• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Схема регулятора оборотов отопителя..

Электрод

Житель
Регистрация
24 Сен 2007
Сообщения
2,268
Реакции
1,182
Баллы
420
Все знают про этот мелкий, но весьма недешевый девайс.. маленькая такая платка в печке.. и вот ползая по сети в поисках схемы сварочного инвертора случайно нарыл другое, не менее полезное устройство - схему регулятора оборотов.. вот она.. судя по деталям - на 100 рублей.. за что берут 700 - непонятно.. :)
 

Вложения

  • 31107_~1.jpg
    31107_~1.jpg
    44.9 KB · Просмотры: 2,910

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Teh,
если разобрать вентилятор "обычного процессорного кулера", можно увидеть электронную начинку.

Вот за нее то я и боюсь. Кстати, а в ней самой не реализована защита???
 

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
можно.
я бы поставил 4,7 ом 2ваттный (чтоб холодный был) + 1,5ке18а.

я вобще здесь вспомнил далекое детство, когда занимался в школе в кружке "радиоэлектроника" вот только детали тогда у нас другие были... мп39, п213..... ну да ладно!!!

чего-то я не совсем понимаю смысл 1,5ке18а. Пошапил в инете - все равно не понял!!! Обьясни пожалуйста "на пальцах" чего он делает??? Ограничивает напряжение на кулере? так может тогда поставить 1,5ке12??? прошу прощения за глупые вопросы, просьба не пинать, от меня еще будет толк.
 

isc

Завсегдатай
Регистрация
5 Авг 2009
Сообщения
845
Реакции
500
Баллы
215
TVS похож на мощный стабилитрон. но его настоящая суть - ограничитель.
очень быстродействующие. способны рассеять огромную пиковую мощность.
в отличие от варисторов не деградируют.
* 1500 Watts Surge Capability at 1ms (в ЭТОМ корпусе. есть и больше -)
* Fast response time: Typically less than 1.0ps from 0 volt to BV min.
* Low zener impedance
* Excellent clamping capability

в минусах - большой разброс напряжения пробоя (с буквой "А" - повышенная точность. буква "С" двусторонняя проводимость)
мин 17.10в при тестовом токе 1ма
макс 18.90в при тестовом токе 1ма
25.2в при максимально допустимом токе 60.3А

предположим что возникнет импульс перенапряжения 100в, т.к. у нас есть резистор, макс ток будет меньше чем (100-чтотооколо18в)/4,7(ом) = 17А.
напряжение на TVS при этом будет чтото между 17,1 и 25в, думаю 20-21вольт.
надеюсь электроника вентилятора это выдержит.
правда сам не проверял.
можно погуглить, что об этом говорят,в своей документации производители карлсонов, тот же jamicon...

использовать 1,5ке с цифрами менее 18 в данном случае считаю нельзя.
т.к. REVERSE STAND-OFF VOLTAGE VOLTAGE
напряжение "выключения" после пробоя 15.30в.
чуть выше максимального в бортсети.
 
Последнее редактирование:

Георг Ом

Постоялец
Регистрация
18 Янв 2009
Сообщения
163
Реакции
50
Баллы
110
isc, чтобы давать советы и пытаться с кем-то спорить надо самому очень хорошо разбираться в схемотехнике. Транзистор и закрытый не убьют импульсы вольт в 50-60, т.к. максимальное напряжение на закрытом полевом транзисторе указывается либо для нормированного тока утечки, либо просто максимальное неразрушающее при фиксированной длительности импульса. С нагрузкой в виде мотора при пиках очень малой длительности и 100 вольт могут пролетать не портя транзистор, а 50-60 вольт импульсы приличной длительности могут быть, т.к. из этого напряжения вычитается противо-эдс мотора, да и активное сопротивление и индуктивность мотора не дадут убить транзистор. Транзистору ничего страшного нет, а со стабилитроном и резистором в цепи питания микросхемы ей ничего не грозит.
Teh, схема с обратной связью с выхода более надежная и более правильная. DI HALT что-то видимо в свое время упустил и варился в собственном соку. Шим-регулятор на 555 таймере с частотозадающей цепью с выхода таймера еще с середины 80-х известен. Так даже в IR2151(2153) частотозадающая цепь сделана. Да что в них, у любого шим-контроллера типа TL494, UC384x также цепь у генератора реализована.
 
Последнее редактирование:
  • Нравится
Реакции: Teh

isc

Завсегдатай
Регистрация
5 Авг 2009
Сообщения
845
Реакции
500
Баллы
215
isc, чтобы давать советы и пытаться с кем-то спорить надо самому очень хорошо разбираться в схемотехнике.

да и активное сопротивление и индуктивность мотора не дадут убить транзистор.


пиписькомер достаем ?
кто разбирается в схемотехнике. кто нет. у мну есть чем похвастаться...

да вкупе с нагрузкой энергия лавинного пробоя будет ограничена.
и без спец. мер защиты - этот транзистор, будет не хуже остальной "умной" электроники... горящей при отключенном аккумуляторе.

но с tvs будет еще надежнее. он способен поглотить много больше. чем макс. допустимая энергия лавинного пробоя транзистора.
дешевле сейчас поставить копеечную защиту, чем потом менять дорогой ключ.


у любого шим-контроллера типа TL494, UC384x также цепь у генератора реализована.
к выходу шим контроллера времязадающая цепь подключена о_О ?
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
вобще вопрос - а откуда в бортсети автомобиля 100 вольт появится??? разве аккумулятор не скушает такой импульс??? и где вы видели автомобиль с отключенным во время работы двигателя аккумулятором??? перед отключением аккума желательно прощаться с регулятором напряжения на генераторе, а также мозгом инжектора и сигнализации потому что после подключения батареи они уже врядли будут живы... а вы о каком то 100 рулевом регуляторе оборотов говорите!!! а вот насчет кондеров на входе ШИМа - это верно. нужно хоть немного защитить бортсеть от 17килогерцовых импульсов да еще и с током 5ампер. Китайцы из экономии на матюгальник в свое время не поставили конденсатор, а я матюгальник поставил на трактор с жигулевским генератором, регулятор напряжения издох через 3 дня, следующие два прожили примерно столько же, пока я сам в этот матюгальник 2000 микрофарад не впаял (диод на входе поставить китайцы не забыли), после все работало и работает уже 4-й год.
 

isc

Завсегдатай
Регистрация
5 Авг 2009
Сообщения
845
Реакции
500
Баллы
215
Добавлено через 8 минут 35 секунд
откуда в бортсети автомобиля 100 вольт появится??? разве аккумулятор не скушает такой импульс???
ГОСТ 28751-90
Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний.
там есть о происхождении выбросов. (даже при наличии аккумулятора)

и где вы видели автомобиль с отключенным во время работы двигателя аккумулятором???
в соседней теме. про "дал прикурить"


а вообще я похоже действительно излишне перестраховываюсь.
но одно дело еденичная самоделка на личном авто,
другое если изделие сгорит у потребителя.... защита от "дурака без аккумулятора" должна быть.
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Гост полистал (хватило) страховаться надо, это верно.

а что если сделать чтобы в момент прохождения импульса полевик открывался, тем самым "сливая" этот импульс на мотор?....
 

Teh

Завсегдатай
Регистрация
21 Янв 2007
Сообщения
1,459
Реакции
642
Баллы
295
а что если сделать чтобы в момент прохождения импульса полевик открывался, тем самым "сливая" этот импульс на мотор?....
да там импульсы длительностью м.сек. Он их и не заметит. ЭБУ имеет защиту, а вот в комбинации НО защиты нету, если не сдохнет, то глючить может.

Добавлено через 5 минут 47 секунд
isc, вскрывал я компьютерные вентиляторы. Назначение выводов: масса (общий), плюс питания (+12в), вывод тахометра (датчик Холла). Выкидываешь нафиг эти куринные мозги и пользуешься только первыми двумя, и не стоит огород по защите датчика Холла городить.
 
Последнее редактирование:

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
Teh, вобще это не isc виноват, а я озаботился долголетием мотора. А как он крутит??? И можно поподробней что там эти мозги делают??? мне думалось что обмотки переключают, чтобы крутил.... а там не знаю, подскажите пожалуйста. и еще: если мозги не надо защищать, значит напрямую его на 14В вешаем, или все же резюк, чтобы только 12 осталось?
 

Teh

Завсегдатай
Регистрация
21 Янв 2007
Сообщения
1,459
Реакции
642
Баллы
295
_http://qrx.narod.ru/book/at/3.3.htm
ну я тогда молчу:rolleyes: Чесно не знал что так сложно. Тогда может ну его нафиг вообще компьютерный вентилятор, лучше уж тогда с ШИМом схему взять ?
 

PAVEL29

Завсегдатай
Регистрация
30 Окт 2009
Сообщения
1,449
Реакции
861
Баллы
265
ну я тогда молчу:rolleyes: Чесно не знал что так сложно. Тогда может ну его нафиг вообще компьютерный вентилятор, лучше уж тогда с ШИМом схему взять ?

неа, я уже твердо решил, уже закупил все что надо, даже кулер купил (200 р однако!!!) так что осталось сдать сессию (тьфу тьфу тьфу) и сваять это устройство (хотя там и ваять особо нечего), подобрать недостающие номиналы.... я под это дело даже мотор печки на 60Вт купил!!! Хотя ШИМ мне тоже интересна, подогрев сидений делать буду, туда поставлю ШИМ, даже без вопросов, только частоту снижу... Но это потом (перед подогревом сидений будет подключение сигнализации, которую поставили но не подключили и она из - за этого через 30 сек запирает двери, тахометр от 2106 поставлю.... ну это лирика....). Когда сваяю свое устройство выложу подробно что да как, чтобы человек ни разу не видевший паяльник смог себе сделать, хотя я уже итак это выложил (на 5-й странице). А може потом и на мотор печки ШИМ поставлю, пока времени нет возиться, в Калугу ехать за деталями, а резистор печки сгорел в декабре прошлого года (вони было!!!), так что надо будет просто быстренько сделать это чудо на кт818 а там уже посмотрим.
 
Последнее редактирование:

Teh

Завсегдатай
Регистрация
21 Янв 2007
Сообщения
1,459
Реакции
642
Баллы
295
Георг Ом, спаял регулятор по твоей схеме. Описываю результаты.

Схема рабочая, но:
1. С задающей емкостью в 10nF, отчетливо слышимое "пение" обмоток электродвигателя. Замена на 4.7nF полностью устраняет этот эффект.

2. Ток нагрузки при переменном сопротивлении в положении MIN =0.3 А, что больше в 2 раза по сравнению с изначальной схемой, двигатель на грани начала-остановки вращения (результирующая напряжения 0.9 вольт). То есть выключатель все таки нужен.

3. При малых оборотах ощутимый нагрев шунтирующего диода. осциллографа не было, могу только предположить, что форма импульсов имеет ярко выраженный всплеск обратной полярности.

Выводы. При таком принципе регулирования не исключается большая надежность схемы в целом, но требуется доработка (возможно более точный подбор номиналов элементов).

Резюме. Остановился на схеме выложенной в посте №92, с последующим упразднением диода Шоттки и электролитических конденсаторов на шине питания, и заменой их дросселем.
 
Сверху