• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Радиостанция в машине и не только

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Много слышал о пользе такого способа общения водителей на трассе и в городе, но самому попробовать и оценить в полной мере не удавалось. В предверии летнего автовояжа на море (а ехать предполагается двумя машинами) мысль о радиосвязи вновь вернулась.
У своего хорошего знакомого взял во временное пользование станцию Dragon SY-101+. Есть её описание, есть книжка по азам СB радиосвязи, только чего-то я недопонимаю.

Вопервых - второй день включенная радистанция, а слышал всего пару фраз переговоров диспетчера с машиной такси. Может я чего-то не так включаю? Или у меня дальность (на штатную "резинку") маловата?
Во-вторых - а нет ли среди питерских allgazовцев более (чем я :) ) опытных пользователей сего устройства. По техническим вопросам радиосвязи консультанта я найду, а вот по вопросам организации переговоров, каналам, частотам - приглашаю к беседе и прошу поделиться опытом.

Заранее благодарен.

правовая основа использования радиостанции
http://government.consultant.ru/page.aspx?1577295
 
Последнее редактирование модератором:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
длину нужно регулировать, если настраивать КСВ.
Это мне известно, но КСВ - метр, на 27 мГц у меня отсутствует. Надо делать своими силами.
Кстати, а в этой ветке не встречали таблицу Канал - Частота? Я только до 45 страницы просмотрел. Всё ещё впереди...
Дед Вова
 

Эндрю на волге

Общительный
Регистрация
27 Май 2010
Сообщения
27
Реакции
13
Баллы
65

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
в этой ветке не встречали таблицу Канал - Частота?
Дело в том, что производители радиостанций не придерживаются определенных "стандартов" в наименовании каналов и закреплении их за частотами. Скорее всего эту таблицу найдешь по модели радиостанции на радиолюбительских форумах.
 

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
Дело в том, что производители радиостанций не придерживаются определенных "стандартов" в наименовании каналов и закреплении их за частотами. Скорее всего эту таблицу найдешь по модели

Частоты радиостанций Си Би
CB (Citizen Band - Гражданский дипазон) включает в себя 2 частотные сетки C и D по 40 симплексных радиоканалов с шагом 10 кГц. Мощность радиостанций - 10 Вт. Разрешены SSB, AM, FM модуляции. Дипазон безлицензионный и предназначен для использования на территории большинства стран, в том числе и России
Канал Сетка, частота мГц
Сетка «С» Сетка «D»
1. 26.96 27.41
2. 26.97 27.42
3. 26.98 27.43
4. 27.00 27.45
5. 27.01 27.46
6. 27.02 27.47
7. 27.03 27.48
8. 27.05 27.50
9. 27.06 27.51 SOS
10. 27.07 27.52
11. 27.08 27.53
12. 27.10 27.55
13. 27.11 27.56
14. 27.12 27.57
15. 27.13 27.58 Дальнобойщики
16. 27.15 27.60
17. 27.16 27.61
18. 27.17 27.62
19. 27.18 27.63 SOS
20. 27.20 27.65
21. 27.21 27.66
22. 27.22 27.67
23. 27.25 27.70
24. 27.23 27.68
25. 27.24 27.69
26. 27.26 27.71
27. 27.27 27.72
28. 27.28 27.73
29. 27.29 27.74
30. 27.30 27.75
31. 27.31 27.76
32. 27.32 27.77
33. 27.33 27.78
34. 27.34 27.79
35. 27.35 27.80
36. 27.36 27.81
37. 27.37 27.82
38. 27.38 27.83
39. 27.39 27.84
40. 27.40 27.85
 

Вложения

  • Частоты радиостанций Си Би Русские .doc
    26 KB · Просмотры: 9
Последнее редактирование:

Фотографер

Общительный
Регистрация
20 Сен 2012
Сообщения
87
Реакции
29
Баллы
95
1 метр 37,5 см - получается четвертьволновой штырь на 27 мГц
Позвольте не согласиться 1,37 = это не 1/4 и даже не 5/8, это укороченная антенна.:stop:
Длина четвертьволнового излучателя на 27 МГц с учетом фактора коэффициента укорочения составляет около 2м 70см, что делает такую антенну не очень удобной в использовании. Но эффективность антенны эти неудобства окупает с лихвой. Длина волны то 11 метров.
Настройка этой антенны несколько сложнее, чем серийных автомобильных антенн гражданского диапазона
 
Последнее редактирование:

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
Таис 41 запустил Отлично работает. А вот с Алан 100 пока проблема на передачу. Но в Таисе один недостаток - нет амплитудной модуляции, только частотная. На дальнобой не пойдёт.
 
Последнее редактирование:

Краморов Павел

Постоялец
Регистрация
30 Авг 2009
Сообщения
286
Реакции
172
Баллы
145
У нас в Волгограде я такой магазин не встречал. Магазин Радиотовары р/станциями не торгует Да и радиостанции у меня 2 штуки, рабочих. Нужно только антенное полотно (штырь) длиной 1м 37,5 см. Пока не нашёл.Основание с магнитным креплением я сделал. Кабель припаял. 50 омных разъёмов понакупил. Гарнитуры отремонтировал. На днях покрашу радиостанции. Как только фотоаппарат вернут из гарантийной мастерской, - сфотографирую.
Дед Вова

А как же удлиняющая катушечка которая антенное полотно длиною 1 м 37,5 см дотянет хотя бы до 1/4 лямбда что ровняется 2,70 метра??


длину нужно регулировать, если настраивать КСВ.

КСВ не есть показатель того что антенна работает! Писал тут уже сто раз, КСВ показывает соотношение прямой волны к отраженной. То есть что ушло в антенну и что вернулось назад. Почему вернулось? Вернулось из за не совпадения волнового сопротивления радиостанции -кабеля - и входа антенны. КСВ может быть 1 но это не значит что полотно антенны настроено в резонанс и оно излучает. Просто штырь воткнутый в кабель работать не будет. Нужна удлиняющая катушка которая удлинит штырь электрически до длинны кратной лямбды чтоб он попал в резонанс и излучал, и нужна катушка трансформатор которая сопротивление антенны (которое далеко не 50 ом, а где то около 300) трансформирует в сопротивление кабеля. Обычно это все делают одной катушкой с отводом.
 
Последнее редактирование:

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
в чём заключается?

Выходной транзистор проверял - работает в режиме. Предоконечный каскад тоже в норме. Сигнал где - то теряется в районе каскадов на транзисторах Q23, Q24. На будущей неделе буду заниматься, да и за антенной поеду в центр города, на неделе. Сейчас нет времени.
Работа держит. Работа - пенсионеру подарок! Пока есть работа, радиостанция подождёт
Дед Вова.

Добавлено через 18 часов 29 минут 53 секунды
КСВ не есть показатель того что антенна работает! Писал тут уже сто раз, КСВ показывает соотношение прямой волны к отраженной. То есть что ушло в антенну и что вернулось назад.
Так то оно так, но на сегодняшний день, потрогав антенну рукой, во время передачи, не определишь резонирует она на нужной частоте, или нет. Вот и приходится измерять коэффициент стоячей волны. И гнать его, проклятого, ближе к еденице. (Хорошо, если головка прибора с шкалой 100 мКа. Выставил на прямой резистором соточку, переключил на отражёнку, и прибавил показания отражёнки к соточке. Запомнил, что получилось Затем отнял от соточки, показания отражёнки, опять запомнил. То, что запомнил первый раз, при помощи калькулятора раздели на то, что запомнил второй раз. Надавил - равняется, на калькуляторе, и вот оно! КСВ!). Если цифра больше 2 или 2 с половиной, то тревожься! Может сгореть выходной транзистор! Тогда уже доматывай - отматывай катушки на антенне, подбирай конденсаторы, удлиняй - укорачивай антенну... Одним словом настраивай. Чтобы КСВ приблизить к еденичке. На сей день так, пока настраивают согласование с антенной. Есть и другой, более сложный способ, который требует более профессиональных приборов. ВЧ генераторов, осциллографов, индикаторов напряжённости поля, надо снимать амплитудно частотную характеристику, настраивать согласующее устройство в резонанс, подстроечными ёмкостями, с последующим замером величин, заменой этих ёмкостей постоянными, замерять индуктивности. В общем простому шофёру это не под силу. А КСВ померять может каждый, кто в 6 классе не мух считал на физике, а слушал учителя, и кто может элементарно сочинить формулу из показаний, и вспомнив училку математики, вычислить эту формулу. В результате согласовать антенну с радиостанцией.
А что предлагаете делать вы? с вашей теорией о том, что <<КСВ не есть показатель того что антенна работает!>> Что делать? Павел? чтобы она работала! Ведь связь Н У Ж Н А ! на трассе.

? ? ? Дед Вова.

Добавлено через 2 часа 18 минут 25 секунд
Обычно это все делают одной катушкой с отводом.


Ждём схему этой катушки, и всего согласующего устройства, с всеми параметрами и желательно фото
Тогда наша болтовня будет полезной!


CQ CQ CQ UA4AAM 73!
 
Последнее редактирование:

Краморов Павел

Постоялец
Регистрация
30 Авг 2009
Сообщения
286
Реакции
172
Баллы
145
Выходной транзистор проверял - работает в режиме. Предоконечный каскад тоже в норме. Сигнал где - то теряется в районе каскадов на транзисторах Q23, Q24. На будущей неделе буду заниматься, да и за антенной поеду в центр города, на неделе. Сейчас нет времени.
Работа держит. Работа - пенсионеру подарок! Пока есть работа, радиостанция подождёт
Дед Вова.

Добавлено через 18 часов 29 минут 53 секунды

Так то оно так, но на сегодняшний день, потрогав антенну рукой, во время передачи, не определишь резонирует она на нужной частоте, или нет. Вот и приходится измерять коэффициент стоячей волны. И гнать его, проклятого, ближе к еденице. (Хорошо, если головка прибора с шкалой 100 мКа. Выставил на прямой резистором соточку, переключил на отражёнку, и прибавил показания отражёнки к соточке. Запомнил, что получилось Затем отнял от соточки, показания отражёнки, опять запомнил. То, что запомнил первый раз, при помощи калькулятора раздели на то, что запомнил второй раз. Надавил - равняется, на калькуляторе, и вот оно! КСВ!). Если цифра больше 2 или 2 с половиной, то тревожься! Может сгореть выходной транзистор! Тогда уже доматывай - отматывай катушки на антенне, подбирай конденсаторы, удлиняй - укорачивай антенну... Одним словом настраивай. Чтобы КСВ приблизить к еденичке. На сей день так, пока настраивают согласование с антенной. Есть и другой, более сложный способ, который требует более профессиональных приборов. ВЧ генераторов, осциллографов, индикаторов напряжённости поля, надо снимать амплитудно частотную характеристику, настраивать согласующее устройство в резонанс, подстроечными ёмкостями, с последующим замером величин, заменой этих ёмкостей постоянными, замерять индуктивности. В общем простому шофёру это не под силу. А КСВ померять может каждый, кто в 6 классе не мух считал на физике, а слушал учителя, и кто может элементарно сочинить формулу из показаний, и вспомнив училку математики, вычислить эту формулу. В результате согласовать антенну с радиостанцией.
А что предлагаете делать вы? с вашей теорией о том, что <<КСВ не есть показатель того что антенна работает!>> Что делать? Павел? чтобы она работала! Ведь связь Н У Ж Н А ! на трассе.

? ? ? Дед Вова.

Добавлено через 2 часа 18 минут 25 секунд



Ждём схему этой катушки, и всего согласующего устройства, с всеми параметрами и желательно фото
Тогда наша болтовня будет полезной!


CQ CQ CQ UA4AAM 73!

Владимир а делать знаете что? Не изобретать велосипед.

1.Взять готовую схему уже рассчитанную и повторить. Схем полно в интернете гугл вам в помощь. На крайней случай смоделировать антенну на Манне.
2. Купить готовую ей цена 1000р.
3. Обратиться по крайней мере на радиолюбительские форумы. Или спросить у ваших товарищей радиолюбителей.

На сей день по КСВ настраивают антенны у которых конструктивно сопротивление при резонансе близко к 50 ом. Например GP или тот же диполь хотя там 75 ом ну нечего страшного. Вот его можете настроить по ксв. Или опять же заводской вариант автомобильной антенны где конструктивно заложено что в момент резонанса сопротивление на выходе согласующей катушке будет 50 ом.
 
Последнее редактирование:

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
На сей день по КСВ настраивают антенны у которых конструктивно сопротивление при резонансе близко к 50 ом. Например GP или тот же диполь хотя там 75 ом ну нечего страшного. Вот его можете настроить по ксв. Или опять же заводской вариант автомобильной антенны где конструктивно заложено что в момент резонанса сопротивление на выходе согласующей катушке будет 50 ом.

Согласен. Только попробуйте объяснить эту технологию настройки моему брату, дальнобойщику, ему 59 лет. После службы в Армии он на дальнобое. Живёт в другом от меня городе. Устанавливал антенну с р/станцией на свою легковушку. Я почти 2 часа, консультировал его по телефону, как подстроить длину антенны по КСВ. Он отвечал, что для него легче перебрать коробку скоростей МАНа, чем присобачить к бамперу эту проклятую <<Удочку>> Худо - бедно, в течении дня, у него получилось всё припаять и настроить.
И таких специалистов очень много, кто с закрытыми глазами перебирает диференциал моста КАМАЗа, или меняет коленвал Волжанки, а
Взять готовую схему уже рассчитанную и повторить. Схем полно в интернете гугл вам в помощь. На крайней случай смоделировать антенну на Манне.
Обратиться по крайней мере на радиолюбительские форумы. Или спросить у ваших товарищей радиолюбителей.
не могут! Ну нету у них товарищей - радиолюбителей! И что делать? Все наши творческие споры - полная фигня! Вы радиолюбитель I категории, судя по позывному в подписи, и я имею I категорию. Я родился, вырос, и все мои увлечения прошли в прошлом Веке. В те времена готовых р/станций в стране не продавалось. Да и запрещено это было. Я, имея ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ, ПОСТРОИЛ НЕ ОДНУ РАДИОСТАНЦИЮ (ТРАНСИВЕР) БЫЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ОБЛАСТНОГО РАДИОКЛУБА. ЗАНИМАЛ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА НА ВСЕСОЮЗНЫХ РАДИОВЫСТАВКАХ, Какие то опыты держать паяльник имеются. По этому нам с Вами надо дискутировать на радиолюбительских форумах о вводе антенного полотна, <<Гран плэй, дельты диполи или Яги>> в резонансные частоты путём намотки обмоток согласующих катушек.
Здесь надо ребятам конкретные фотографии, и советы, типа <<Здесь просверли, тут припаяй, а вот здесь согни и обрежь>> тогда будет польза. Вот и приведите фотографии ваших грамотно настроенных антенн. Тогда будет польза. СПАСИБО! UA4AAM

PS Хотите посмотреть мою фотографию, в молодые годы - откройте журнал <<Радио>> номер 7 за 1989 год, на первой странице обложки - четвёртый слева с чёрными усами. (теперь белые) Там и посмотрите, какие мы строили радиостанции и КСВ метры.
На фото КСВ - метр тех, Советских времён, работающий до 100 мГц и мощностью 200 ватт.
 

Вложения

  • Фото КСВ 1.jpg
    Фото КСВ 1.jpg
    96.3 KB · Просмотры: 17
Последнее редактирование:

Фотографер

Общительный
Регистрация
20 Сен 2012
Сообщения
87
Реакции
29
Баллы
95
Последнее редактирование:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Какие конденсаторы???
я так понимаю те, что в самом трансивере, способов настройки КСВ три
настройка длинны кабеля,
настройка длинны антенны,
настройка выходных/входных каскадов трансивера,
последний вполне достоин жизни и используется очень плотно.
 

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215

Дед Вова

Завсегдатай
Регистрация
7 Июл 2010
Сообщения
971
Реакции
871
Баллы
215
А ведь не получится.
Магнит антенны, на который подсоединена оплётка кабеля, образует с поверхностью крыши или металом крышки багажника ёмкостную связь. А крыша или багажник - это противовес антенны. Если установить на бампер, без магнита, то противовеса не будет. Не пойдёт!

Так, как предложено в посте 561 СМ ФОТО: Из магнитной, без специального согласования, не получится. И какая же будет диаграмма направленности, если антенна будет на "Хвосте" Противовес - вся машина? А ведь крепление мне понравилось, но придётся отказаться от такой конструкции.
Дед Вова.
 

Вложения

  • ант 1.jpg
    ант 1.jpg
    52.8 KB · Просмотры: 25
  • ант 2.jpg
    ант 2.jpg
    52.1 KB · Просмотры: 29
  • ант 3.jpg
    ант 3.jpg
    54.9 KB · Просмотры: 25
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
А ведь крепление мне понравилось, но придётся отказаться от такой конструкции.
Я бы крепил не на кузов, а на крышку багажника - удобнее в дальних закоулках шарить, грузить, вынимать поклажу...
По вопросам согласования антенны (в плане противовеса) - отдельная проблема, это надо решать.
 

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
Ребята, я не понимаю, зачем изобретать велосипед? Магнитные антенны не плохо себя зарекомендовали, у них не плохой КСВ и отличная диаграмма направленности. Что следует из того что
Магнит антенны, ... образует с поверхностью крыши или металом крышки багажника ёмкостную связь.
Кроме того, такая антенна легко снимается, если нужно заехать, например, на мойку, или просто убрать от греха на ночь. Даже установка на крышке багажника лишит вас возможности быстрого демонтажа. Да еще и дальность немного снизит.
В свое время мы с друзьями проводили всесторонние тесты различных вариантов автомобильных антенн на дальность, направленность и качество связи. Так вот, магнитка уступает только стационару, установленному на крыше здания. Антенны с жестким креплением, установленные на бамперах, желобах крыши и в прочих местах однозначно проигрывали. Приближается к магнитке по дальности только "удочка" установленной на кабине грузовика, да и то из-за того, что она элементарно выше находится.
 
Последнее редактирование:

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Антенны с жестким креплением, установленные на бамперах, желобах крыши и в прочих местах однозначно проигрывали.
а установленный стационар по середине крыши?
не чем не уступает магнитке по середине крыши, при условии соблюдения согласований и других факторов.
главный опять минус, что не демонтируется быстро.

ещё у стационара плюс, что можно поставить и подлинее на грузовики и полуволновики ставили, но надо помнить про 4 метра общей высоты.
 
Последнее редактирование:

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
а установленный стационар по середине крыши?
Если имеется в виду крыша авто, то очень не желательно. И дело не только в трудностях монтажа-демонтажа. Иногда просто забываешь про антенну проезжая под низкими ветвями деревьев, например на природе. Так вот, магнит просто "отлепляется" и антенна падает с крыши. До земли, как правило, упасть не дает кабель. Стационар в такой ситуации может вырвать из крыши с корнем, с повреждением мест крепления.
ещё у стационара плюс, что можно поставить и подлинее
Что значит по длиннее!? Дальность связи зависит в первую очередь от согласования антенны, а не от ее длины. Пол волны "СВ" диапазона, это 5,5 метров. Ни одна "удочка" такой длины не будет стоять вертикально. Стационарные антенны 0/5 волны и 5/8 делаются из углепластика или алюминиевых сплавов и имеют необходимую для такой длины жесткость.
Так что вот это:
на грузовики и полуволновики ставили
вызывает большие сомнения.
 
Последнее редактирование:
Сверху