• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Зарядка и оценка состояния АКБ

гангстер

Постоялец
Регистрация
27 Мар 2008
Сообщения
665
Реакции
261
Баллы
194
Прочитал на одном сайте:
для зарядки лучше всего использовать ток, равный 0,1 емкости батареи (если емкость батареи 55 А•ч, то ток заряда должен быть 5,5 А.
Заряжают аккумулятор до тех пор, пока во всех ячейках не начнет активно образовываться газ

Но в таком случае у менясразу во всех ячейках сильно кипит электролит. Что делать?
 

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

если 1\10 от ёмкости, то АКБ уже не жилец, как мне кажется.
Согласен полностью!
Заводы ОДНОЗНАЧНО рекомендуют заряжать током 0,1 номинальной ёмкости!
- вполне подходящая рекомендация, что бы покупатель как можно быстрее " ухайдокал" свой АКБ и снова купил новый у того же завода!
Заводы ОДНОЗНАЧНО рекомендуют - С 50-десятых годов, когда в СССР появилось несколько новое поколение аккумуляторов, в литературе очень долго держалась цифра заряда = 1\32 ёмкости и разряда при КТЦ = 1\16.
Но в учебниках с 90-тых годов уже стояла другая цифра - 1\10 ёмкости, которая стоит и сегодня. АКБ тогда и сегодня несколько разные, со своими применяемыми материалами и свойствами. Поэтому и разные цифры.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
788
Баллы
414
Re: Выбор аккумулятора

Привет! Изменялся и то немного, только состав материала решёток, активная масса, практически, имеет неизменный состав. Отсюда и неизменные рекомендации по процессу заряда-разряда АКБ. Многолетняя практика по ремонту и обслуживанию АКБ показала, что установка зарядного тока, равного 0,1 номинальной ёмкости в начале заряда, обеспечивает наилучшие условия для протекания электро-химических процессов в пластинах. Да и заводские исследования это подтверждают. Сотрудники заводов прекрасно понимают, что подавляющее большинство автовладельцев просто не будет заниматься ГРАМОТНЫМ обслуживанием АКБ. По этой причине им не имеет смысла писать "туфту", особенно в УЧЕБНИКАХ! В учебниках пишут для профессионалов и только очень немногие люди пользуются этими сведениями (как показывает общение с большим количеством автолюбителей). Поэтому, не имея профессиональных знаний, стоит ли придумывать какие-то свои методы заряда-разряда АКБ??? Даже не представляя реально процессов, происходящих в АКБ! Если Вас не затруднит укажите, пожалуйста, источник, из которого Вы указала ток заряда 1/32 и ток разряда при КТЦ 1/16 номинальной ёмкости! После обзора большого количества справочной литературы по АКБ, указанных Вами данных найти не удалось! Удачи.
 
Последнее редактирование:

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

Если стрелка начинает прыгать на "-" и возвращаться на на "0" - как правило, проблема с плотностью или с пластинами в одной их банок
Странное утверждение. Прыгания в "-" всегда означали пробой \ не пробой диода в трёхфазном выпрямителе генератора.
В самой системе АКБ работает ещё и как сглаживающая ёмкость при различных режимах потребления и отклонение стрелки происходит от 1 секунды и до 3-4. А как я понял, Вы говорите о мгновенном отклонении.
 
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
788
Баллы
414
Re: Выбор аккумулятора

Странное утверждение. Прыгания в "-" всегда означали пробой \ не пробой диода в трёхфазном выпрямителе генератора.
В самой системе АКБ работает ещё и как сглаживающая ёмкость при различных режимах потребления и отклонение стрелки происходит от 1 секунды и до 3-4. А как я понял, Вы говорите о мгновенном отклонении.

Привет! Вы правильно поняли - речь именно о мгновенных скачках! Скачки не превышали 1сек. Наблюдал неоднократно на разных машинах (по вольтметру таких скачков не видно!). Установка на машину нормальной АКБ, сразу решала проблему скачков! При проверке снятой АКБ, выявлялась неисправная банка и, если она поддавалась "лечению", АКБ служила ещё долго. Удачи.
 

розен

Пусть земля тебе будет пухом. Вечная память.
Регистрация
21 Апр 2010
Сообщения
4,341
Реакции
3,717
Баллы
700
Re: Выбор аккумулятора

Где бы мне купить ареометр, который ПОКАЗЫВАЕТ плотность 1.4!!!
Понятия не имею. Свой я случайно прихватизировал в лаборатории центральной котельной лет надцать назад. Шкала от 0 до 2-х с делениями 0,1.
 

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

При проверке снятой АКБ, выявлялась неисправная банка и, если она поддавалась "лечению", АКБ служила ещё долго.
Да, согласен, если перемычки меж банок были снаружи сверху и не залиты мастикой, т.е. старый тип АКБ . Но на моей машине нет амперметра, теперь только вольтметр.
Изменялся и то немного, только состав материала решёток, активная масса, практически, имеет неизменный состав.
Весьма спорное утверждение и особенно для зарубежных производителей.
Многолетняя практика по ремонту и обслуживанию АКБ показала, что установка зарядного тока, равного 0,1 номинальной ёмкости в начале заряда, обеспечивает наилучшие условия для протекания электро-химических процессов в пластинах.
Уважая Ваш опыт и возраст, позвольте в корне не согласиться с такой теорией.
Поэтому, не имея профессиональных знаний, стоит ли придумывать какие-то свои методы заряда-разряда АКБ??? Даже не представляя реально процессов, происходящих в АКБ!
Я ничего не придумываю и мои первоисточники - всегда были и будут - это книги ,старые конспекты и знания, данные мне одним из моих учителей - бывшим командиром авторемонтной роты в Великую Отечественную войну
Гвардии капитаном Евсеевым Ефимом Даниловичем. Умнейший был человек! Светлая ему память! И именно он научил меня науке полностью собирать АКБ из полностью отрицательных пластин , переформовывать их и эксплуатировать, во времена дифицита.

Читая Вас, создаётся впечатление, что только Вы всё знаете, а все остальные - неучи ... Хотя ...
Каждый имеет право на своё мнение .
Вас не затруднит укажите, пожалуйста, источник,
АВТОМОБИЛИ. Руководство для шоферов 1 класса и автомехаников. Автор - Г.К.Бутовский. Под общей редакцией Н.Р.Бриллинга. Саратовское книжное издательство 1953 год. 689 страниц. Страницы 313 - 317.
 

розен

Пусть земля тебе будет пухом. Вечная память.
Регистрация
21 Апр 2010
Сообщения
4,341
Реакции
3,717
Баллы
700
Re: Выбор аккумулятора

полностью собирать АКБ из полностью отрицательных пластин , переформовывать их и эксплуатировать, во времена дифицита.
Тоже этим занимался в начале 80-х. Работали до 2-х лет))
 

elvis03

Знаток
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Re: Выбор аккумулятора

Глянул аккум :yahoo: глазок позеленел :dance3: и напряжение на аккуме 15 В ток 0,5 А. Отсоединил от бортсети (от греха подальше) и перевёл переключатель на напряжение 17 В, на аккуме напряжение стало 15,4 В ток в начале 4,5 А, потом 2,5 А. В банках появились пузыри, слабо, но пыхтеть начало. Оставил до вечера, там видно будет.

@Игорь 31, Оставь старика, пусть пыхтит и выкладывает триады, отводит душу.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
788
Баллы
414
Re: Выбор аккумулятора

Да, согласен, если перемычки меж банок были снаружи сверху и не залиты мастикой, т.е. старый тип АКБ . Но на моей машине нет амперметра, теперь только вольтметр.

Весьма спорное утверждение и особенно для зарубежных производителей.

Уважая Ваш опыт и возраст, позвольте в корне не согласиться с такой теорией.

Я ничего не придумываю и мои первоисточники - всегда были и будут - это книги ,старые конспекты и знания, данные мне одним из моих учителей - бывшим командиром авторемонтной роты в Великую Отечественную войну
Гвардии капитаном Евсеевым Ефимом Даниловичем. Умнейший был человек! Светлая ему память! И именно он научил меня науке полностью собирать АКБ из полностью отрицательных пластин , переформовывать их и эксплуатировать, во времена дифицита.

Читая Вас, создаётся впечатление, что только Вы всё знаете, а все остальные - неучи ... Хотя ...
Каждый имеет право на своё мнение .

АВТОМОБИЛИ. Руководство для шоферов 1 класса и автомехаников. Автор - Г.К.Бутовский. Под общей редакцией Н.Р.Бриллинга. Саратовское книжное издательство 1953 год. 689 страниц. Страницы 313 - 317.

Привет! Специалистов, вроде Вас, по пальцам пересчитать! Для основной массы автолюбителей нормой должны быть нормативы, разработанные сравнительно недавно. По крайней мере, многолетняя практика доказала жизнеспособность заводских рекомендаций о токе заряда, равном 0,1 номинальной ёмкости. К сожалению, среди автолюбителей, да и среди профессионалов тоже, очень редко встречаются люди, реально знающие, что и как надо делать не только с АКБ, но и с другими устройствами и агрегатами! Зато "спецов", придумывающих "гениальные" решения, пруд пруди! Нередко, рекомендации таких "спецов" ничего, кроме вреда не приносят! Надеюсь в этом, Вы со мной согласитесь! Любой имеет право на своё мнение! На своей машине можно делать всё, что угодно, если это не повлияет на безопасность движения. Но зачем предлагать "рекомендации", научно не проверенные, но способные причинить вред машине и, что гораздо хуже, повлиять на безопасность движения? Все мои рекомендации проверены многими годами практики ремонта и обслуживания разных машин. Читая разные комменты, очень часто сталкиваешься с совершенно безграмотными суждениями (Вам не попадались такие?) и, соответственно и безграмотные советы! Я очень далёк от совершенства, но никогда не позволяю себе предлагать что-либо, способное причинить вред машине или повлиять на безопасность движения! Нередкие рекомендации заряда АКБ малым током, способны привести к повреждению "-" пластин (Вам, как специалисту, не надо объяснять что там происходит). В итоге ёмкость и срок жизни АКБ УМЕНЬШАЕТСЯ! Я предлагаю прекратить наше общение на общем форуме. Удачи.
 

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

Надеюсь в этом, Вы со мной согласитесь!
В этом соглашусь.
никогда не позволяю себе предлагать что-либо, способное причинить вред машине или повлиять на безопасность движения!
И с этим согласен.
предлагаю прекратить наше общение на общем форуме.
Будь по Вашему.

Добавлено через 30 минут 17 секунд
По крайней мере, многолетняя практика доказала жизнеспособность заводских рекомендаций о токе заряда, равном 0,1 номинальной ёмкости.
Вернусь последний раз к этому утверждению : При такой рекомендации, надо обязательно добавлять : - до момента начала обильного газовыделения.
Даже разряженная на 50 % АКБ : 6-СТ-75 при токе заряда 7,5 А закипит через час ! Да, она крутнёт стартер несколько раз, но потом ... разрядится ещё сильнее. Но как правило, в постижении Аккумуляторной науки, автоавладельцы приобретают свой опыт в основном на собственных ошибках, это не миновало в юности и меня ! Данный опыт приобретается очень дорого, но зато объясняет доходчиво ! Как то так...

Добавлено через 30 минут 36 секунд
, на аккуме напряжение стало 15,4 В ток в начале 4,5 А, потом 2,5 А. В банках появились пузыри
Ассалом Алейкум @elvis03, ! При таком напряжении это слишком большой ток и кипеть будет ! Попробуйте поддерживать зарядный ток в пределах 1.0 -1.5 А , и оставьте на сутки. А потом проверите нагрузочной вилкой, и здесь расскАжите.

Оставь старика, пусть пыхтит и выкладывает триады, отводит душу.
Я прошу прощения, но у ... мусульман, старость, это прежде всего - мудрость...
Считаю, что "старик" , в основном, говорит довольно правильные вещи и к ним стоит прислушаться, хотя с некоторыми его утверждениями я тоже не согласен. А насчёт ошибок - мы все иногда ошибаемся ...
Выздоравливайте @elvis03, !
 

elvis03

Знаток
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Re: Выбор аккумулятора

Сегодня 5 часов держал под напряжение 15,4 В, завтра гляну что он делает.

Считаю, что "старик" , в основном, говорит довольно правильные вещи и к ним стоит прислушаться, хотя с некоторыми его утверждениями я тоже не согласен.

У нас есть народная поговорка:

Adam var qocalanda ahıllaşır, adam var qocalanda cahilləşir.

В переводе (смысловой)

Есть человек старея мудреет, есть человек старея глупеет.
 
Последнее редактирование:

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

Сегодня 5 часов держал под напряжение 15,4 В, завтра гляну что он делает.
Я говорил про величину тока, а не напряжения, т.к. заряд несёт ион, размер иона определяет величина тока заряда. А ёмкость АКБ - это прежде всего количество ионов в обьёме активной массы пластины. И если зарядный ток в среднем был к примеру 2 А, в течении 5 часов, то Вы вложили в АКБ примерно около 10 А\ч ёмкости. Если АКБ 60 А\ч, то надо вложить туда где то ещё 40 А\ч. В тех.литературе не зря стоит время заряда 50-80 часов.

Добавлено через 9 минут 19 секунд
У нас есть народная поговорка : Adam var qocalanda ahıllaşır, adam var qocalanda cahilləşir.
У народа, на земле которого я родился и прожил 35 лет, такой поговорки ... нет.
Все люди разные, у каждого свой менталитет и свои ценности, но анатомия, физиология и генетика, как у вида, одинаковы ... Но такую поговорку я тоже когда то слышал.
 
Последнее редактирование:

elvis03

Знаток
Регистрация
24 Апр 2009
Сообщения
7,263
Реакции
2,259
Баллы
800
Re: Выбор аккумулятора

@Игорь 31, Я всегда заряжал малым током 1-1,5 ампера и долго, несколько суток. Просто после того как мне мозги вырубило, стал постепенно восстанавливать старые знания и вспоминать ранее изученное. :drinks:
 
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
788
Баллы
414
Re: Выбор аккумулятора

Вернусь последний раз к этому утверждению : При такой рекомендации, надо обязательно добавлять : - до момента начала обильного газовыделения.
Даже разряженная на 50 % АКБ : 6-СТ-75 при токе заряда 7,5 А закипит через час ! Да, она крутнёт стартер несколько раз, но потом ... разрядится ещё сильнее. Но как правило, в постижении Аккумуляторной науки, автоавладельцы приобретают свой опыт в основном на собственных ошибках, это не миновало в юности и меня ! Данный опыт приобретается очень дорого, но зато объясняет доходчиво ! Как то так...

Привет! Вернёмся ещё раз к "заряду током, равным 0,1 номинальной ёмкости". После установки тока заряда в АКБ начинаются электро-химические процессы. В результате этих процессов на пластинах накапливаются заряды и ЭДС пластин увеличивается. За счёт того, что увеличивается ЭДС АКБ, УМЕНЬШАЕТСЯ разность потенциалов между ЗУ и АКБ, что приводит к УМЕНЬШЕНИЮ тока заряда. По сути, режим "заряд током 0,1 номинальной ёмкости" является зарядом при постоянном напряжении! ЭДС АКБ увеличивается, ток уменьшается, кипение тоже уменьшается, т.к. уменьшается ток заряда. В конце заряда, в исправной АКБ, ток уменьшается до 1-0,5А и менее, ЭДС АКБ поднимается до 15-16,5В. После отключения ЗУ, в течении 3-х часов, за счёт эл/химических процессов в пластинах, выравниваются потенциалы и ЭДС снижается до 12,6-13,2В. При работе АКБ на машине, уровень напряжения поддерживается на уровне 13,6-13,8-14-14,2В. При таком напряжении ток подзаряда мал и поддерживается на уровне, компенсирующем саморазряд и АКБ сохраняет заряд на уровне 93-95% номинальной ёмкости. По амперметру хорошо видно, что, когда АКБ относительно сильно разряжена, ток заряда достигает до 20А (бывает и более!), но, по мере подзаряда, ток снижается (довольно быстро) и становится равным "0", когда ЭДС АКБ становится равной напряжению ген-ра. При этом очень активного выкипания воды не наблюдается, т.к. ЭДС АКБ поднимается довольно быстро (при исправной АКБ!) и ток подзаряда уменьшается. Учитывая всё изложенное, становится ясно, что после установки, в начале заряда, тока равного 0,1 номинальной ёмкости, довольно быстро ток начинает уменьшаться и активного кипения не происходит (что и наблюдается на практике). При проведении КТЦ, уровень напряжения ЗУ (с ручной регулировкой!) устанавливается автоматически, при установке тока заряда и находится на уровне 16-17,5В. Именно благодаря несколько повышенному напряжению ЗУ, ЭДС АКБ поднимается до максимально возможного уровня и ток уменьшается до 1-0,5А и менее. На автоматических ЗУ, заряд АКБ отключается при достижении ЭДС 14,8-15В. Для бытового поддержания АКБ в рабочем состоянии этого вполне достаточно. Для проведения полноценного КТЦ нужно ЗУ с ручной регулировкой и неотключением заряда при достижении ЭДС АКБ определённого напряжения. Заряд прекращают при достижении признаков ПОЛНОГО заряда АКБ (неизменность тока, напряжения и плотности эл-та в течении 2-х часов). При регулярном проведении КТЦ, ёмкость АКБ поддерживается на высоком уровне достаточно долго. Мне бы очень не хотелось продолжать этот спор на форуме, т.к. для бытового обслуживания АКБ все эти сведения не нужны. Если есть желание, можно продолжить в личке. Немного задержусь на режиме заряда АКБ малым током. При заряде малыми токами, напряжение ЗУ относительно низкое и зарядить АКБ полностью НЕВОЗМОЖНО. Я не химик, мне сложно научно объяснить все процессы, но из описания процессов заряда в учебниках, становится ясно, при малых токах (не путать с "лечебным" режимом током 0,05 от номинального тока заряда!), в режиме заряда участвует не вся активная масса пластин. Именно по этой причине заряд малыми тока (иными словами при относительно низком напряжении) приводит к относительно быстрому отказу АКБ. Прошу извинить за многословное объяснение. Удачи.
 
Последнее редактирование:

Игорь 31

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2015
Сообщения
1,040
Реакции
320
Баллы
225
Re: Выбор аккумулятора

стал постепенно восстанавливать старые знания и вспоминать ранее изученное
Понятно. Выздоравливайте!


Мне бы очень не хотелось продолжать этот спор на форуме
А разве мы спорим ? Мы просто обмениваемся мнениями и ... опытом, если так можно сказать
из описания процессов заряда в учебниках ...
К сожалению, современные учебники с каждым годом становятся хуже и хуже, чуть ли не половина страниц, предназначенная для основного содержания, занята рекламой, да к тому же с грубейшими опечатками и грамматическими ошибками.Ну не представляют такие издания сегодня для меня большой ценности.

при малых токах ... в режиме заряда участвует не вся активная масса пластин.
Если ток 0.5-1.0 А , то здесь я считаю иначе.

Именно по этой причине заряд малыми тока (иными словами при относительно низком напряжении) приводит к относительно быстрому отказу АКБ.
Ещё в юности, меня учили так : чем меньше зарядный ток, тем большую ёмкость получает активная масса.
Но если напряжение заряда слишком низкое, недозаряд пластины будет значительным, что и уменьшает жизнеспособность АКБ.
Удачи !
 
Последнее редактирование:

Крым

Коренной житель
Регистрация
7 Дек 2014
Сообщения
3,629
Реакции
1,066
Баллы
540
Регистрация
4 Мар 2012
Сообщения
2,598
Реакции
788
Баллы
414
Ну это уже получше, чем 1/10 ёмкости АКБ.До электролиза дойти не должно.

Привет! Вы, почему-то так и не хотите понять простой вещи! Ток, равный 0,1 номинальной ёмкости, устанавливается В НАЧАЛЕ заряда!!! По мере заряда, ток УМЕНЬШАЕТСЯ! Есть системы, поддерживающие ток заряда НЕИЗМЕННЫМ в течении ВСЕГО времени заряда, но в данном случае, речь не о них! Режим, о котором идёт речь, это режим заряда при ПОСТОЯННОМ НАПРЯЖЕНИИ!!! Если Вас учил хороший профессионал, то не объяснить этого он Вам не мог!!! Подавляющее большинство ЗУ работают именно по этому принципу! Я не раз писал о том, что ток заряда уменьшается, благодаря тому, что увеличивается ЭДС заряжаемой АКБ и, в конце заряда, становится равным 1-0,5А и менее. Не понимаю, почему ЭТО до Вас не доходит!!! Заряд АКБ малыми тока происходит при ПОНИЖЕННОМ напряжении!!! В противном случае, просто не получить маленький ток заряда!!! Ток заряда может протекать только при условии РАЗНИЦЫ потенциалов между ЗУ и АКБ!!! Таковы физические законы и изменить их не в наших силах! То, что заряд при низком напряжении не лучшим образом сказывается на состоянии АКБ Вы сами признали! Мне совершенно непонятны Ваши возражения, относительно тока заряда, равного 0,1 от номинального тока!!! Всё, что происходит с величиной тока заряда, в процессе заряда, я уже описал. ЧЕМ такой режим может повредить АКБ??? Если Вас не затруднит, пожалуйста, дайте вразумительное объяснение! Ведь эту переписку читают форумчане! И они хотят ЗНАТЬ, КАК грамотно обслуживать свои АКБ! Я готов признать свою неправоту, если Вы приведёте научно обоснованные доводы! Ещё раз прошу извинить меня за длинное сообщение! Удачи.

Добавлено через 8 минут 22 секунды
Никита, что считать "номинальной емкостью".?

Привет! Номинальной ёмкостью принято считать ту, которая указывается заводом-изготовителем на АКБ. Фактическая ёмкость может оказаться и больше и меньше указанной. При проведении КТЦ ёмкость определяется по времени разряда на номинальную нагрузку. Это такая нагрузка, при которой устанавливается ток разряда, равный 0,1 номинальной ёмкости, в НАЧАЛЕ режима разряда. Нагрузка остаётся неизменной до окончания режима разряда АКБ до напряжения 10,2В. К концу заряда ток уменьшается. По времени разряда и определяется фактическая ёмкость АКБ. При проведении подряд 2-3 КТЦ, удаётся увеличить ёмкость с 70% до 93-95%. Удачи.
 
Сверху