Наступила жара, стал включаться вентилятор. По моим субъективным меркам и по датчику он включается где-то на 90-95 и до 80 скидывает без проблем. Командует им ЭБУ. Отключается он сразу после остановки двигателя.
Это нормально.
Если остановить двигатель в момент включения вентилятора, т.е. при 90-100, то при следующем включении зажигания будет гореть лампочка перегрева. Включаю, включается и вентилятор, подожду, завожу, холодный тосол поступает в двиг, лампочки гаснут, температура опускается до 80.
Это понятно, что тосол продолжает нагреваться от горячих поршней и цилиндров, но это же ведь ненормально?
Относительно ненормально.
У меня также. Но просто вентилятор включается чуть раньше и температуру скидывает до 80 точно, а вот включается при 90 или чуть выше (два датчика, в трубке и радиаторе).
Естественно при остановке температура повышается, но выше 95 я не видел. Термостат на 70 (зимой не езжу).
И еще. В момент температуры 100, открываю крышку расширительного бачка и уровень тосола поднимается с отметки "нет ничего" до отметки "МАКС". В холодном состоянии хоть и 5ти миллиметровый уровень, но просматривается, т.е. воздух он не хапает.
Также нормально. В системе создается давлеие, благодаря ему даже обычная вода закивает при более высокой температуре. Откручивать крышку на горячем двигателе не рекомендую, ОЖ может выплеснуть (правда это случается на двигателях с проблемами с системе охлаждения, где имеются воздушные пробки).
У меня помимо волги есть еще другая машина, там вентилятор работает от датчика в радиаторе (как у нас, только датчик на входе, т.е. в правильном месте). Причем работает, даже после выключения зажигания. Потом выключается. Сказать что это что-то дает я не могу. Помпа ведь не работает, как ОЖ поступить в двигатель? Так что нужно делать, как на крайслере 300с 2012, где помимо простой помпы стоит электрическая, которая и качает ОЖ после выключения зажигания, охлаждая ОЖ в радиаторе (вентилятором) и прокачивая до понижения температуры. Но это на вариации с 6 литровым двигателем
.
А резко охлаждать двигатель я не рекомендую. Лучше плавное остывание, пускай и со 105, чем резкое.
Тут уже работает физика, металл не любит резких охлаждений.
Резюмируя вышесказанное, проблем у вас нет, нормы работы ЗМЗ 406 в пределах 80-105 градусов, конечно 105 это много, но не критично.
А сравнивать его с ЗМЗ 402 не имеет смысла, у него и топливо другое и он уже совсем другой, потому и температуры работы у него выше.
Максимум что могу посоветовать - помыть радиатор, проверить работу термостата (пощупать верхний патрубок, посмотреть когда температура чуть упадет вниз при работе двигателя и т.д.), ну и если ДВС грязный, то помыть, но руками и тряпкой, а не на мойке, зальёте водой разъемы и датчики.