РДВ встает в 187 шагов, а должен по прошивке в 251 думаю из-за это машин плохо заводитися
После адаптации такое происходит. У меня вот тоже ниже показывает. Но когда сбросишь мозг (становится 252), то лучше запуск ничуть не становится. Хотя у меня бывало и 130 показывал, запускалась без проблем.
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
народ, здрасти, с новым годом! сразу скажу у меня нет инжекторного двигателя,но они есть на работе, дак вот, спаял я к-лайн адаптер, но не тот который в первом посте, а чуть другой на 4х транзисторах, на работе взял 2 эбу один с волги, другой с уазика, который с волги, почемуто постоянно показывает замыкание форсунок 1-4, а который с уазика у него глюк с катушкой зажигания 1,4 цилиндров, вскрытие обоих визуально ничего не показало, я их подключил к компу через свой адаптер, диагностика его видит, показывает ошибки пытается что то управлять, в общем программе "автотестер" поддается, хотел перепрошить, прогой CombiLoader 2.1.8, после всех танцев с бубноми и без, даже с волшебными словами, ну не хочет он читать не флеш их, ни еерум, а ChipLoader 1.96 конечно не с первого раза, но всетаки, кстати в этой проге, как я заметил, последовательность подключений соблюдать не обязательно, соеденил все плюсовые провода, добавил к ним 42 вывод все вместе на плюс и он со второго раза увидел блок, только вот беда, запускается эта прога минут 20, а самое главное чего я испугался, это после перепрошивки блок не выходит на диагностику, так и должно быть?
мои действия: программа ChipLoader 1.96, запускается, минут 20 перекура, появляеться окно, подключаю ЭБУ нажимаю установить свяь, пробежала полоска пишут, связь установлена, нажимаю считать флеш, затем считать еерум, сохраняю оба файла на рабочем столе, открываю их в этой проге, выделяю считанный флеш нажимаю записать, он записывает, сообщает что запись прошла успешно,нажимаю перевести блок в диагностический режим, пишут что перевелся открывается "автотестер" а там - нет ответа от блока, все отключаю, запускаю опять автотестер , тоже самое, подключаю второй не прошитый блок, все нормально, подключаю опять первый, мне опять - нет овета от блока, что я сделал не так? за ранее спасибо, ответ что я убил ЭБУ меня не расстроит, все равно они оба на списание.
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
хотел перепрошить, прогой CombiLoader 2.1.8, после всех танцев с бубноми и без, даже с волшебными словами, ну не хочет он читать не флеш их, ни еерум,
В этой версии программы нужно отключить примерно на 1 сек питание с 18 ноги и включить, и сразу же нажать то, что вы хотите делать (считать либо записать)

после перепрошивки блок не выходит на диагностику, так и должно быть?
У меня так же...просто отключаю адаптер после прошивки на 5 минут потом подключаю и опять можно диагностировать и прошивать.

программа ChipLoader 1.96, запускается, минут 20 перекура
Тут что то не порядке...очень долго запускается прога.

почемуто постоянно показывает замыкание форсунок 1-4, а который с уазика у него глюк с катушкой зажигания 1,4 цилиндров,
Вы же диагностировали снятый блок с машины,там должно показывать ещё кучу неисправностей так как к блоку нечего не подсоединено.так же показывает "высокий сигнал с ДМРВ"итд. ведь блок не видит этих датчиков и считает что они неисправны.

Попробуйте ещё раз подключить тот блок который не отвечал на связь после перепрошивки.И не спешите выкидывать блоки.
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
здрасти еще раз!
не спешите выкидывать блоки.
пока я их не выкидываю, но в них мне кажется аппаратная неисправность, т.к. при подключении другого блока ошибки старого не показываются, а про замкнутые форсунки и катушки зажигания, эти ошибки начали определятся еще на автомобилях, и с другой стороны на снятом блоке в таком случае показывалось бы обрыв, а не замыкание, плюс ко всему эти ошибки должны определятся при заводке и работе двигла, а т.к. блок на столе то речи о работе двигателя нет и значит катушки и форсунки даже не проверяются на работоспособность, эта ощибка либо как то прописалась в памяти, что блокирует работу ИМ либо какаято деталька в блоке сгорела
В этой версии программы нужно отключить примерно на 1 сек питание с 18 ноги и включить, и сразу же нажать то, что вы хотите делать (считать либо записать)
разобрался стояла скорость порта 9600 поменял на 19200 и все пошло
после перепрошивки блок не выходит на диагностику
спасибо, тоже разобрался видимо считало с ошибкой и залил ее же, а она потом определится не могла, залил другую, стандартную для этого блока и все стало читатся, но ошибки не пропали, мож кто скажет че за детальки ответсвенны за форсунки и катушки, или дадите ссылки где бы подробно рассказывалось о ремонте ЭБУ, лучше для полных чайников, я ведь только начинаю...
за ранее благодарен!

Добавлено через 2 часа 24 минуты 8 секунд
господа диагносты и програмисты ЭБУ, еще такой вопрос, гдето читал об изменении УОЗ, залез в прошивку, хотел побаловаться с УОЗ, а их там как конь на**б, для всех случаев жизни, а еще и в 3D графиках, а нет такой функции как в старых дедовских трамблерах, повернул чуть раньше, и везде , на всех режимах стало раннее зажигание, или наоборот, а то все режимы править или какойто один, потом забудеш, где лазел, и куда правил, или это настраивается под каждого водителя, где и в каких случаях он сильней на газ давит, а гдето неспеша едет...
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
а нет такой функции как в старых дедовских трамблерах, повернул чуть раньше, и везде , на всех режимах стало раннее зажигание, или наоборот
Да, есть. Только для этого в прошивку лезть не надо. Достаточно изменить параметр ПУОЗ (поправка УОЗ) с помощью какой-нибудь диагностической программы, например Автотестер 2.4.

Добавлено через 1 минуту 22 секунды
или дадите ссылки где бы подробно рассказывалось о ремонте ЭБУ
А почему Вы так уверены в неисправности ЭБУ?

Добавлено через 2 минуты 59 секунд
т.к. блок на столе то речи о работе двигателя нет и значит катушки и форсунки даже не проверяются на работоспособность
Проверяются. Однозначно. И вообще блок работает что на столе, что на авто одинаково.

Добавлено через 2 минуты 13 секунд
А по поводу катушек зажигания - забудьте про ошибки 91-94, 231-234. Они показывают скорее качество работы цепей зажигания, нежели их исправность. Имейте ввиду, что эти ошибки очень часто появляются на полностью исправных двигателях.

Добавлено через 1 минуту 44 секунды
плюс ко всему эти ошибки должны определятся при заводке и работе двигла
Диагностика происходит постоянно, пока включено зажигание, не зависимо от состояния двигателя!!! Иначе какой смысл от такой диагностики?!?!?
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Люди подсказывайте, прошил эбу прогой 357 типа тюнинг, на газ как только переключается начинает трясти машину при подгазовке. Провалы при нажатии на педаль с хх. На хх вроде работает, а дальше :( Ставлю обратно 158, всё работает ровно и на педаль реагирует нормально. Чем открыть саму прошивку, там файлы типа bin, спрашивает чем открывать и ни чего не открывает. Интересно глянуть прошивку что она изнутри так сказать представляет. Поделитесь прогой, диагностические только диагностику открывают, внутрь не входят.
 

Dimitriy

Заблокирован
Регистрация
14 Янв 2008
Сообщения
1,511
Реакции
930
Баллы
315
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
типа, или все же заводская? з
типа тюнинг, что не так хрен знает. Но газ не любит. Какая из прошивок вообще приличная? Мне больше 158 как то нравится, и на газ реагирует не плохо, изменений в работе нет во всяком случае.
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
А почему Вы так уверены в неисправности ЭБУ?
потаму что после перепрошивок он все равно их показывает, а при подключении другого блока их нет, зато есть другие, я уже говорил на одном форсунки, на другом катушки, даже попробовал прошивку с одного блока поставить на другой, прошивка меняется а ошибки остаются
Чем открыть саму прошивку, там файлы типа bin, спрашивает чем открывать и ни чего не открывает
я открывал, и даже чето правил ChipTuningPRO 2.12 (крякнутой версией помоему)
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
cania, эти же ошибки проявляются на двигателе, когда блок на нём установлен?
эти ошибки есть всегда хоть на двигателе хоть на столе, после сброса на двигателе они опять гдето через минуту или после пробного запуска появляются, ставим другой, рабочий блок и все нормально работает, без ошибок, поэтому эти блоки и списали,, а я взял на них тренироватся, вот скрин на столе, про форсунки тоже самое и на двигле, и он не заводится, ставим рабочий блок, все пучком
 

Вложения

  • Безымянный1.JPG
    Безымянный1.JPG
    55.3 KB · Просмотры: 52
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
В таком случае Вы правы, наверное действительно аппаратная неисправность. Блоки открывали, как там внутри?

Добавлено через 8 минут 28 секунд
Похоже на обрыв силовой земли или "+". Может стабилизатор накрылся? Обратите внимание, что все ошибки связаны именно с исполнительными механизмами, а не с датчиками. Нет ошибок ДМРВ, или ДПДЗ, или даже температуры воздуха.

Во.Покопался, нашёл. Исполнительными механизмами управляет TLE5216, у неё встроенные функции диагностики выхода силового ключа. В случае, если питание микросхемы отрубить, то когад мозг будет сдвигать регистр в SPI порте диагностики, то всегда будет получать "0" во всех битах, а по даташиту это означает КЗ всех линий.

На рисунках привёл часть даташита, из которого это всё видно, плюс участок схемы МИкаса. Проверяйте питание на микросхему, работоспособность.
 

Вложения

  • TLE5216.jpg
    TLE5216.jpg
    65.7 KB · Просмотры: 32
  • TLE5216 1.jpg
    TLE5216 1.jpg
    78.5 KB · Просмотры: 28
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
DA4 отвечает за форсунки.

Добавлено через 1 минуту 55 секунд
А ещё прозвоните PullUp резистор R29. Он подтягивает выход последовательного порта микрухи к "+".

Не забудьте, что плата в лаке, а его при измерениях надо протыкать какой-нибудь иголкой.

Добавлено через 5 минут 12 секунд
За РХХ отвечает такая же микросхема DA3.
 
Последнее редактирование:
Сверху