• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,648
Последнее редактирование:

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Народ, а как шъете? Блок снимаете или через колодку диагностики?
Судя по схеме (пост 1435) в колодке есть разъем для перевода блока в режим программирования. Собираю свою на основе 541, вот и думаю как ее заливать.

27.09.11. Нашел ответ на этот вопрос. Только на снятом, через колодку не пишется большинством прог.

И еще. Кто какие параметры в прошивках правит, если не секрет? А то я для эконома соотношение воздух/топливо поправил (обеднил чутка), углы немного сдвинул и поднял порог перехода в мощностной режим. Может еще что-то надо поправить?
 
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570
для эконома соотношение воздух/топливо поправил
Это только увеличит расход. В этой прошивке уже и так оптимально всё... Можно разве что увеличить подачу топлива и поиграться с углами.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
570

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
В районе знаю две отличные заправки, на обеих на 92 разгоняется быстрее, чем на 95м на Роснефти...
Тогда надо прошивки и углы привязывать к конкретной заправке.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
Имея такой бензин в стране, самое время "играться с углами".... :(

Ну, с углами играться сами конструкторы ЗМЗ заставляют.
Усреднение параметров УОЗ понимается ими как уменьшение.
Этим же действием ими достигается снижение возможности детонации при огрехах изготовления деталей и сборки. Углы меньше нет детонации - ну и что, что едет похуже. Зато, нет детонации - нет рекламаций.
Надо найти программу чтобы могла логи писать по датчику детонации, дросселю и желательно воздуху при пробном заезде. Тогда можно будет просмотреть при каких нагрузках (процент открытия дроссельной заслонки) и воздухе возникает детонация и чуть углом убрать. В принципе, максимальная тяга должна быть на пределе порога детонации.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Надо найти программу чтобы могла логи писать по датчику детонации, дросселю и желательно воздуху при пробном заезде.
"Пробном заезде"
А при других погодных условиях что делать?
 
  • Нравится
Реакции: vlr

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
А при других погодных условиях что делать?

А вы что, при изменении погодных условий каждый раз настраиваете двигатель (углы меняете и т.д.)?

Под пробным заездом понимается прогон прошивки во всех режимах работы двигателя, после чего в точках детонации производится коррекция параметров.


Нашел прогу с записью логов - Diagnostic Tool. Пишет логи большинства параметров (настраиваемый список) в файл или документ Excel. Вроде как с возможностью экспорта в CTPro 4.15 - не опробовал еще.
 
Последнее редактирование:

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Кто то тут вроде 580-ю прикатывал. Ни кто не поделится? А то у меня она ХХ как то не стабильно держит. Обороты то 800, то 600, то 850... Что подёргать, куда копать? :wall:
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Нашел прогу с записью логов - Diagnostic Tool. Пишет логи большинства параметров (настраиваемый список) в файл или документ Excel. Вроде как с возможностью экспорта в CTPro 4.15 - не опробовал еще.

Вот еще одну прогу можно попробовать.
 

Вложения

  • Abbat.zip
    351.4 KB · Просмотры: 36

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Кто же хвастался 580й ? Отзовитесь по хорошему ;) :haha: Обороты бегают едрить мадрить
 

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
Волгомученик, посмотри сообщения от GUMEL JOHN. Он выкладывал разные прошивки на базе 580-й. Одной из них, с небольшими доработками, пользуюсь сам.
 

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
picture.php

Вот схема проводки от ЭБУ до диагностического разъема.

сегодня подключил бортовик напрямую к ЭБУ. Ура БК увидел Ителму мою. Теперь придется все проги заново пробовать. Видать где-то обрыв провода, что идет к диагн. разъему.
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
COMBILDR2.1.8 выдает ошибку "Адаптер не найден", при этом WLoader нормально определяет и читает ЭБУ, проги диагностики тоже работают. Что может быть? Нужно создать двухрежимную прошивку, а задается выбор управляющего контакта только в "Лодыре".


Вопрос снят. Решено.
 
Последнее редактирование:

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
Кто то тут вроде 580-ю прикатывал. Ни кто не поделится? А то у меня она ХХ как то не стабильно держит. Обороты то 800, то 600, то 850... Что подёргать, куда копать?
заметил тоже что хх не стабилен, особенно когда заводишь на горячий двиг, обороты сначала падают до 500 потом держаться в районе 600-700.
стандарт 580я

не мешает это, т.к. обороты не плавают, просто в разное время бывают разными.
 

Евгений FOX

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2010
Сообщения
154
Реакции
70
Баллы
110
заметил тоже что хх не стабилен, особенно когда заводишь на горячий двиг, обороты сначала падают до 500 потом держаться в районе 600-700.
стандарт 580я

не мешает это, т.к. обороты не плавают, просто в разное время бывают разными.

а причем тут прошивка? что каждый день она меняется? или может лучше проверить датчики и проводку?
 

ivons

Завсегдатай
Регистрация
8 Дек 2007
Сообщения
872
Реакции
419
Баллы
224
а причем тут прошивка? что каждый день она меняется? или может лучше проверить датчики и проводку?

до этого стоял соатэ, хх был 1000 и больше, вот вам и прошивка при том.

меняется в течении дня (ведь зависит от температуры, от вкл вентилятора, может еще от чего)
и еще у меня заслонка дроссельная не полностью перекрывает поток.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
а причем тут прошивка?
Ставлю нитку 158, всё окей. Меняю на плёнку с 357й, на газу колбасит. Шью 390ю всё в норме, ставлю блок с 580й, и хх то туда, то сюда. Датчики НЕ ТРОГАЮ! Сейчас сам влез в 580ю, выставил желаемые обороты 950, поднял график рхх до 70 шагов. Сейчас держит и газ и бензин 920 оборотов. Меньше не люблю, так как ни помпа, ни гена толком на 800-850 не работают. А так и на печку и зарядка идёт и самое главное лампочка давления не моргает. ;) Хотя если кто даст умно или по уму поправленную из 5й серии, то буду благодарен без гранично. :drinks::drinks::gaz_love:
 

sibirian

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
296
Реакции
173
Баллы
145
sibirian, как попробуешь просьба написать мини-отчет с фотками.

Отчет в какой части нужен? В переделке и прошивке или в прогоне во всех режимах?.
В прогоне фотографировать не получится, сам за рулем, комп пишет логи.
 
Сверху