• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Радиостанция в машине и не только

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Много слышал о пользе такого способа общения водителей на трассе и в городе, но самому попробовать и оценить в полной мере не удавалось. В предверии летнего автовояжа на море (а ехать предполагается двумя машинами) мысль о радиосвязи вновь вернулась.
У своего хорошего знакомого взял во временное пользование станцию Dragon SY-101+. Есть её описание, есть книжка по азам СB радиосвязи, только чего-то я недопонимаю.

Вопервых - второй день включенная радистанция, а слышал всего пару фраз переговоров диспетчера с машиной такси. Может я чего-то не так включаю? Или у меня дальность (на штатную "резинку") маловата?
Во-вторых - а нет ли среди питерских allgazовцев более (чем я :) ) опытных пользователей сего устройства. По техническим вопросам радиосвязи консультанта я найду, а вот по вопросам организации переговоров, каналам, частотам - приглашаю к беседе и прошу поделиться опытом.

Заранее благодарен.

правовая основа использования радиостанции
http://government.consultant.ru/page.aspx?1577295
 
Последнее редактирование модератором:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
кратковременное включение рации с ещё неотрегулированной антенной не повредит ей?
Повредить может только включение передатчика без антенны. Причем только передатчика: если просто включил, потом вспомнил что антенну не подсоединил и тут же выключил - ничего страшного.

Когда радиостанция работает с ненастроенной антенной, то она просто снижает свой КПД. К поломке радиостанции это не приведет.
 

Olnig

Завсегдатай
Регистрация
2 Фев 2009
Сообщения
640
Реакции
939
Баллы
245
что кратковременное включение рации с ещё неотрегулированной антенной не повредит ей?
Два с лишним года езжу с антенной Lemm AT-72 http://www.bezpomex.ru/accessories/8/652, не регулировал ни разу, даже не знаю какой у неё реальный КСВ (по паспорту 1,1-1,2), на связь не жалуюсь.

Добавлено через 21 минуту 3 секунды
Я так понял регистрация сиби отменена?

У нас (в РФ) отменена

То есть, если ехать в Казахстан, например, то надо регистрировать?

[ame]http://www.youtube.com/watch?v=4LINkNGpJmA&feature=related[/ame]
 
Последнее редактирование:

Lady Isabel

Постоялец
Регистрация
26 Июн 2011
Сообщения
122
Реакции
56
Баллы
110
Когда радиостанция работает с ненастроенной антенной, то она просто снижает свой КПД. К поломке радиостанции это не приведет.
Но ведь антенна работает как на приём, так и на передачу, так?
А в таком случае должно быть верно вот такое утверждение:
Достаточно важным фактором при выборе или применении антенн является параметр Коэффициента стоящей волны (КСВ). Этот параметр характеризует вносимые потери сигнала в радиолинии из-за несогласованности антенн. И если антенна стоит в качестве приемной антенны, то вносимые потери из-за большого параметра КСВ приемной антенны вносят дополнительное затухание в радиолинию. А если такая антенна установлена в качестве передающей антенны, то из-за большого параметра КСВ такой антенны, отраженная волна направляется обратно в передатчик, что может вызывать работу передатчика не в расчетном режиме, перегрев передатчика и даже выход передатчика из строя. http://www.v-t-s.ru/inf_avio3.htm
Значит, риск всё-таки есть?

Кстати, вот любопытный разбор типичных ошибок при установке антенны: http://cbservis.ru/document/Userful/Installation of antenns2.pdf
Может, пригодится кому. Если, конечно, этой ссылки ещё не было тут.

Добавлено через 2 минуты 16 секунд
Два с лишним года езжу с антенной Lemm AT-72 http://www.bezpomex.ru/accessories/8/652, не регулировал ни разу, даже не знаю какой у неё реальный КСВ (по паспорту 1,1-1,2), на связь не жалуюсь.
Хочется всё-таки сделать всё по правилам на первый раз. Перестраховаться :)
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Значит, риск всё-таки есть?
Теоретически есть. Но продаваемые антенны уже предварительно настроены, их КСВ не более 1,5. Это может вывести из строя передатчик в случае непрерывной работы несколько десятков часов без охлаждения (в запаяной капсуле).

Включайте станцию, запрашивайте дальнобойщиков и ищите настройщиков.


P.S. Настройка антенны позволит увеличить дальность связи на пару километров. ;)
 

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
штырь просто подрезают с нижней, толстой стороны
Это не правильно! Укорачивать или наращивать штырь нужно с верхней стороны. Низ, как Вы правильно заметили, толще и именно под эту толщину рассчитано и отверстие в верхней части корпуса удлинительной катушки(контура) автомобильной антенны, куда штырь и вставляется. По этому низ трогать не нужно. На практике подгонка длины антенны делается так. К верхней части припаивается штырек (10-12 см) из подходящего по толщине металла, например из латунной жилы. Сам штырь антенны максимально утапливается в корпус основания и фиксируется винтом. В таком виде можно приступать к измерению КСВ и подгонять длину антенны. Если нужно немного увеличить длину, просто ослабляем винт крепления и немного выдвигаем штырь из основания. Если ли нужно укоротить, то от припаянного сверху штырька просто откусываем по 1,5,-2мм, постоянно контролируя величину КСВ.
Настройка, как правило, делается в середине диапазона радиостанции. Либо на той частоте, на которой рация будет работать постоянно.
фото удлиненного штыря.
 

Вложения

  • 6.jpg
    6.jpg
    157.3 KB · Просмотры: 26
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275

Pypec

Постоялец
Регистрация
11 Июл 2011
Сообщения
544
Реакции
297
Баллы
195
Между радиостанцией и антенной подключается приборчик, который показывает некий коэффициент при включении передатчика. Делают несколько замеров на разных частотах диапазона станции и определяют насколько и в какую сторону нужно (если нужно вообще!) изменить длину штыря антенны.
Конструкция антенны может иметь разные варианты регулировки длины штыря. Обычно винтовые зажимы, позволяющие увеличить длину, выдвинуть штырь на несколько сантиметров. При необходимости укоротить - штырь просто подрезают с нижней, толстой стороны.

С верхней - тонкой - стороны обкусить хлыст намного проще и технологичнее...

Добавлено через 1 минуту 31 секунду
Повредить может только включение передатчика без антенны. Причем только передатчика: если просто включил, потом вспомнил что антенну не подсоединил и тут же выключил - ничего страшного.

Когда радиостанция работает с ненастроенной антенной, то она просто снижает свой КПД. К поломке радиостанции это не приведет.

Очень хреново настроенная антенна эквивалентна её отсутствию. И выходной каскад передатчика легко может выгореть. Так что увлекаться временем работы на ненастроенную не стоит...
 
Последнее редактирование:

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Очень хреново настроенная антенна эквивалентна её отсутствию.
Ещё раз повторю, что покупаемая антенна настроена на типовой приемо-передающий тракт. Работа с такой антенной не приведет к фатальным последствиям.

Другое дело, если речь идет о кустарно и безграмотно изготовленной антенне.
 

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
Согласитесь - не самое эстетичное зрелище
Можно, конечно, и красивее сделать...
Но во первых, этот маленький нарост практически не заметен уже с трех метров, а во вторых, лично для меня на первом месте было все же качество связи, а не дизайн. Хотя могут быть и другие мнения.
 

Pypec

Постоялец
Регистрация
11 Июл 2011
Сообщения
544
Реакции
297
Баллы
195
Ещё раз повторю, что покупаемая антенна настроена на типовой приемо-передающий тракт. Работа с такой антенной не приведет к фатальным последствиям.

Другое дело, если речь идет о кустарно и безграмотно изготовленной антенне.

"типовой приемо-передающий тракт" - это 50-омная система, и не важно, что там внутри. Он рассчитан на 50-омную нагрузку. Но антенна резонансная, и чем больше её укорочение, тем острее резонанс. С уходом от точки резонанса меняются активная и реактивная составляющие импеданса, сопротивление так же уходит от чисто активных 50 ом...
 

canep

Общительный
Регистрация
4 Дек 2009
Сообщения
38
Реакции
103
Баллы
94
полковник2 написал(а):
...покупаемая антенна настроена...
Никуда она не настроена, она только сделана. Указанные значения КСВ в паспорте - это предельно достижимые по заявлению производителем параметры (вы же, заменив в магнитоле динамики 10Вт на 100Вт , не ждете прибавки громкости?)
Пока ее ("антенну") не установишь на машину это вообще не антенна. Установленный на машину штырь с катушкой из магазина ("антенна") вместе с кузовом, вместе с (мало ли) багажником и прочими близко находящимся железом - ЭТО антенна. А вместе с кабелем - АФТ (антенно-фидерный тракт). Вот этот АФТ и должен быть настроен (т.е. иметь волновое сопротивление 50 ом).
Измерение КСВ дает возможность быстро прикинуть работоспособность АФТ и его безопасность для передатчика, выявить ошибки установки (неконтакт, КЗ и т.п.). На качество передачи значение КСВ влияет мало, это скорее коэффициент безопасности.
Обычно считают так:
до 2-х - не идеально, но работоспособно, в эфир уходит 90% мощности;
от 2-х до 5-и - где то "косяк" (плохой контакт, неправильная сборка и проч.), велика вероятность спалить рацию, особенно "турбо", в эфир уходит от 50% до 90% мощности;
более 5-и - явный брак антенны, кабеля или установки, работать нельзя, нужно все проверять и переделывать.

ПС Пример обманчивости КСВ. Если в результате небрежной установки кабель "хлебнет" воды, то наверняка КСВ=1 (т.е. вся мощность передатчика выходит из него и не возвращается). Но связи при этом не будет.
 
Последнее редактирование модератором:

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
На качество передачи значение КСВ влияет мало, это скорее коэффициент безопасности.
Вы заблуждаетесь.
При КСВ=1, 100% мощности идет в эфир.
При КСВ=1,5 - 96%
При КСВ=2,0 - 89%
А при КСВ=3 всего 75%.
То есть четырех ватная станция становится, грубо, трех ватной , если КСВ=3
Так что, еще как влияет!
Если в результате небрежной установки кабель "хлебнет" воды, то наверняка КСВ=1 (т.е. вся мощность передатчика выходит из него и не возвращается). Но связи при этом не будет.
Если кабель хлебнет воды, то в нем скорее всего будет короткое замыкание по ВЧ. При этом КСВ будет стремится к бесконечности. Следовательно не будет ни приема ни передачи.
Кстати, подгон КСВ, при отсутствии согласующего устройства, возможен изменением длины фидера идущего от станции к антенне. Но такая практика применяется чаще при настройке стационарной антенны. Имеющиеся в продаже автомобильные антенны, как было замечено выше, уже имеют настроенную (по среднему значению) катушку и определенную длину кабеля. Так что "дикого" КСВ как правило у них не бывает. Но проверить его величину и подстроить в случае необходимости у покупной антенны все же стОит.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
Никуда она не настроена, она только сделана.
Вы покупали? Или может вы их (антенны) делаете?
Уймите свою категоричность. Антенна настраивается на стандартные условия и стандартную длину кабеля. А по факту её установки на автомобиль производится подстройка, которая позволяет улучшить качество (дальность в первую очередь) приема-передачи на несколько процентов.
 

canep

Общительный
Регистрация
4 Дек 2009
Сообщения
38
Реакции
103
Баллы
94
Друзья! Ну что вы цепляетесь к словам и "ловите блох"?
zhareniy написал(а):
...четырех ватная станция становится, грубо, трех ватной ...Так что, еще как влияет!
С точки зрения приемника эта разница в мощностях передатчиков не велика. В эфире что 4-х Ваттные, что 8-ми Ваттные станции будут вещать примерно (подчеркиваю "примерно") на одинаковом расстоянии. Чтобы увеличить дальность передачи " в разы" нужно подымать мощность передатчика в десятки раз.
А ведь многое еще зависит от антенны (куча параметров, которые обычно называют расплывчатым словом "эффективность"), от высоты ее установки и... да от звезд на небе в конце-концов!:)

Выше я попытался показать, что гнаться за идеалом совсем не обязательно:
...до 2-х - не идеально, но работоспособно, в эфир уходит 90% мощности;...
и плохой КСВ на безопасность влияет гораздо сильнее, чем на "эффективность".

полковник2 написал(а):
...Уймите свою категоричность. Антенна настраивается на стандартные условия...
Мы говорим об одном и том же разными словами. То, что Вы назвали "настраивается", я назвал "сделана". Ведь ее (антенну) разработали, проверили на повторяемость параметров и запустили в серию. С приборами на конвейере их ведь не регулируют.
полковник2 написал(а):
...Вы покупали? Или может вы их (антенны) делаете?...
Не делаю, но не раз покупал и ставил (себе, друзьям). Ездил с разными антеннами - с врезными Турбой-2001, АТ-1200, Игл, с магнитыми АТ-1700 и Иглом.
По образованию (советско-российскому) я радиоинженер-исследователь и для себя сделал вывод, в котором, надеюсь, есть некая логика, что для автомобилиста, желающего радиофицировать свой автомобиль есть средний, но довольно широкий набор действий и аппаратуры, ниже которого - "колхоз" (что плохо), выше - "маньячество" (что неплохо, но обычно требует денег и трудозатрат).

Если кому-то своими постами помог - буду рад, если ввел в заблуждение - извиняюсь.:pardon:
 
Последнее редактирование:

Евген3110

Общительный
Регистрация
3 Янв 2010
Сообщения
95
Реакции
5
Баллы
84
Всем привет!!!))))) короче... почитал и сделал выводы... буду ездить с тем что есть... но, съездил я еще к одному мастеру.. он мне посмотрел, подключал к какой-то приблуде, по крамсал антенну и сказал... что ТЫ хочешь за такие деньги))))) купи хотя бы антенну по лучше *у меня*)))) улыбнулся и ушел... кстати настройка стоит 300 рябчиков, вот я и думаю заменить антенну!!!???!!! как думаете.. поможет и надо потом заново подключаться для настройки?
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,196
Баллы
1,275
вот я и думаю заменить антенну!!!???!!! как думаете.. поможет и надо потом заново подключаться для настройки?
Главное грамотно установить, в правильном месте. Решить вопрос с массой.
А настройкой, которая через подключение "приблуда" (КСВ-метра) и кромсанием штыря антенны можно добиться улучшения связи на несколько процентов, да и то только в узком диапазоне частот.
 

Фотографер

Общительный
Регистрация
20 Сен 2012
Сообщения
87
Реакции
29
Баллы
95
Здравствуйте, уважаемые! К вопросу об эксплуатации радиостанции в авто. Эксплуатировал рацию на предыдущей автомашине в течение двух лет и продал с ней. Купил такую же на Волгу - Алан (Мидланд) 78+, антенну Lemm AT 73 (ранее была 2001 Турбо). Антенны - врезные, боязно, что магнитка отвалится и что-нибудь причинит позади едущим гражданам -)).
Не рекламирую эту станцию, а также не советую -)) Просто МНЕ она понравилась, кто что бы ни говорил. Проехал с ней через всю Россию, из Находки (Приморский край) - до Краснодара. Везде был в курсе дорожной обстановки раз, где покушать с семьей остановиться два, где в мотеле прилично отдохнуть можно три. Удалось не заплатить ни одного штрафа, остановили всего раз - регион увидели на номере, документы проверили.
Из опыта могу сказать, что антенна - наиважнейший девайс в системе радиосвязи. У дальнобоев антенны тоже разные стоят, меня слышно далеко было, а вот тех, у кого антенны короткие или настроены плохо - в километре-двух терялись. Антенну необходимо герметизировать и настроить КСВ метром (прибор такой), настраивается методом увеличения-уменьшения длины антенны.
Сейчас вот делаю гнездо в панели под рацию, антенну врежу в штатное отверстие антенны радиоприемника в крыле заднем, на приемник установлю другую (наверное внутреннюю).
Не рекламируя какую-то конкретно рацийку, всем рекомендую установить станции. После продажи авто с рацией, пока не установил на вновь приобретенный авто - чувствую себя глухослепым.
 

Фотографер

Общительный
Регистрация
20 Сен 2012
Сообщения
87
Реакции
29
Баллы
95
кстати настройка стоит 300 рябчиков,
Здравствуйте! В продолжение моего поста...
КСВ - метр к слову самый простой стоит около 600 руб., инструкция к нему прилагается, все очень доходчиво описано. Включаете в разрыв между антенной и рацейкой и при помощи манипуляций переключателями на приборе и тангенте узнаете правильность настройки антенны.
Без антенны или с неправильно настроенной на сетку антенной рискуете вывести из строя рацию, в гарантийный ремонт потом не возьмут.
Изначально нужно решить - в каких сетках будете работать (станции разные - у меня 400 каналов). Я настраивал КСВ 1,1. в сетке D. Соответственно в сетках С и Е КСВ (коэффициент стоячей волны) был больше, но не превышал 1,3. что позволяло иногда заходить в 28 канал Е, где у нас таксисты.
А по трассе - у меня сетка D 15 АМ канал.
Я тут ранее прочитал негативные сообщения о форуме http://forum.ci-bi.ru/index.php и вправе не согласиться с мнением автора. Да есть у участников некоторые предпочтения к определенным моделям станций, но это их право. К примеру я не последовал всем рекомендациям и приобрел другую станцию, мне так удобнее. Хотя и пришлось выслушать некоторые "фи".
Но информация вообще о радиосвязи, принципах общения, настройки антенн, установки станции - оказалась мне очень полезной. Мне не нравятся некоторые моменты - категоричность заявлений некоторых участников, но они спецы в своем деле и думают, что это дает им некоторые преференции в общении. (я так не думаю).
Уверен лишь в одном - ежели больше людей с нашего форума Волговодов будут иметь на борту станции, возможностей для общения в дороге станет больше. В связи с некоторыми особенностями эксплуатации отечественного автопрома (склонностью к поломкам) - думаю это не лишнее.
 
Сверху