• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Полный юзер мануал по установке электровентилятора на 402 мотор

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Что дает установка электровентилятора на 402 мотор? Во-первых, в холодное время двигатель гораздо быстрее прогревается. Во-вторых, на больших оборотах крутящаяся штатная крыльчатка потребляет некоторый процент мощности двигателя, и можно ожидать небольшого снижения расхода топлива (говорят, на газелях это "немного" доходит до пары литров). В-третьих, говорят, снижается шум двигателя, но я этого не заметил.

Существует инструкция по установке на Волгу тазовского вентилятора _ttp://volga-gaz.ru/tunung/?url=8, но она достаточно краткая и новичок столкнется с рядом подводных камней, как очевидных, так и не очень. Кроме того, описанная в ней переделка требует вытачивания переходника и пайки радиатора, что совершенно необязательно. Постараюсь описать процесс установки максимально подробно, обращая внимание на различные грабли.

Итак, первое - нужно найти, собственно, сам электровентилятор. Можно купить в магазине, но я поехал на разборку и скрутил с небитой шахи вентилятор вместе с кронштейном, на котором он крепится, что обошлось всего в 250 рублей. Если будет выбор, то выбирайте вентилятор:

а) лучше импортный (мне попался югославский);
б) свободно вращающейся без заеданий;
в) без осевых и радиальных люфтов вала эл.двигателя;
г) не забудьте при покупке проверить его, подключив к аккумулятору.

Дома вентилятор надо отчистить, если моторчик разбирается, то разобрать и сделать ревизию подшипникам и щеточному узлу. Если двигатель неразборный, можно просверлить миллиметровое отверстие в корпусе по оси заднего подшипника и шприцом залить туда масла, после чего заклеить отверстие кусочком скотча, передний подшипник смазывается тем же шприцом при снятой крыльчатке. У меня после этой процедуры моторчик стал вращаться на порядок лучше. Если вы придерживаетесь принципа, что под капотом тоже должно быть красиво, не помешает слегка подкрасить кожух крыльчатки, если он ржавый или облезший. Говорят, в природе существуют 6-лопастные крыльчатки, которые дуют лучше. Охотно верю, но сам это чудо в магазинах не встречал.

attachment.php

Самое трудное, как не странно, оказалось найти промежуточную трубу с газели под установку термодатчика. Продавцы в магазинах вылупляли глаза и говорили, что понятия не имеют, о чем речь. В итоге на одном из прилавков обнаружил то, что искал, даже в 2х вариантах: в металле и пластике. Причем, в пластиковой трубе резьба под термодатчик уже была кем-то заботливо сорвана. Берем металлическую. При покупке обратите внимание на качество сварки трубы и резьбовой муфты под датчик, ибо может течь по этому месту. Кстати, продавцы сказали, что эта труба не с газели, а с соболя. Чтобы вы знали, что искать, вот фото этой трубы:

attachment.php

Термодатчик. Изучив форум, выяснил, что лучший вариант - тазовский термодатчик 92-87. При покупке потрясите датчик над ухом - в нем ничего не должно телепаться. К датчику не забудьте взять 2 медные шайбы, почему две - сход резьбы на датчике может не доходить до торца, и чтобы не тянуть до усера одну шайбу, лучше иметь возможность подложить две. Перед установкой термодатчик обязательно сварить! Делается просто: берем прибор-омметр или пищалку, подключаем к датчику, и за провода опускаем его в кастрюльку с водой, которую доводим до кипения. На грани закипания воды в кастрюльке, датчик должен щелкнуть, а прибор - показать ток. Народ жалуется на отвратительное качество этих датчиков, да и мне первый попался бракованным, в результате чего вентилятор не включился и мотор тут же закипел.

Реле вентилятора. Штатные реле с 406 быстро выходят из строя, поэтому возьмите стартерное реле на 70 ампер. Также понадобится разная монтажная мелочевка:

1. Клеммы, 2 шт. больших (на силовые выводы реле) и кучка маленьких: клеммы-мамы и клеммы-вилочки под винт.
2. Провода. Взял в хозмаге двойной провод с сечением каждой жилы 2.5 квадрата для питания на вентилятор, жилы запараллелил для увеличения общего сечения, 2 метра; а также несколько метров более тонкого провода: для подключения термодатчика, кнопки в салоне и индикатора на приборке.
3. Термоусадочная трубка разных диаметров. Изолента в данном случае - прошлый век.
4. Герметик ABRO, черный или красный, или любой другой высокотемпературный, но только не обычный хозяйственный.
5. Пластиковые хомутики для фиксации проводов.

Теперь подготовим купленный патрубок от газели: его нужно укоротить таким образом, чтобы получился короткий тройник. От места вварки резьбовой муфты отступаем 20-30 мм и отпиливаем. В общем, должны получиться максимально короткие патрубки, с которых не будут сваливаться шланги. В данном деле важно не переборщить в ту или иную сторону, если пожадничать и оставить побольше, резко возрастет нагрузка на верхний патрубок радиатора и его вскорости отломит. Если же оставить слишком мало, шланги будут соскальзывать. После секвестирования патрубка, тщательно обработайте концы напильником и наждачной бумагой. Если сечение будет не круглым, а овально-прямоугольным, можно попытаться придать ему приближенную к круглой форму, путем аккуратных ударов молотка по патрбуку, лежащему на деревянной колоде. Не переусердствуйте, ибо труба обычная шовная конструкционная и может треснуть по шву, да и сварка ненароком отскочит.

Когда все готово и закуплено, приступаем к имплантации.

Сначала снимаем старый вентилятор. Первым делом ослабляем ремни (не забудьте, а то свернет шкив помпы). Затем откручиваем 4 болта крепления кожуха, сам кожух сдвигаем назад, к помпе и получаем доступ к крыльчатке. Торцовым ключом откручиваем 4 болта, которыми крыльчатка крепится к шкиву:

attachment.php

Снимаем крыльчатку и кожух, после чего закручиваем болты обратно. Возможно, придется подобрать более короткие болты или подложить толстые шайбы, если они будут вылазить с обратной стороны, у меня закрутились нормально.

Ставим электровентилятор. Он туда становится как родной, одно отверстие совпадает, два пришлось досверлить, в итоге крепление на 3х болтах: один справа по ходу движения, два слева. Если кожух вентилятора не будет плотно прилегать, между ним и радиатором можно проложить кусок разрезанного вдоль резинового шланга. Получается примерно так:

attachment.php

Теперь открываем крышку радиатора и сливаем тосол, достаточно слить примерно 5 литров, после чего снимаем верхний патрубок с радиатора и корпуса термостата. Чтобы не прилагать опасных усилий, его проще разрезать и спокойно снять, его все равно придется выбросить.

attachment.php

Не жалейте этот шланг, если только он не новый, все равно нужно менять, и вот почему. Эти шланги (сверху и снизу) нужны для того, чтобы двигатель мог свободно перемещаться относительно радиатора и корпуса машины, т.е., помимо основной функции - подвода ОЖ к радиатору, резинки выполняют еще и демпфирующую роль. Со временем они дубеют и становятся жесткими, в результате чего на патрубки радиатора передаются изгибающие усилия от вибраций двигателя и со временем патрубки могут дать трещину по месту впайки в радиатор. А мы еще дополнительно снижаем эластичность шланга, запихивая в него кусок жесткой трубы. Посему не поскупитесь и купите новый верхний патрубок, можно даже в комплекте, он недорогой и все равно пригодится. Шланги выбирайте максимально мягкими, но в то же время они должны быть толстыми и обязательно армированными капроновыми нитями. Не экономьте, не ставьте старый задубевший патрубок, и не используйте технические шланги иного назначения, если не хотите вскорости паять радиатор. Со временем новый патрубок тоже задубеет, но он успеет принять максимально благоприятную форму.

Берем кастрированную трубу от газели и вкручиваем в нее термодатчик, не забыв про медную шайбу (шайбы) и обязательно на герметик. Закрутить сейчас его будет удобнее, т.к. его можно куда-нибудь упереть или на что-нибудь надеть (поручик, молчать!). Если закручивается туго или идет плохо, лучше решить проблему сейчас, нежели когда-нибудь потом, когда система уже будет стоять на двигателе и вы будете ключом с трубой выкручивать датчик, рискуя сорвать шланги и выворотить разиатор.

attachment.php


Зачищаем патрубки на радиаторе и корпусе термостата от грязи и старого герметика, если таковой имелся. Снимаем заусенцы и коррозию наждачной бумагой. Примеряем тройник датчиком вниз - почему обязательно вниз, будет работать даже при минимальном уровне тосола. Намечаем место разреза на новом резиновом патрубке - все размечается таким образом, чтобы не было изгибающих напряжений. Режем шланг, одеваем его на наш самодельный тройник, разумеется, на герметик и хомуты. После чего насаживаем всю конструкцию туда, где она и должна помещаться, затягиваем, убираем сопли от герметика. получается примерно так:

attachment.php

Пока герметик сохнет, займемся проводкой. Для безопасности рекомендуется скинуть плюсовую клемму с аккумулятора, но при известной аккуратности можно обойтись и без этого. Главный принцип здесь - во-первых, система важная, она обеспечивает температурный режим двигателя, а во-вторых, делаем для себя. Поэтому провода новые, медные многожильные, силовые провода - достаточного сечения и желательно в двойной изоляции, никаких скруток, везде клеммы, обжатые термоусадкой, в общем, необходима максимальная надежность. Реле стартера крепится на кронштейн радиатора, слева по ходу движения, отверстия там есть:

attachment.php

Вентилятор подключается через штатный разъем, который надо было снять на разборке, дабы в случае чего его можно было быстро демонтировать без резки проводов. Схему рисовать лень, опишу словами:

1. Датчик: один вывод на массу, другой - на обмотку реле
2. Реле: второй вывод обмотки - на плюс
3. Вентилятор: один вывод на массу, второй на плюс через контакты реле.

В общем, датчик коммутирует землю (чтобы в случае внутреннего пробоя не было КЗ), реле коммутирует плюс (чтобы на вентиляторе не было постоянного напряжения, что исключит вероятность КЗ или токовой утечки при пробое обмотки на массу).

Плюс для вентилятора берется обязательно через предохранитель на 30А. У меня одно гнездо в корпусе общего предохранителя 60А, что на левом крыле, было свободно, сделал там:

attachment.php

Плюс на обмотку реле берется с верхнего вывода транзисторного коммутатора (на фотографии - коричневый провод справа), чтобы при выключенном зажигании система обесточивалась.

Минус на вентилятор - от ближайшего надежного болта, не забывайте про клеммы-вилочки и термоусадку. Минус на термодатчик - тоже от ближайшей земли, взял с кронштейна радиатора, он луженый и обеспечивает надежный контакт:

attachment.php

Параллельно термодатчику ведем провод в салон, на свободную кнопку - необходимо на случай отказа термодатчика. У меня таковой оказалась кнопка включения задних противотуманных фонарей, которые все равно запараллелены с габаритами, вторая слева над пепельницей. Если кнопка не использовалась или использовалась редко, она может заедать. Лечится разборкой и смазкой литолом пластмассовых подпружиненных шпенечков, которые ездят по перекидным контактам. С вентилятора тянем второй тоненький провод на индикатор в спидометре, там свободен крайний правый, что он должен сигнализировать - не знаю, в камасутре не написано, а к лампочке даже были незаняты клеммы в колодке. Если у вас вместо лампочек светодиоды (кстати, весьма рекомендую сделать), то соблюдайте полярность. Концы провода обжимаются клеммами и вставляются в колодку. Не забывайте про грабли. В итоге при включенном вентиляторе индикатор должен индицировать сей примечательный факт:

attachment.php

Проверяем вентилятор: при замыкании выводов термодатчика он должен работать. А теперь возьмитесь одной рукой за металл отвертки, которой замыкаете датчик, а другой - за корпус. Чувствуете, как бьет током (не бойтесь, это не опасно)? Этот эффект называется самоиндукцией и вызывает ускоренное обгорание контактов датчика. Чтобы продлить срок его службы, рекомендую параллельно выводам датчика подключить любой диод с рабочим напряжением несколько сот вольт. Мне подвернулся монументальный Д242, но сгодится и что-нибудь слаботочное, типа Д226. Подключается диод просто: замыкаем им контакты датчика, при одной полярности вентилятор должен крутиться, при другой - нет. Если вентилятор не крутится ни так ни так, либо наоборот, крутится при любом подключении, значит диод либо пробит, либо оборван, фтопку его. Подключаем диод так, чтобы вентилятор закрутился, после чего переворачиваем его и монтируем именно в такой полярности. Теперь он будет гасить броски самоЭДС от реле, в результате чего продлится срок службы термодатчика и не будут создаваться паразитные помехи в бортсеть при выключении реле. Не забудьте надежно изолировать корпус диода от массы (термоусадка рулит).

Провода прокладываем параллельно штатной проводке, фиксируя их пластиковыми хомутиками. Вид на монтаж сверху:

attachment.php
 

Вложения

  • 003.jpg
    003.jpg
    29.6 KB · Просмотры: 5,867
  • 001.jpg
    001.jpg
    19.1 KB · Просмотры: 5,740
  • 004.jpg
    004.jpg
    33.8 KB · Просмотры: 5,695
  • 005.jpg
    005.jpg
    32.5 KB · Просмотры: 5,722
  • 006.jpg
    006.jpg
    27.4 KB · Просмотры: 5,689
  • 002.jpg
    002.jpg
    25.2 KB · Просмотры: 5,658
  • 007.jpg
    007.jpg
    36 KB · Просмотры: 5,702
  • 009.jpg
    009.jpg
    25.4 KB · Просмотры: 5,680
  • 010.jpg
    010.jpg
    31.5 KB · Просмотры: 5,711
  • 008.jpg
    008.jpg
    27.2 KB · Просмотры: 5,692
  • 012.jpg
    012.jpg
    37 KB · Просмотры: 5,709
  • 011.jpg
    011.jpg
    38.8 KB · Просмотры: 5,737
  • 013.jpg
    013.jpg
    31.6 KB · Просмотры: 5,852
Последнее редактирование модератором:

443

Коренной житель
Регистрация
21 Мар 2009
Сообщения
3,937
Реакции
1,904
Баллы
565
На улице около +30, после поездки включаю зажигание, ОЖ поднимется до 92гр или выше, срабатывает вентилятор что перед радиатором - работает 7 минут.
Не долго ли?
 

vagimqwerty

Постоялец
Регистрация
15 Фев 2013
Сообщения
811
Реакции
121
Баллы
174
На улице около +30, после поездки включаю зажигание, ОЖ поднимется до 92гр или выше, срабатывает вентилятор что перед радиатором - работает 7 минут.
Не долго ли?

Да, очень долго. Для этой цели нужно ставить так, чтоб эл вент включался вместе с доп эл помпой, устапновленной дополнительно.
 

walik

Общительный
Регистрация
19 Май 2013
Сообщения
51
Реакции
1
Баллы
64
лето. датчик 92-87 работал как и описано выше (в полосатой зоне) , поэтому поставил датчик 99-94 . включается в половине первой сплошной зоны, отключается на 1/4 первой сплошной зоны. замечено что перед скорым временем включения ветилятора увеличиваются обороты 402 ( метан). до 810-850 , при этом в полосатой зоне обороты 650-720 .
Пирометр- на прогретом двигателе температура включения датчика при мерно совпадпет, головка около 90 гр., масляный фильтр -50; генератор-50; блок сопротивлений-85; выпускной колектор -170-210. вот.:)
 

StalkerAV

Общительный
Регистрация
19 Апр 2010
Сообщения
19
Реакции
1
Баллы
65
Всем доброго времени суток!
А если вместо штатного датчика включения вентилятора, указанного в первом посте, поставить сей девайс http://www.12v.ru/site.xp/052052055124050057052054124.html , и заказать его на 93-87°С, вкупе с этим http://www.12v.ru/site.xp/052052055124051049048052124.html ? Или поставить для управления обычного реле сее устройство http://www.12v.ru/site.xp/052052055124050057057051124.html ? Для крепления датчика внутри корпуса использовать токопроводящий клей с их же магазина.
Хотелось бы услышать мнение - стоит оно того, или проще взять обычный датчик 92-87 за 140руб.?
 
Последнее редактирование:

Игорь69rus

Постоялец
Регистрация
1 Апр 2014
Сообщения
596
Решения
1
Реакции
63
Баллы
180
Всем доброго времени суток!
А если вместо штатного датчика включения вентилятора, указанного в первом посте, поставить сей девайс
[http://www.12v.ru/site.xp/052052055124050057052054124.htmlQUOTE] , и заказать его на 93-87°С, вкупе с этим
http://www.12v.ru/site.xp/052052055124051049048052124.htmlQUOTE] ? Или поставить для управления обычного реле сее устройство ? Для крепления датчика внутри корпуса использовать токопроводящий клей с их же магазина.
Хотелось бы услышать мнение - стоит оно того, или проще взять обычный датчик 92-87 за 140руб.?

Ну если есть желание этим заниматься, то хуже не будет, если всё делать аккуратно! Всё-таки, цифровой контроль лучше аналогового!
 

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Проще тогда уж купить на алиэкспрессе цифровой термостат с регулировкой температуры, индикацией и т.п.

Только не вижу смысла усложнять то, что и так нормально работает.
 

koleso

Постоялец
Регистрация
11 Фев 2012
Сообщения
784
Реакции
69
Баллы
160
А если вместо штатного датчика включения вентилятора, указанного в первом посте, поставить сей девайс
[http://www.12v.ru/site.xp/052052055124050057052054124.htmlQUOTE] , и заказать его на 93-87°С, ? Или поставить для управления обычного реле сее устройство ? Для крепления датчика внутри корпуса использовать токопроводящий клей с их же магазина. Хотелось бы услышать мнение - стоит оно того, или проще взять обычный датчик 92-87 за 140руб.?
Усложнение ведёт к снижению надёжности, тут не только эти цифры будут голову морочить, но и после 1-2 месяцев надоест. Там и так цифр хватает. :smoke:
Если поставить второй вентилятор - очень помогает. У меня штатный карлсон включается от датчика в радиаторе от 83-87 град, т.к. пока до туда дойдёт, в двигле под 100. Дополнительный (толкающий) от датчика на трубы от двигла в радиатор - 92-87. Включаются очень интересно - в пробке - дополнительный чаще. Т.е. как только кипяток пошел по трубе. А вот на ходу в тяге, когда обороты помпы не маленькие-то штатный от радиатора.
А надежность выше - открутился как-то сам пропеллер от штатного карлсона-отсоединил его от реле и дальше поехал. :drinks:
 

StalkerAV

Общительный
Регистрация
19 Апр 2010
Сообщения
19
Реакции
1
Баллы
65
Купить с алиэкспресс конечно проще, но цена его в 6 раз выше.:(
А на счет усложнения... ну нравится мне ставить в машину различные прибамбасы.:) У меня и так уже куча всяких индикаторов, тумблеров и пр. в салоне!:gaz_love:
 

Игорь69rus

Постоялец
Регистрация
1 Апр 2014
Сообщения
596
Решения
1
Реакции
63
Баллы
180
А на счет усложнения... ну нравится мне ставить в машину различные прибамбасы.:) У меня и так уже куча всяких индикаторов, тумблеров и пр. в салоне!:gaz_love:

Молодца! Есть желание что-то переделать или модернизировать, делайте!!! Главное, чтобы это пошло на пользу именно Вам!!!;):)
 
Последнее редактирование:

koleso

Постоялец
Регистрация
11 Фев 2012
Сообщения
784
Реакции
69
Баллы
160
... ну нравится мне ставить в машину различные прибамбасы.:) У меня и так уже куча всяких индикаторов, тумблеров и пр. в салоне!:gaz_love:
Тогда совсем другое дело. И пожелания удачи. :)
А вот второй карлсон всё-таки поставьте, лучше через отдельный тумблер с лампочкой. :):):)
Добавлено через 2 минуты 26 секунд
От чего подобрать промежуточную трубу под толстый нижний шланг? 402 на 24-ке. Промежуточная - куда аварийный датчик вкручивается.
На 24-ке у меня там просто шланг с радиатора на помпу.:) А труба с датчиком (сам поставил) в верхнем патрубке, с двигла на радиатор. Стоит не дорого.
 
Последнее редактирование:

vagimqwerty

Постоялец
Регистрация
15 Фев 2013
Сообщения
811
Реакции
121
Баллы
174
От чего подобрать промежуточную трубу под толстый нижний шланг? 402 на 24-ке. Промежуточная - куда аварийный датчик вкручивается.

От 406 двига и обрезать ее, а ставится она в разрез верхнего шланга, а не нижнего. Вставив трубу в нижний шланг, ты не будешь ездить, а только лечить авто от п5ерегрева.
 

StalkerAV

Общительный
Регистрация
19 Апр 2010
Сообщения
19
Реакции
1
Баллы
65
А вот второй карлсон всё-таки поставьте, лучше через отдельный тумблер с лампочкой. :):):)

Уже почти поставил - осталась самая мелочь!;) Еще раз спасибо автору темы!:)
Единственное думаю - поставить датчик 87-82 не в верхний патрубок, а в нижний. Механический вентилятор оставил, электрический думаю использлвать как резерв. Во всяком случае на лето. Каково ваше мнение на счет темературного режима работы датчика? Может поставить больше (92-87)? Или это уже будет черевато перегревом при экстримальном режиме (затяжные подьемы по горным дорогам в +35°С и более)?

Патрубок под датчик подобрал с 6 раза (все с навернутой резьбой были)!
 
Последнее редактирование:

vagimqwerty

Постоялец
Регистрация
15 Фев 2013
Сообщения
811
Реакции
121
Баллы
174
сделал, как полагается: сварил 42.5 мм и вниз.

На этом месте включения датчика вента, перегрев те6е обеспечен, это точно. Вчера в этой ветке кому то писал уже, что датчик надо ставить сразу после термостата и вверх ногами, или боком. Испытано на своих двух авто. Газ 2410 с 89 года и Газель с 99 года, принудительный вент выкидывался сразу на обоих авто и больше никогда не ставился и перегревов не было, если не считать пару случаев от сгоревших реле.
 

443

Коренной житель
Регистрация
21 Мар 2009
Сообщения
3,937
Реакции
1,904
Баллы
565
Оплавился и сломался провод(+) что идет с блока предохранителей под капотом на реле. Был в ПВХ изоляции, заменил на такого же сечения 4-5мм только в резиновой.
Как предотвратить подобный инцидент? Поставить предохранитель в разрыв этого провода, но они что видел в продаже тоже в ПВХ и жесткие, могут сломаться.
Провод что оплавился, еще и прилип немного к другим что рядом, может остальные провода дополнительно за изолировать, чем кроме изоленты?
 

Алексей595

Завсегдатай
Регистрация
1 Апр 2014
Сообщения
1,006
Реакции
108
Баллы
205
Почему никто не ставит датчик включения вентилятора в головку на место вакумного выключателя? Причём если ставить Силич, можно использовать датчик ТОЖ и тогда температура будет стабильна.
 

shtepsel_

Постоялец
Регистрация
5 Май 2009
Сообщения
256
Решения
1
Реакции
41
Баллы
129
Почему никто не ставит датчик включения вентилятора в головку на место вакумного выключателя?
Видимо, очень велик риск, что датчик не всегда будет погружен в ОЖ.
ЗЫ. Сам планирую скопировать жигулевскую систему: термостат от классики, и ТМ-108 от неё же в нижний бачок радиатора :)
 
Сверху